Ирина МАЛИНОВСКАЯ
Конспект занятия в средней группе «Путешествие по временам года»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия по образовательным областям «Художественная литература», «Ребенок и природа» в средней группе «Путешествие по временам года»
Публикация «Конспект занятия в средней группе „Путешествие по временам года“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2023
Программные задачи: систематизировать представления детей о характеристиках каждого сезона года, состоянии растений, животных, людей и объектов неживой природы, закрепить у детей понятие о цикличности наступления времен года. Развивать умения внимательно слушать литературное произведение, соотносить личный опыт с фактами, представленными в нем, устанавливать взаимосвязи предметов, явлений, развивать мышление, воображение, коммуникативные навыки, активизировать словарный запас. Развивать внимание, память, мышление, речь. Воспитывать интерес к сезонным явлениям.
Материал: иллюстрации «Времена года», модель «Сезоны», «Дорожка сезонов», предметные картинки (дерево, человек, заяц, цветок, вода, медведь, ласточка, воробей, кружки белого, зеленого, красного и желтого цвета, фишки красного и зеленого цвета (по количеству детей, иллюстрация к графической игре «Угадай и нарисуй», листы бумаги, изобразительные материалы (фломастеры, карандаши, восковые мелки) по выбору детей.
Начало занятия:
1. Логоритмическая игра «По дорожке, по дорожке»
Задача: формировать положительные эмоции, доброжелательное отношение детей друг к другу, создать теплую, дружескую атмосферу в группе.
Дети стоят в кругу и выполняют движения по тексту:
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке (прыжки на правой ноге)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке. (прыжки на левой ноге)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим. (бег на месте)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки. (прыжки на двух ногах)
Стоп. Немного отдохнем,
Взявшись за руки пойдем. (ходьба по кругу, взявшись за руки)
Ход занятия:
1. Рассказывание сказки-загадки В. Даля «Старик годовик»
Задача: познакомить с новым литературным произведением, активизировать мыслительную деятельность детей.
Воспитатель: Предлагаю оправиться в путешествие. А куда, отгадаете, когда послушаете сказку. Эта сказка не простая. Это сказка-загадка.
Воспитатель рассказывает сказку-загадку «Старик годовик».
2. Беседа по содержанию сказки-загадки
Задача: развивать умения внимательно слушать литературное произведение, соотносить личный опыт с фактами, представленными в нем.
Вопросы к детям:
- Как вы думаете, о чем эта сказка?
- Какие времена года вы знаете?
- Какое самое теплое время года?
- Какое самое холодное время года?
Воспитатель: И так, мы отправляемся в путешествие по сезонам года и встретимся с ними.
3. Упражнение «Разложи по порядку»
Задача: закрепить умения определять последовательность сезонов года, сравнивать характерные проявления неживой природы в разные сезоны.
Воспитатель: Волшебник Путаница перепутал картинки с временами года. Вам надо разложить картинки по порядку.
4. Подвижная игра «Времена года»
Задача: закрепить у детей понятие о цикличности наступления времен года, их характерные признаки, развивать двигательную активность.
Воспитатель читает стихотворение А. Кузнецовой:
Придумала мать дочерям имена,
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют лес,
И птичьи по всюду звенят голоса.
А Лето пришло –
Все под солнцем цветет,
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегом поля.
Зимой отдыхает и дремлет Земля.
Во время чтения стихотворения воспитатель показывает модель «Времена года».
У детей кружки белого, зеленого, красного и желтого цвета. Воспитатель крутит стрелку на модели. На каком времени года стрелка остановится, дети у которых кружки соответствующего цвета, бегут к воспитателю и становятся в круг, называют приметы данного сезона.
5. Игра с моделью «Дорожка сезонов»
Задача: развивать умение определять характерные проявления объектов природы в разные сезоны.
Воспитатель обращает внимание детей на дорожку сезонов, определяет с ними вместе, какой сезон обозначают листы.
Воспитатель: Перед вами «Дорожка сезонов». Белый лист – зима, зеленый – весна, красный – лето, желтый – осень.
Воспитатель предлагает детям выбрать себе картинку (дерево, человек, заяц, цветок, вода, медведь, ласточка, воробей) и путешествовать с этим объектом природы по дорожке сезонов.
Дети «путешествуют» и рассказывают об изменениях. Которые происходят в жизни выбранного ими объекта.
6. Физкультминутка «Игры времен года»
Задача: обеспечить смену видов деятельности и оптимальный двигательный режим.
Воспитатель: Каждое время года приносит с собой разнообразные игры. Предлагаю вам, ребята, оправиться по дорожке сезонов и поиграть.
Задания:
- Показать, как они катаются на лыжах,
- Как лепят снеговика,
- Как перешагивают через лужи,
- Как плавают в море,
- Как копают картошку,
- Как собирают листья
И т. д.
7. Логическая игра «Ассоциации»
Задача: развивать умение устанавливать взаимосвязи предметов, явлений, развивать мышление, воображение, коммуникативные навыки, активизировать словарный запас.
Дети стоят в кругу. Воспитатель предлагает детям по очереди называть все «зимние» слова (снег, снеговик, метель, иней, снегопад, лыжи, санки, лепить и т. д., все «весенние» слова (ручей, капель, подснежник, прилетать, проталины, таять и т. д., все «летние» слова (цветы, солнце, бабочки, загорать, купаться, гроза и т. д., все «осенние» слова (листопад грибы, дождь, урожай, собирать, улетают, овощи и т. д.).
8. Проблемные вопросы
Задача: развитие продуктивного мышления, направленного на осмысление изучаемого материала, преодоление механического усвоения знаний в практической деятельности.
Воспитатель задает детям вопросы:
Какие природные явления бывают во все времена года? (дождь, холодно, тепло, ветер, облака, восход, закат, день ночь)
Что было бы, если бы сезоны перепутались?
9. Дидактическая игра «Так бывает или нет»
Задача: развивать память, внимание, мышление.
Воспитатель предлагает детям быть внимательными, чтобы заметить ошибки в его высказываниях:
У детей фишки красного и зеленого цвета. Если высказывания верные, то дет поднимают зеленую фишку, если высказывание неверное, то дети поднимают красную фишку.
- На деревьях растут фрукты.
- Овощи растут на кустарниках.
- Заяц зимой впадает в спячку.
- Перелетные птицы весной улетают на юг.
- Обувь согревает тело человека в холодное время.
- Все птицы осенью улетают на юг.
- Осенью зацветают яблони.
И т. д.
Дети доказывают свое мнение.
10. Продуктивная деятельность – графическая игра «Угадай и нарисуй»
Задача: развивать умение отгадывать загадки, построенные на описании, развивать мелкую моторику рук.
Воспитатель: У меня на листе спрятались отгадки к загадкам. Я вам сейчас загадаю их. Вы должны отгадать мои загадки и на своих листах нарисовать, что это.
- Что зимой белая, пушистая, искристая? (снежинка)
- Что весной капает, тает падает? (сосулька)
- Что летом греет, светит, припекает? (солнце)
- Что осенью льет, моросит, поливает? (дождь)
Воспитатель: давайте проверим ваши рисунки с моей картинкой.
Окончание занятия:
Вопросы к детям:
- О чем сегодня говорили?
- Что понравилось на занятии?
- В какие игры играли?
- С какими заданиями вы справились легко?
- Какое время года вам нравится больше? Почему?