Нина Антропова
Проект «Путешествие в мир бумаги»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: уточнить представления о видах бумаги; развивать умение обследовать предмет и устанавливать связи, делать выводы; развивать познавательную активность, интерес в процессе исследовательской деятельности; формировать исследовательские умения, мыслительные операции; воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.
Материалы: спилы дерева, береста, опилки, емкость с водой, цветы лотоса (бумажные, полистироловые, большие цветы, бабочки из фольги, магнитная доска, кукла Маша, Барбоскины, сундочок, лента, различные виды бумаги.
Вводная часть.
Публикация «Проект „Путешествие в мир бумаги“» размещена в разделах
В. : ребята, сегодня нас ждет необычное, увлекательное путешествие. К нам из другой страны приехали загадочные гости. Вы узнали их? Кто это? Они привезли с собой волшебный сундочок, чтобы открыть его и узнать, что там находится, нужно произнести волшебные слова:
Сундучок, сундучок,
Позолоченный бочок.
Расписная крышка,
Медная задвижка.
Раз, два, три, четыре, пять
Можно сундучок открывать.
(Открываем сундучок, достаем различные виды бумаг)
Итак, мы сегодня совершим путешествие в мир бумаг.
Основная часть.
В. : Бумага - удивительный материал. С ней мы сталкиваемся ежедневно. Она бывает документом, плакатом, фантиком, письмом, книгой, упаковкой.
Вы знаете, что она нужна всем: взрослым и детям. Ее используют во всех странах мира. Бумага бывает разной : мягкой, гладкой, плотной, шершавой, скользкой.
Приглашаю вас в бумажный город (на доске изображен город из бумаг).
Давайте посмотрим и скажем, какие виды бумаги были использованы при «строительстве города»(ответы детей (газетная, цветная, картон, обойная, бархатная, упаковочная, фольга, калька, цветная, самоклеющаяся….)
В. : Зная виды бумаги, хочется узнать ее свойства. Как она ведет себя в различных ситуациях? Чтобы ответить на этот вопрос, нам надо провести исследования.
Пройдем в секретную лабораторию №1.
Исследование1: «разрывание бумаги»
В. : берем две ленточки. Одна тканевая, а вторая бумажная.
Сейчас попытаемся завязать эти ленточки кукле Маше. Ленточка из ткани завязывается, а из бумаги рвется. Предлагаю детям разорвать ленточку их ткани и ленточку из бумаги.
Вывод: бумага легко рвется.
Исследование 2: «летающая лента»
В. : сделали бабочек из упаковочной бумаги и взяли бабочку, из пластика. Посадили их на большие красивые цветы. Предлагаю детям взять бумажных бабочек, посадить себе на ладошку. Затем правильно подуть (не надувая щеки). Бабочки разлетелись в разные стороны. Бабочка из пластика не улетела.
Вывод: бумажные бабочки легкие, поэтому когда на них дует ветерок, они разлетаются. Бабочка из платика тяжелая, она осталась на ладошке.
Ф/ минутка:
Видишь, бабочка летает.
На лугу цветы считает.
Раз, два, три, четыре, пять
Ох, считать, не сосчитать!
За день, за два и за месяц
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
Даже мудрая пчела
Сосчитать бы, не смогла.
В. : давайте пройдем дальше, в следующую секретную лабораторию.
Исследование3: «Взаимодействие бумаги с водой»
В. : из разных материалов (полистирола и салфеток) сделали цветы лотоса. Лепестки лотоса из салфеток закрутили к центру. Провели игру – эксперимент «Какой цветок распуститься быстрее?»
Опустили цветы лотоса в емкость с водой. Лотос из полистирола остался в прежнем состоянии. Цветы лотоса из салфеток «распустились» в воде.
Вывод: бумага боится воды, намокает. Бумага, из которой сделаны салфетки – мягкая, рыхлая. Она хорошо впитывает воду, становится тяжелее и лепестки «распускаются».
Исследование 4: «Шуршащая или поющая бумага»
В. : мы с детьми решили узнать, может ли бумага «издавать звуки», «петь»? Для этого исследования взяли разноцветную бумагу и выполняли движения «стирка белья». Бумага шуршала, скрипела.
Вывод: при смятии и трении бумага издает звуки.
В. : дети, давайте повторим еще раз свойства бумаги, с которыми мы с вами познакомились (бумага рвется, летает, намокает, шуршит)
Воспитатель предлагает детям пройти в потайную комнату, чтобы узнать из чего делают бумагу. Дети рассматривают, исследуют предметы, которые находятся перед ними (спилы дерева, кора дерева, береста, опилки) .
В. : как вы думаете, что это?
В. : давным –давно, на Руси не было бумаги. Писали люди на березовой коре – бересте с помощью заостренных палочек. Как вы думаете, легко было писать? (ответы детей)
В наше время бумагу изготавливают из деревьев, на специальных бумажных фабриках. Бревна очищают от коры, распиливают. Основой для производства бумаги служат древесные опилки. (Показ опилок)
В. : Ребята, мы с вами знаем, чтобы сделать бумагу из деревьев, для этого нужно уничтожить дерево. Представьте, что наступит время, когда на земле не останется ни одного дерева. Как вы думаете, что будет, если с земли исчезнут деревья? (ответы детей)
В. : правильно, ребята. Деревья вырабатывают кислород, которым дышат люди и животные. Они являются жильем и источником пищи для многих животных, насекомых и птиц. Деревья имеют лечебные свойства. А еще, люби наблюдая за деревьями, научились узнавать погоду. Например, хвойные деревья опускают ветви вниз перед дождем, поднимаются вверх, перед ясной погодой. Если с березы в начале октября лист не упал, то снег ляжет поздно.
Если исчезнут деревья, то погибнет все вокруг. И для того, чтобы сохранить деревья, люди научились делать бумаги из макулатуры. Макулатура - это использованная, ненужная бумага.
Деревья нужно беречь, ухаживать за ними: не рвать листья, не ломать ветви, не царапать и не отрывать кору.
В. : Вам понравилось наше путешествие?
Чем оно вам запомнилось?
Какое исследование бумаги вам понравилось больше?
Что нового узнали?