Раиса Дубровина
Конспект занятия «Путешествие в Изумрудный город»
▼ Скачать + Заказать документы
«От рождения до школы», образовательная область «Познание»,
раздел «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора»,
старшая группа компенсирующей направленности.
Программное содержание:
1. Уточнить и расширить представление детей о лесе, закрепить название деревьев.
2. Формировать представление о распространении семян деревьев.
3. Познакомить детей с процессом очистки воды.
4. Обучать детей делать вывод о закономерностях в живой и неживой природе.
5. Развивать внимание, выразительность речи, интерес к растительному миру.
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в Изумрудный город“» размещена в разделах
6. Активизировать память, операции мышления, включать воссоздающее и творческое воображение.
Материал и оборудование:
Демонстрационный материал: глобус, компьютер, геометрические фигуры, шкатулка с семенами, панно для «посадки» семян деревьев, облако, деревья, накидка волшебника, музыкальный центр, диск с записью, игрушки: белка, ворона, кабан.
Раздаточный материал: настольная дидактическая игра «Разрезные картинки», семена деревьев: желуди, рябина, шишки ели, семена березы, каштан; картинки с изображением веселого и грустного Страшилы.
Оборудование для экспериментирования: промокательная бумага, воронки, емкости, кувшинчик с мутной водой, вата.
Ход мероприятия:
Дети входят в группу.
Воспитатель: (Обращает внимание на глобус). Дети, посмотрите, что это у меня в руках?
Дети: Это глобус нашей Земли.
Воспитатель: Посмотрите, как красива наша планета. А что обозначает зеленый цвет на глобусе?
Дети: Это растительность: деревья, травы, цветы, кусты.
Воспитатель: Деревья украшение нашей Земли.
Без них не живут муравьи, соловьи.
Ни звери, ни ягоды, ни грибы,
Не люди, не птицы и ни слоны.
(Раздается сигнал СОС).
Воспитатель: Дети, слышите, к нам на компьютер пришло голосовое сообщение из Изумрудного города, давайте послушаем.
(На экране компьютера появляется изображение Страшилы и Дровосека).
Голос Страшилы: Мы жители Изумрудного города, просим вас о помощи. Злая колдунья Бастинда погубила все деревья, загрязнила воду и забрала «деток деревьев». Это настоящая катастрофа!
Воспитатель: Дети, давайте поможем жителям Изумрудного города!
Дети: Давайте.
Воспитатель: Перенестись в Изумрудный город поможет нам волшебный зонтик.
Воспитатель: Повторяйте за мной.
Раз, два, три. Волшебный зонтик закружись! В Изумрудный город нас перенеси. Закрывайте глаза.
(Дети закрывают глаза и попадают в сказочный город).
Воспитатель: Дети, нам необходимо узнать, какие деревья погубила колдунья в городе.
(Проводится настольная дидактическая игра «Разрезные картинки»)
Воспитатель: Перед вами на столе лежат конверты. В каждом из них разные части дерева. Соберите из частей целое дерево и назовите его.
(Дети собирают деревья.)
Воспитатель: Назовите, какие деревья у вас получились.
Дети: Дуб, рябина, береза, каштан, ель.
Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте представим себя деревьями.
(Воспитатель проводит упражнение на регуляцию мышечного тонуса «Дерево»)
Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо.
(Подняв руки вверх дети качают ими вправо, влево.)
Ветер тише, тише, тише, все деревья ниже, ниже.
(Медленно и плавно опускают руки вниз.)
Воспитатель: Дети, а теперь нам необходимо вернуть чистую воду в изумрудный город. Скажите, вода нужна растениям?
Дети: Да!
Воспитатель: Какая вода?
Дети: Чистая, родниковая, дождевая.
Воспитатель: Для чего?
Дети: Для жизни, чтоб расти!
Воспитатель: Тогда нам необходимо попасть к волшебнику Гудвину, ему нужна наша помощь. Нам нужно пройти по необычной дорожке. Сейчас мы обойдем круглые камни, наступим на квадратные и перешагнем через треугольные. Все поняли?
(Дети идут по необычной дорожке, выполняя задание.)
Воспитатель: Дети, вот мы и пришли в лабораторию к волшебнику Гудвину.
(Воспитатель надевает накидку и колпак).
