ольга сгибнева
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие в город Глазоград»
▼ Скачать
МК ДОУ БГО Борисоглебский детский сад № 16
комбинированного вида
Конспект непосредственной образовательной деятельности
образовательная область (познание)
для детей старшего дошкольного возраста
тема: «Путешествие в город Глазоград»
Составил: воспитатель Сгибнева О. В.
2013г
Программное содержание:
Расширить и закрепить знания детей о частях тела человека и их функциях.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности „Путешествие в город Глазоград“» размещена в разделах
Развивать представление о том, что глаза являются одним из важнейших органов чувств человека; познакомить детей со строением глаза;
Воспитывать внимательное отношение к своему организму, здоровью; привести к пониманию, что зрение человека надо беречь;
Формировать умение высказываться и отвечать на поставленные вопросы окружающих.
Расширять пассивный словарь дошкольников: "зрачок", "сетчатка", "радужная оболочка", "глазной нерв", "хрусталик", "мышцы глаза".
Предварительная работа:
- беседы по теме «Тело человека»",
- разучивание дидактических и подвижных игр (тренировка зрительной памяти); "Найди одинаковые предметы"
- рассматривание познавательных рисунков;
- организация сюжетно-ролевой игры "Поликлиника" (на приеме у врача-окулиста);
-знакомство с гимнастикой для глаз;
-заучивание стихотворений с детьми по теме;
-знакомство с общим массажем.
Оборудование и материалы:
- иллюстрация "Строение глаза";
- картинки для дидактической игры «Найди пару» "(разрезные картинки)
- таблица для определения остроты зрения;
- набор матрешек, мешочек с мелкими игрушками (две из них одинаковые); зеркала по количеству детей; предметы для игры и иллюстрации, ширма; рисунок глаза и гимнастика для глаз.
Ход занятия
Речевая зарядка.
Воспитатель: Здравствуйте, девочки!
Девочки: Здравствуйте!
Воспитатель: Здравствуйте, мальчики!
Мальчики: Здравствуйте!
Воспитатель: Здравствуйте, гости! Мы рады приветствовать вас в нашем городе Глазограде!
Утром ранним кто-то странный, Заглянул в моё окно.
На ладони появилось
Ярко-рыжее пятно.
Это солнце заглянуло,
Будто лучик протянуло,
Тонкий лучик золотой.
И как с первым лучшим другом,
Поздоровалось со мной.
Воспитатель: Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой. Дарит хорошее настроение. Давайте и мы поздороваемся с солнышком.
Пальчиковая гимнастика «Здравствуй».
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую! Пальцы правой руки по очереди
“здороваются” с пальцами левой руки,
похлопывая друг друга кончиками.
Воспитатель: Как здороваются люди? Ответы детей: «Добрый день! Доброе утро! Доброго здоровья! Здравствуйте, доброго здоровья, здоровья вам, всего доброго, всех благ»
- Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей.
Дидактическая игра «Помощники человека».
– Ребята сегодня мы с вами будем играть, и вспоминать, какие же у человека есть помощники.
Загадки о частях тела:
Назовите орган слуха.
Дружно хором – это (ухо).
Если б не было его, не сказал бы ничего (язык).
На лице он выдаётся, не в свои дела суётся, но сопеть и нюхать тоже с удовольствием он может (нос)
Никуда не торопись ты и не кушай очень быстро! Ты его не набивай, и, конечно, не зевай! (рот)
Нежная равнина, мягкая перина, а посмотришь ласково –зальётся красной краскою (щека).
Вот загадка, милый друг, легкая - послушай: Ею ложку я беру, кашу буду кушать! (рука)
Красные двери в пещере моей, белые звери сидят у дверей, и мясо, и хлеб – всю добычу мою –я с радостью белым зверям отдаю (губы и зубы).
Гладкое поле, белая полянка, ни травинки, ни былинки, да посередке – ямка (живот).
