Усманова Налия
Открытое занятие в ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по временам года»
▼ Скачать
Открытое занятие в ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста :
«Путешествие по временам года с Лисичкой сестричкой»
Цель: закрепить и обобщить знания детей о временах года.
Публикация «Открытое занятие в ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста „Путешествие по временам года“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
Задачи по образовательным областям:
- Познавательное развитие: закрепить умение видеть признаки сезонных изменений в погоде, жизни растений, поведении животных; учить понимать связь между явлениями неживой природы и жизнью растений и животных, между явлениями неживой природы и сезонными видами труда; закрепить умение находить приметы каждого времени года;
- Речевое развитие: учить применять пояснительную речь для доказательства правильного называния времени, развивать связную речь; умение внимательно слушать содержание описательного поэтического текста, делиться впечатлениями от прослушанного;
-Социально-коммуникативное развитие: воспитывать бережное отношение к природным богатствам.
Оборудование: шаблонная картина из фетра и съемные детали времен года, мягкая игрушка лисичка.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Ребята, сегодня к нам в гости из леса пришла Лисичка сестричка.
Лисичка: Здравствуйте ребята! Я хочу вас пригласить в необыкновенное путешествие по временам года. Согласны? Но для начала давайте поприветствуем друг друга.
Приветствие:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем мы скажем «Добрый день!»
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется!
2. Основная часть.
Лисичка: А сейчас я загадаю вам загадку, а вы отгадайте и скажите, какое время года я вам загадаю?
Дел у меня не мало -
Я белым покрывалом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю поля, дома
Зовут меня. (Зима.)
Ребята давайте послушаем, какие звуки мы слышим зимой. Как вы думаете, что мы сейчас услышали?
Лисичка: Конечно ребята, это зима, А сейчас я вам расскажу, какая она бывает зима, а вы внимательно слушайте и запоминайте.
Снег ложится на дома: К нам опять пришла Зима!
Принесла в котомке, Вьюги да позёмки,
Холода, сугробы, лёд И, конечно, Новый Год!
Снежок порхает, кружится, На улице бело.
И превратились лужицы В холодное стекло.
Где летом пели зяблики, Сегодня — посмотри!
– Как розовые яблоки, На ветках снегири.
От лисички и от волка,
Убежит зайчишка ловко.
Шубка – белая, как снег,
Спрячет зайчика от всех.
Шишки белочка грызет,
Семена из них берет,
Отдохнуть идет в дупло,
Там уютно и тепло.
Дела вовсе нет медведю,
Как живут его соседи.
Спит в берлоге косолапый,
И сосет спокойно лапу –
Не страшны ему метели
Под корнями старой ели.
А теперь давайте превратим нашу картину в зиму. Кто мне поможет?
Что у нас бывает зимой? Сосульки на крышах домов, сугробы, снег идет, речка покрылась льдом. Снегири прилетели из леса. Медведь лег спать в берлогу.
Лисичка : Ребята, а как мы можем помочь зимующим птицам? (Нужно повесить кормушки и подкармливать птичек.)
Лисичка: А теперь давайте все вместе поиграем.
Физминутка «Во дворе»
Раз, два, раз, два – (хлопаем в ладоши)
Начинается игра.
Разгребаем снег лопатой, (имитируем движения)
Строим горку во дворе.
Белой и пушистой ватой (вытягиваем руки вперёд, поворачиваем корпус)
Двор украшен в декабре.
Раз, два, раз, два (ритмично топаем)
Вот и кончилась игра
Лисичка: Молодцы ребята! Зима - замечательное время года, однако, нам пора отправляться в путь.
Перемещаются в другое время года : А теперь для того что бы переместится другое время года нам нужно закрыть глаза и сосчитать до 5, сделать прыжок во времени. (Считают, прыжок на месте, перемещаются).
Лисичка: А вот и первое перемещение. Сейчас я загадаю вам загадку, а вы скажите, в царство, какого времени года мы попали?
Я раскрываю почки в зеленые листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня. (Весна.)
Правильно, мы попали в царство весны. Ребята давайте послушаем, какие звуки мы слышим весной. Как вы думаете, что мы сейчас услышали?
Давайте я расскажу вам какая она эта весна.
К нам весна шагает быстрыми шагами,
И сугробы тают под ее ногами.
Чёрные проталины на полях видны.
Видно очень тёплые, ноги у весны.
На деревьях – Ты взгляни, — Там, где были почки,
Как зеленые огни, вспыхнули листочки.
Милая певунья, ласточка родная,
К нам домой вернулась из чужого края.
Снова нет ручьям покоя — день и ночь журчат в кустах.
Ходит солнце золотое в чистых-чистых небесах.
Пробирается медведь сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь и расцвел подснежник.
Всполошилась белочка, глянув из дупла, —
Дождалась, пушистая, света и тепла!
У весны забот немало, но дела идут на лад:
Изумрудным поле стало, и сады в цвету стоят.
Лисичка: Ребята кто мне поможет, что бы на нашей чудесной картине наступила весна?
Посмотрите ребята, что мы видим? (Лопнули почки, появились первые листочки) Уже скоро зазеленеет первая травка и расцветут первые цветы, какие? (Подснежники.) Зайчик и белочка поменяли шубки, (зайчик стал серым, а белочка -рыжей). Еще весной просыпаются животные, которые спали. Какие это животные? (Медведь, еж, барсук.) Когда земля прогреется как следует появятся насекомые. (Муравьи, бабочки, жуки и т. д., А еще весной к нам возвращаются из теплых стран. Какие птицы уже прилетели? (Грачи, скворцы.) Правильно, а как мы позаботимся о прилетевших птицах? (Нужно повесить скворечники.) Давайте повесим скворечники на деревья, пусть наши маленькие друзья радуют нас своими песенками.