Гудвин: Здравствуйте, дети, я вас очень ждал. Без вас не получится волшебство. Помогите вернуть деревьям чистую воду.
(Дети садятся за столы, на них стоят емкости с воронками, на тарелочке лежит промокательная бумага и вата, на столе стоит кувшин с мутной водой).
Гудвин: Дети, нам необходимо сделать фильтры для воды. Для этого возьмите вату и поместите ее в воронку. Теперь, сюда мы нальем грязную воду. (Дети изготовляют фильтры и проверяют их действия.) Расскажите, что происходит?
Дети: Грязь остается на поверхности, а чистая вода льется в емкость.
Гудвин: Правильно. С водой произошли волшебные превращения, вы помогли снять заклятие Бастинды, и очистили воду.
Гудвин: Какая была вода?
Дети: Грязная.
Гудвин: А стала?
Дети: Чистая, прозрачная.
Гудвин: Спасибо вам за помощь! А я с вами прощаюсь.
(Воспитатель снимает плащ и колпак.)
Воспитатель: Дети, вы слышите, что это? – Кап! Кап! Кап!
Дети: Это капает дождик.
(Проводится пальчиковая игра «Дождик»).
Капля – раз! Капля – два!
Капля медленно сперва,
А потом как-кап-кап-кап
Капля каплю догонять.
Кап-кап-кап-кап…
Воспитатель. Бастинда боится воды, она от дождя растаяла. А вот и короб с детками деревьев.
(Проводится игра «Детки с чьей ветки»)
Воспитатель: Давайте скорее откроем короб с семенами деревьев. Назовите какие семена украла злая волшебница.
(Дети достают макеты семян и называют их.)
Дети: Это семена клена - крылатки.
Это семена дуба - желуди.
Это семена каштана - каштан.
Это семена березы - сережки.
Это семена рябины - ягоды рябины.
Воспитатель: Возьмите эти семена и верните их мамам-деревьям.
(Дети размещают каждое семя на соответствующем макете дерева.)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как размножаются деревья?
Дети: Да, семенами.
Воспитатель: Правильно. Вот послушайте, наши семена запели.
(Звучит звукозапись.)
Голос семян: На дереве мамы мы долго сидели, но ветер поднялся и мы полетели.
Воспитатель: Дети, какие семена у нас летят с ветром.
Дети: Крылатки клена и березы.
Воспитатель: Правильно. А теперь давайте посадим новые деревья в изумрудном городе. Возьмите семена клена и березы и посадите их в поле.
(Дети берут семена и крепят их на панно.)
Воспитатель: А кто поможет другим «деткам».
Дети: Им помогут зверушки.
Воспитатель: Правильно. Белочка возьмет шишку, кабан желудь и принесет его в другое место, там они и прорастут. Возьмите эти семена и посадите их на горке. (Дети крепят семена на панно с рельефом горки.)
Воспитатель: А кто поможет рябине?
Дети: Птицы. Они сорвут ягоды. Где они упадут там вырастет рябина.
Воспитатель: Посадите семена рябины на полянке рядом с горкой.
(Дети размещают семена на панно).
Воспитатель: Дети, посмотрите, к нам на помощь прилетело облачко. Оно пролило на семена теплый дождь, и из них выросли деревья, получился красивый зеленый лес. (Воспитатель прикрепляет на панно, в местах, где посажены семена, зеленые деревья.)
Ты расти на радость людям
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес.
Полный сказок и чудес.
Воспитатель: Дети, посмотрите, как прекрасно стало в Изумрудном городе. А сейчас нам пора возвращаться домой. Где же наш зонтик? Возьмитесь за руки. Раз, два, три. В группу нас перенеси!
(Звучит голос Страшилы.)
Голос Страшилы: Молодцы дети! Спасибо за помощь! Мы рады вас видеть в нашем Изумрудном городе. И за это мы вам дарим «волшебную шишку исполнения желаний» и награждаем вас орденом «Юные помощники леса».
Воспитатель: Ребята, понравилось вам наше приключение? Что понравилось больше всего? Какие задания запомнились?
Ответы детей.
Воспитатель: На столе перед вами фотографии Страшилы. На одних он веселый, на других грустный. Расскажите, какое сейчас у вас настроение? Если вам понравилось наше приключение и у вас хорошее настроение, то возьмите фотографию с веселым Страшилой, а если наоборот – то с грустным Страшилой.