Наталья Евтихова
Занятие в старшей группе «Путешествие в мир растений родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: Обобщить знания детей о растительном мире родного края. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её. Уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях.
Закрепить понятия о взаимосвязи растительного мира и человека.
Развивать связную речь детей.
Познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений.
Публикация «Занятие в старшей группе „Путешествие в мир растений родного края“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Растения. Изучаем мир растений
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.
Ход занятия:
Воспитатель:
Планета-дом
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету.
Я. Аким
Великий сказочник Г. -Х. Андерсен сказал: «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок». Сегодня мы отправимся в путешествие в растительный мир нашего края. А поедим мы на волшебном паровозике. Приготовились? Поехали!
ЕДЕТ, (1 хлопок в ладоши)
ЕДЕТ (1 хлопок в ладоши)
ПА-РО-ВОЗ. (3 хлопка,по 1 хлопку на каждый слог)
ТРИ ТРУБЫ (2 хлопка,по 1 хлопку на каждое слово)
И ПЯТЬ КО-ЛЁС. (3 хлопка,по 1 хлопку на каждый слог)
ТРИ ТРУБЫ(2 хлопка,по 1 хлопку на каждое слово)
ПЯТЬ КО-ЛЁС. (3 хлопка,по 1 хлопку на каждый слог)
МА-ШИ-НИСТ-(3 хлопка,по 1 хлопку на каждый слог)
РЫЖИЙ ПЁС. (2хлопка,по 1 хлопку на каждое слово)
Первая наша остановка «Деревья»
В нашей области растут такие хвойные деревья как:
Ель Кедр
Сосна Лиственница
Пихта
И лиственные:
Береза Липа
Осина Тополь
Дуб Клен
- А для чего нужен лес? Правильно, это сырье для промышленности и строительства. А самое главное, что деревья, с их корой, семенами, хвоей, почками и листьями- является сырьем, из которого делают медикаменты.
А сейчас проверим, как бы запомнили деревья, отгадайте загадки про них:
Загадки про деревья
Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.
ОТВЕТ
Берёза
Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.
ОТВЕТ
Берёзы
Клейкие почки,
Зеленые листочки.
С белой корой
Стоит под горой.
ОТВЕТ
Берёза
Белые овечки бегают по свечке.
ОТВЕТ
Верба
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
ОТВЕТ
Дерево
Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет -
Желуди на нем!
ОТВЕТ
Дуб
В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета.
ОТВЕТ
Желудь
Что же это за девица:
Не швея не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
ОТВЕТ
Елка
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём.
ОТВЕТ
Лес
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня же обижают:
Шкуру тонкую сдирают.
ОТВЕТ
Липа
Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки.
ОТВЕТ
Лиственница
Все в покое, замер ветер
И деревья все молчат.
Нет, не все еще - у этих
Листья тихо шелестят.
ОТВЕТ
Осины
Вот свершилась злая доля,
Было дерево когда-то,
А теперь тут круглый столик
И за ним сидят опята.
ОТВЕТ
Пенёк
Все знают, что у елки
Не листья, а иголки,
И так же, как она
С иголками.
ОТВЕТ
Сосна
Из деревьев ранним летом
Вдруг снежинки запорхают,
Но не радует нас это -
Мы от этого чихаем.
ОТВЕТ
Тополь
То ли с крыши, то ли с неба –
Или вата, или пух.
Или, может, хлопья снега
Появились летом вдруг?
Кто же их исподтишка
Сыплет будто из мешка?
Молодцы, вы очень умные и внимательные ребята отправляемся дальше в путь:
Поезд мчится, поезд мчит - движения руками;
Тук - тук - тук - ходьба на месте;
Сердце радостно стучит - движения руками;
Тук - тук - тук - ходьба на месте;
Поезд, поезд, торопись - движения пальцем руки;
Тук - тук - тук - ходьба на месте;
Днём и ночью стук колёс - движения руками;
Тук - тук - тук - ходьба на месте;
Поезд мчится, поезд мчит - движения руками;
Следующая остановка «Лекарственные травы»
В Кузбассе, так же растет большое количество лекарственных трав. Какие лекарственные растения вы знаете?
