елена писанова
Конспект НОД в старшей группе «Путешествие по экологической тропинке»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: раскрыть здоровьесберегающее, культурное, познавательное, эстетическое значение природы в жизни людей.
Задачи:
— познакомить детей с многообразием жизни в природе;
— воспитывать бережное отношение к окружающему миру;
— познакомить с правилами поведения в лесу;
— раскрыть связь жизни человека и окружающей природы.
Интеграция образовательных областей знаний: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация».
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Путешествие по экологической тропинке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.
Материалы: фонограмма «Звуки природы», картинки с изображением леса, ель, сосна; имитация воды с «мусором», мусорный пакет, следы животных, фото животного с отпечатком лапы, искусственные деревья, гнездо птицы, веревка (тропинка, шишки и иголки ели и сосны, игрушки ящерка или змея, лягушка, кульки из бумаги.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим о природе. Замечательный русский писатель, большой знаток и любитель природы Михаил Пришвин писал:
«Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы,
а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
Воспитатель: Сегодня нас ждёт путешествие по экологическим тропинкам. Что такое экология?
Экология – это наука о доме, о природе.
В доме должна быть чистота?
А природа – это и есть наш большой дом, и мы все вместе должны поддерживать в нём порядок.
Воспитатель: Ребята, кто знает, что же ещё такое природа?
Ответы детей: это все вокруг нас, это животный и растительный мир.
А кто знает, что природа бывает живой и неживой?
Подумайте и назовите, какие объекты природы относятся к живой природе? Ответы детей: деревья, кустарники, трава, цветы, птицы, насекомые, животные
Объясните, почему?
Ответы детей: потому что, они могут расти, дышать, питаться, болеть, плодиться (размножаться)
А, что же тогда относится к неживой природе?
Ответы детей: небо, тучи, облака, солнце, вода, песок, земля, воздух, ветер
Почему?
Ответы детей: потому что не растут, не дышат, не питаются и т. д.
Хорошо, ребята.
Скажите, какое сейчас время года?
Дети: поздняя осень
Воспитатель: Назовите признаки осени.
Дети: День стал короче, а ночь длиннее, появляется на лужах лед, воздух становится холодным, улетели перелетные птицы, деревья и кусты сбросили листья, трава больше не растет, выпал снег и покроет землю.
Звучит фонограмма «Звуки природы» - закрыть глаза
Воспитатель: Как вы думаете, где же мы оказались?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Что такое лес?
Дети: Много деревьев, кустов, трав, цветов.
Воспитатель: подумайте, есть такой лес, где растут только сосны и ели. Как такой лес называется?
Дети: Хвойный.
Воспитатель: Как называется лес, где растут берёзы, рябины, клёны, осины?
Дети: Лиственный.
Воспитатель: А чем отличается хвойное дерево от лиственного?
Ответы детей.
Воспитатель: Как называется лес, где вместе растут и хвойные, и лиственные деревья?
Дети: Смешанный.
Воспитатель: Молодцы!
А вы знаете, что есть правила поведения в лесу? Давайте вспомним
Дети: Громко не кричать,
ходить только по тропинкам,
не ломать ветки на деревьях,
не ломать кусты,
не рвать много цветов.
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Для чего нужны деревья?
Дети:
1) Деревья обогащают воздух кислородом, а воздухом дышат люди, животные, птицы – все жители нашей планеты не могут обойтись без воздуха.
2) Деревья защищают землю и всех обитателей леса от палящего солнца. А зимой помогают им спрятаться от сильных морозов и холодного ветра.
3) Древесину люди используют в строительстве домов, изготовлении мебели. Бумагу делают из древесины.
Воспитатель: Правильно. Еще из одного дерева можно сделать очень много карандашей – 170 тысяч! Многие деревья, например, липа, сосна, берёза, дуб и другие богаты витаминами, которые используются в медицине. Но среди деревьев есть и ядовитые. Например, дерево анчар. Оно растет очень далеко от России. Вокруг него нет ни одного животного, насекомого. А если птица сядет на его ветки, то погибнет. Еще хочу сказать о том, что у разных деревьев разных срок жизни, примерно от 8 до 200 лет. Но часто жизнь дерева зависит от нас, от людей – заботимся ли мы о деревьях, оберегаем ли мы деревья их или нет.
Игра «С какого дерева лист?»
На столе выложить «в лесу» картинки.
Физкультминутка «Покажи ствол, ветви, корни, листья».
Воспитатель: Я буду называть часть дерева, а вы выполнять движения.
• «ствол» – опустили вниз руки,
• «листья» – шевелим пальчиками,
• «корни» – топаем ногами, не отрывая пяток
• «ветви» – поднимаем руки вверх.
Воспитатель: сейчас присядем на стульчики, закроем глаза и почувствуем запах свежести, запах леса, и тд. Дыхательная гимнастика.
Воспитатель: Ребята, я вижу тропинку! Как вы думаете, а куда ведет эта тропинка? Сейчас узнаем…
Давайте пройдем по тропинке (веревка) вглубь леса.
Дети по сделанной спортивной дорожке подходят к «речке» и видят мусор.