головушка-совушка (дети гладят голову); лобик-бобик (выставляют перед собой лобик, как бычки); носик-абрикосик (закрывают глазки и попадают пальчиком в кончик своего носа) ; щечки-комочки (мнут пальчиками щечки, трут их тихонько ладошками) ; губки-голубки (вытягивают губки в трубочку) ; зубочки-дубочки (стучат тихонько крепкими зубами) ; бородушка-молодушка (гладят подбородок) ; глазки-краски (раскрывают глаза пошире, смотрят, сколько красок вокруг) ; реснички-сестрички (моргают ресничками); ушки-непослушки (трут тихонько пальчиками ушки) ; шейка-индейка (вытягивают шейку) ; плечики-кузнечики (дергают плечиками вверх-вниз) ; ручки-хватучки (хватают вокруг себя) ; пальчики-мальчики (шевелят пальчиками рук) ; грудочка-уточка (вытягивают вперед грудь) ; пузик-арбузик (выставляют живот вперед) ; спинка-тростинка (выпрямляют спинку) ; коленки-поленки (сгибают ножки в коленях по очереди) ; ножки-сапожки (топают ножками).
Вот вы вспомнили, из чего состоит наше тело. Такие помощники есть у каждого из вас.
Дидактическая игра «Собери картинку»
На столе лежат картинки, но они разделены на части. Нужно из частей собрать картинку. (Дети, каждый в своей подгруппе собирают глаз человека и рассказывают о том, что у них получилось.)
На краю полей пшеничных,
Под тенистою листвой.
Два ключа есть необычных,
С чистой, свежею водой.
Не умыться той водицей,
Хоть и глубока она,
Целый мир в нее глядится
Небо, звезды, облака.
Днем открыты всем навстречу,
Эти чудо - роднички,
А во мраке, в поздний вечер
Их скрывают колпачки. (Что это)
Два соседа - непоседы,
День на работе,
Ночь на отдыхе. (Глаза).
Разберемся вместе дети, для чего глаза на свете? И зачем у всех у нас, на лице есть пара глаз?
Чтоб текла из них слеза?
Ты закрой глаза ладошкой,
Посиди совсем немножко:
Сразу сделалось темно,
Где кроватка, где окно?
Странно, скучно и обидно
Ничего вокруг не видно.
Женя хочет быть пилотом,
Править быстрым самолетом:
Все моря на белом свете
Переплыть мечтает Петя,
Будет Николай танкистом,
А Сергей парашютистом,
Станет снайпером Илья…
Но для этого, друзья,
Кроме знанья и уменья:
Всем необходимо зренье!
Н. Орлова
Дидактическая игра «Найти одинаковые предметы в мешочке.» (дети определяют предметы на ощупь).
Воспитатель: Как труднее узнать предметы, с открытыми или закрытыми глазами?
- Глаза - главные помощники человека.
- Ребята, видеть глазами, означает пользоваться зрением. Что мы можем благодаря зрению? (ответы детей)
- Конечно, благодаря зрению мы можем видеть все, что есть вокруг нас, различать и узнавать предметы, отмечать их качества и любоваться красотой природы во все времена года.
Физкультминутка.
С неба падают снежинки.
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками,
И покажем дома маме. (Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги. (Потягивания — руки в стороны.)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.)
Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик. (Прыжки на месте.)
Ну а мы идём, идём (Ходьба на месте.)
И к себе приходим в дом. (Дети садятся.)
Дидактическая игра «Расставить матрешки по величине» (проводится с завязанными глазами)
- Ребята, мы с вами узнали, что помощниками человека являются глаза. Глаза наши устроены очень сложно. Мы познакомимся с той частью глаза, которую нам видно. (Рассматривание плаката с глазом). Что же можно обнаружить в глазу, рассматривая его. Можно увидеть цветной кружочек. Это радужка. У всех людей она разного цвета, т. е. по радужке мы определяем цвет глаз. Посмотрите в зеркала и определите цвет своих глаз (работа с зеркалами).
- В середине радужки есть черная точка. Это зрачок. Зрачок, регулируя количество цвета в глазу, может сужаться, сжиматься и расширяться. Если в глаз проникает сильный свет, зрачок сужается. Если света недостаточно - зрачок расширяется. И от этого меняется форма глаза - узкие или раскрываются полностью (примеры из жизни).