(Бобы, василек, клевер, крапива, тысячелистник и т. д.)
Ромашка Подорожник
Шалфей Зверобой
Душица
Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники», «Зельники». По названиям этих книг можно догадаться об их содержании. А вы догадались о чем написано в «Травнике»? «Цветнике»? «Зельнике»? (Ответы детей).
За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных свойствах растений. В современных аптеках можно увидеть разнообразные травы, настойки из, таблетки и микстуры из трав.
Часто люди сами собирают травы. Может быть кто-то из знакомых вам взрослых тоже собирал лекарственные растения?
Кто из вас видел в аптеке лекарственные растения? Какие?
Кого из вас лечили с помощью трав? От каких болезней? Какими травами?
Чаем из душицы хорошо вылечивается простуда.
Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран.
Ромашка поможет больному животику.
Посмотрите на эти цветы. Это шалфей. Его еще зовут «чабан-чай». Кто такой чабан? Это пастух, который пасет овец. Так вот, пастухи – чабаны пили чай из шалфея для того, чтобы не заснуть, быть бодрыми и внимательно следить за овцами и баранами.
А еще шалфей замечательно лечит больное горлышко.
Самая лучшая аптека – это Природа.
Но необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые. Дети могут только помогать.
Правила сбора лекарственных растений
1. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.
2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.
3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете? (Ответы детей). Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта.
4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.
5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.
6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего. Почему? (Ответы детей).
7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему? (Ответы детей).
Давайте поиграем в «Аптеку». Чтобы купить какое-либо лекарственное растение, нужно описать его, рассказать от чего вы собрались лечиться, нельзя только говорить название. Его должен угадать «аптекарь». Постарайтесь не только правильно описать словами растение, но и быть вежливыми покупателями.
Отправляемся дальше в путь!
Едем, едем, долго едем,
Очень длинен этот путь.
Скоро до Москвы доедем,
Там мы сможем отдохнуть.
Вот поезд наш едет,
Колеса стучат,
А в поезде нашем Ребята сидят.
Чу- чу- чу- чу – чу- у -у-у!
Бежит паровоз.
Далеко-далеко ребят он повез.
(Ходьба на полусогнутых ногах.)
Итак, мы прибыли на последнюю остановку «Ягодки»
А какие ягодные растения знаете?
(Клюква, черника, брусника, земляника и т. д.) - показать ягоды.
- Я хочу остановиться на таком растении, как шиповник (показываются ягоды шиповника). Еще в XVIII веке на Руси давали настои шиповника больным и раненным воинам. Кто знает, почему? Потому, что в шиповнике содержится большое количество аскорбиновой кислоты.
Давайте поиграем с вами в ягодные игры:
1. «Назови сок, назови варенье» (образование относительных прилагательных) : сок из малины – малиновый; сок из вишни – вишневый, сок из черники - …» варенье из малины – малиновое, варенье из вишни – вишневое, варенье из черники - ….
2. Дидактическая игра «Какая ягода лишняя? Почему?» (по картинкам; по представлению)
- Клубника, смородина, черника, вишня (Черника – растет в лесу)
- клюква, малина, клубника, брусника. (Малина – растет на кусте)
3. Составить описательный рассказ о ягоде по плану:
- Что это?
- Где растет?
- Каков внешний вид (цвет, форма, размер)
- Какова на вкус?
- Что из нее готовят?
Молодцы, ребята, на этом наше путешествие по растительному миру нашего края закончилось. Действительно природа нашего края красива и многообразна, но она беззащитна перед человеком. Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок
Если вместе я и ты
Если все сорвут цветы,
То останутся пусты
Все деревья и кусты
И не будет красоты!
Давайте любить и охранять природу родного края!