Лисичка: Ребята, давайте поиграем, я назову вам слово, а вы скажите какое оно? Например: подснежник - маленький, сиреневый, весенний.
Речевая игра: "Весенние слова"
Цель: упражнять в подборе определений к существительным.
-Весной небо какое? (голубое, яркое, чистое, весеннее, высокое, весёлое, ясное.)
-Весной солнце какое? (яркое, лучистое, тёплое, ласковое.)
-Травка весной какая? (молодая, зелёная, первая, нежная, душистая.)
Лисичка: Молодцы ребята, а нам пора перемещаться дальше (считают до 5, прыжок) Ну вот мы и прибыли!
Отгадайте следующую загадку и узнаете в царство, какого времени года вы попали?
Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И куда не взглянешь
Все кругом светло.
По лугу пестреют
Яркие цветы
Золотом облиты
Темные листы. Какое это время года? (Лето.)
Ребята давайте послушаем, какие звуки мы слышим летом. Как вы думаете, что мы сейчас услышали?
Давайте послушаем стихи про лето.
Сколько солнца! Сколько света!
Сколько зелени кругом!
Что же это? Это лето,
Наконец спешит к нам в дом.
Уронило солнце, лучик золотой.
Вырос одуванчик, первый, молодой.
У него чудесный, золотистый цвет.
Он большого солнца, маленький портрет.
Летом солнце ярче, дождик не беда,
В небе на удачу, Радуга-дуга.
Певчих птиц разноголосье!
Свежий запах сочных трав,
В поле спелые колосья,
И грибы в тени дубрав.
Сколько вкусных сладких ягод,
На поляночке в лесу!
Собираем в августе
Урожай плодов.
Много людям радости
После всех трудов.
Лисичка: Давайте украсим нашу картину, Кто мне поможет?
Беседа: Посмотрите ребята, какая у нас картина получилось. Что вы узнали по нашей картине? (Листья на деревьях зеленые, цветут цветы, летают бабочки и птицы и т. д.) А как одеты люди летом? Почему? Правильно, летом на улице тепло, иногда бывает очень жарко. В саду поспевают ягоды. Какие? (Дети перечисляют.) У птиц появились. (птенцы.) А у животных появляются детеныши.
Лисичка: Ребята давайте поиграем с вами в игру, я назову вам животное, а вы скажите как зовут у него детеныша.
Речевая игра: «Назови детеныша»
У белки - бельчата,
у зайца - зайчата,
у лисы - лисята,
у волка - волчата,
у медведя - медвежата,
у ежа - ежата.
Лето прекрасное время года. Что делают летом дети? (Долго играют на улице, купаются в речке, катаются на велосипеде, ходят в лес за ягодами и грибами.) А кто мне может сказать, как нужно себя вести в лесу. (Находиться рядом со взрослыми, не рвать и не есть неизвестные ягоды и грибы они могут быть ядовитыми, не трогать животных и насекомых они могут покусать).
А нам пора перемещаться дальше (считают, прыжок). Ну, вот мы и прибыли!
Отгадайте следующую загадку и узнаете, в царство, какого времени года вы попали?
Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек, я кто же…. (Осень.)
Конечно, это осень!
Ребята давайте послушаем, какие звуки мы слышим осенью. Как вы думаете, что мы сейчас услышали?
Давайте разукрасим нашу картину осенними красками. Посмотрите, какая у нас получилась осень.
Если на деревьях Листья пожелтели,
Если в край далекий Птицы улетели,
Если небо хмурое, Если дождик льется,
Это время года Осенью зовется.
Осень наступила, Высохли цветы,
И глядят уныло Голые кусты.
Вянет и желтеет Травка на лугах,
Птички улетели В теплые края.
Собирают люди хлеб.
Тащит мышка зёрна в норку,
Чтобы был зимой обед.
Белкам некогда резвиться,
Осень их не будет ждать.
Нужно думать о запасах,
Чтоб зимой не голодать.
Запасают пчелы мёд.
Варит бабушка варенье,
Всем внучатам на сьеденье.
И в садах, и в огороде,
И в лесу, и у воды,
Приготовила природа
Всевозможные плоды
Беседа: Итак, как мы узнаем, что наступила осень? (Листья желтеют, начинается листопад, птицы улетают в теплые края и т. д.). Посмотрите, какое небо осенью? (Пасмурное, серое, хмурое и т. д.) Что еще вы можете сказать об осени? (Часто идут холодные дожди, сыро. грязь и т. д.). А почему осенью мало птиц? (Они улетели в теплые края.).
3. Заключительная часть (Вывод)
Лисичка: Ну, вот ребята, наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось наше путешествие?
Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на занятии? (о временах года, признаках, жизни животных и птиц)
Ребята, что было самым интересным? А какое время года вам больше всего нравится, и почему?
На прощанье ребята хочу вам сказать. Природа это наше богатство, которое мы должны беречь и охранять. Для рыбы нужна вода, птице воздух, зверю лес, горы, степи. Поэтому нельзя наносить вред природе, что бы им было где жить и чем питаться. До свидания, до новых встреч.
4. Зона ближайшего развития
Систематизировать имеющиеся знания детей о временах года, продолжать воспитывать любовь к природе, продолжать развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимание. Развивать фонематическое восприятие, образность речи, творческое воображение, совершенствовать умение развивать эстетическое восприятие красоты природы.