- Снаружи глаз защищен твердой прозрачной оболочкой. Эта оболочка называется роговицей.
- Ребята, когда человек смотрит только одним глазом, он меньше видит. Например, если смотрим правым глазом и видим только с правой стороны. И видим больше и лучше, если смотрим двумя глазами (проверяем).
Сейчас мы рассмотрим картинки, подумаем и решим, что для глаз полезно, а что вредно.
Игра "Полезно - вредно". Я буду спрашивать, а вы давать ответ, говоря: "Это вредно, или это полезно"
1. Тереть грязными руками глаза. 2. Вытирать лицо чистым носовым платком. 3. Читать в транспорте. 4. Смотреть телевизор, сидя близко к экрану. 5. Читать, лежа в постели. 6. Смотреть телевизор на расстоянии от экрана. 7. Гулять на свежем воздухе. 8. Есть продукты, богатые витаминами.
Помни истину простую, Лучше видит только тот, Кто жует морковь сырую, Или сок морковный пьёт.
- А сейчас повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Какие у вас красивые глазки! Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? (Прекрасные, ясные, лучистые, чистые, нежные, заботливые, добрые, ласковые, счастливые, веселые.) Сколько ласковых и нежных слов вы назвали.
- Какого цвета бывают глаза? Что умеют делать наши глазки? (Плакать, смеяться, щуриться, смотреть, грустить, закрывать, открывать, мигать)
- Если человек грустит, какие у него глаза? (Грустные.) (Злится - злые; сердится - сердитые; удивляется - удивленные; думает - задумчивые; веселится – веселые.)
- Вот видите, какими разными могут быть глаза у человека и у вас тоже.
Пословица «Глаза - зеркало души»
Давайте вспомним правила по охране зрения.
- Правила по охране зрения.
1. Не трите глаза грязными руками.
2. Умывайтесь ежедневно с мылом.
3. Не смотрите близко и долго (более 1 часа) телевизор. 4. Не играйте в компьютерные игры (более 15 мин.)
5. Не читайте и не рисуйте, лежа в постели.
6. Читайте и рисуйте за столом, в хорошо освещенной комнате, свет должен падать слева.
7. Оберегайте глаза от попадания в них едких и опасных жидкостей.
8. Берегите глаза от колющих и режущих предметов.
9. Ешьте продукты с витаминами.
10. Гуляйте на свежем воздухе - Молодцы! Ребята, делать гимнастику для глаз - это тоже полезно.
Корригирующая гимнастика для глаз «Весёлая неделька»
Всю неделю по порядку глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся, вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту. Во вторник часики глаза
Отводят взгляд туда- сюда, ходят влево, ходят вправо, не устанут никогда.
В среду в жмурки мы играем. Плотно глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять! Время глазки открывать.
Жмуримся и открываем - так игру мы продолжаем.
А в четверг мы смотрим вдаль, на это времени не жаль.
Что вблизи и что вдали, глазки посмотреть должны.
В пятницу мы не зевали, глаза по кругу побежали.
Остановка! Им опять в другую сторону бежать.
Хоть в субботу выходной, мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки, чтобы бегали зрачки.
В воскресенье будем спать, а потом пойдем гулять.
Итог. Глаза наши - незаменимые помощники. Они могут рассказать доктору, что человек болен и ему необходима помощь. У больного человека меняется цвет глаз. Недаром говорят, что глаза - зеркало души. В этом зеркале можно увидеть не только болезни, но и характер человека: добрый он или злой, хитрый или простодушный, правду он говорит или нет. С их помощью мы видим окружающий мир, наш прекрасный цветной мир и любуемся им. Не забывайте, помните - наши глаза драгоценные для нас, и мы просто обязаны беречь их. Никто не позаботится о них лучше, чем вы сами. "Если глазки сберегу, сам себе я помогу, я здоровье сберегу! " Поэтому берегите и охраняйте глаза.