Воспитатель: Ребята, смотрите – речка! А не далеко от берега много следов. Интересно кто здесь ходил?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно внимательно посмотреть на землю, на песок вдоль берега.
Игра «Угадай, чьи следы»
На полу разложены вырезанные из бумаги следы животных не у воды. Детям показываются сравнительные схемы животного и его следа.
Загадки для упрощения задания :
Не барашек и не кот,
Носит шубу целый год.
Шуба серая - для лета,
для зимы - другого цвета.
(Заяц)
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода - кора.
(Заяц)
Лесом катится клубок,
У него колючий бок,
Он охотится ночами
За жуками и мышами.
(Ёжик)
Лежала под ёлками
Подушечка с иголками.
Лежала-лежала,
Да и побежала.
(Ёжик)
У кого из зверей
Хвост пушистей и длинней?
(Лиса)
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
И кур в деревне крадёт.
(Лиса)
Хозяин лесной
Просыпается весной
А зимой, под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой
(медведь)
Летом наедается
Зимою отсыпается
(медведь)
Воспитатель: Ребята, смотрите следы зверей не доходят до реки, что-то тут не так? Как думаете, почему звери не идут к реке?
Ответы детей речка грязная, в ней много мусора.
Воспитатель: Откуда же в реке появился этот мусор? Что может случиться с загрязненной речкой?
Дети: Речка погибнет.
Воспитатель: Давайте подумаем, как можно спасти речку «оживить её?»
Дети: Будем очищать речку от мусора. Соберем весь мусор в специальный мусорный мешок и унесем с собой.
Дети собирают мусор в мешок.
Воспитатель: Молодцы ребята! Посмотрите, река стала чистая, красивая, и вода в ней прозрачная. Мы «оживили» нашу речку, ее берега и помогли лесным жителям жить с чистой рекой, ведь животным вода нужна для жизни.
Молодцы! А лесные жители вам скажут спасибо!
(Выходим на свободное место в группе)
Игра «Кто быстрее передаст шишку»
Дети делятся на две команды «Ёлочки» и «Сосны», они встают в две шеренги. В руках у каждого ребенка кулёк из бумаги. Нужно как можно быстрее передать шишку из кулька в кулёк, стоя в шеренге.
Воспитатель: Молодцы, быстро вы умеете передавать шишки.
А чем еще, кроме шишек отличаются ель и сосна? (Иголками). Мальчики, найдите на земле иголки еловые, а девочки – сосновые. Рассмотрите их. По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется… ХВОЙНЫМ.
• Какие хвоинки у сосны? (Длинные, мягкие, светлые).
• А у ели? (Короткие, колючие, темные).
• Кто из вас заметил, чем еще отличаются хвоинки? (Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки - по одной).
Посмотрите на картинки, как расположены ветви у ели и у сосны? (Сосна выше ели, ветви наверху, ствол прямой с плотной гладкой коричневой корой. А ствол у ели прямой, крона похожа на конус. Ветки с густой хвоей начинаются у самой земли).
Воспитатель: Ребята, сегодня на прогулке мы сможем рассмотреть поближе ель, потрогать её.(Какая она? Теплая или холодная? Шершавая или гладкая? Твердая или мягкая? Мокрая или сухая?).
Воспитатель: Ну что же, идем дальше в лес.
Воспитатель: Ребята, посмотрите – там (ящерка) змейка проползла. Будем ее прогонять? Ответы детей.
Воспитатель: А там, за цветком лягушка сидит, будем кидать в нее камень, чтоб она ускакала? Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на этом дереве есть гнездо. Интересно, есть ли там птичьи яйца? Давайте в него заглянем и возьмем оттуда птичье яйцо. Скажите, я правильно сделаю или нет? Можно ли брать птичьи яйца из гнезда? Ответы детей.
Воспитатель: Да, правильно, нельзя.
Воспитатель: Мы с вами погуляли в лесу, устали, давайте посидим, костер разожжём. Дети подходят к «дереву» и садятся на стульчики как на ствол дерева.
Но сначала вспомним правила разжигания костра в лесу, чтобы не возник пожар:
1. Выбрать место подальше от деревьев, чтобы они не загорелись от костра.
2. Расчистить место от сухих листьев, травы и хвои.
3. Вокруг самого костра выложить не большой защитный «вал» из камней и земли.
4. Разжечь не большой костер, желательно с помощью хвороста, а не с помощью огнеопасных смесей.
5. Перед уходом костер тщательно залить водой и засыпать землей.
6. Не разжигать огонь в сухую, жаркую погоду.
Воспитатель зажигается фонарик – «огонь». Дети смотрят на костер, отдыхают,
Воспитатель:
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять,
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость,
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Воспитатель: Ребята, нам с вами пора возвращаться в группу.
Звучит фонограмма «Звуки природы» - закрыть глаза
Рефлексия:
Что такое экология?
Где мы с вами побывали?
Вспомнили правила поведения в лесу.
Научились различать следы животных. Каких?
Узнали, чем отличается ель от сосны.
Узнали правила разведения костра.
Вам понравилось наше путешествие?