Татьяна Мельникова
Конспект занятия «Путешествие по сказкам с Василисой Премудрой»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
-продолжать знакомить с величайшим богатством русской народной культуры - сказками;
-учить узнавать сказки по характерным признакам, по рисункам, загадкам;
-активизировать речь, обогащать словарный запас, учить подбирать слова, определяющие качества героев;
-развивать фантазию, творческое воображение, эмоциональное восприятие, гибкость мышления;
-воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок и друг к другу, любовь, бережное отношение к окружающему миру через сказки
Публикация «Конспект занятия „Путешествие по сказкам с Василисой Премудрой“» размещена в разделах
Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением сказочных героев, ветка яблоньки (макет, теремок с окошками, изображение царевны Несмеяны, кроссворды, пазлы по русским народным сказкам, кокошник Василисы Премудрой.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок "Иван - царевич и серый волк", "По щучьему велению", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Царевна-лягушка", и др. ; дидактические игры "Четвертый лишний", "Назови по другому", "Угадай по описанию"; работа над пословицами.
Ход занятия:
Воспитатель приглашает детей подойти к книжному уголку.
Воспитатель. – Здравствуйте, дети. Приглашаю вас в сказочное путешествие. Проверить хочу. Как вы сказки русские народные знаете. Какой сказочный герой вам нравится больше всего? На кого вы хотите быть похожим?
(ответы детей)
Воспитатель – А мне нравится Василиса Премудрая, она много знает. Умеет находить выход из самой сложной ситуации. Хочу быть похожей на Василису Премудрую.
Я три раза повернусь,
В Василису превращусь!
(превращение)
Вас. Пр. –Добрый день!
Красны девицы да добры молодцы добро пожаловать на сказочную поляну, помериться силой ума, показать свою смекалку да находчивость. Посмотрю, сможете ли вы сказочный народ удивить да порадовать.
Не страшно ли вам в путь дорогу отправляться?
Тогда вперед!
Динамическая пауза.
Мы шагаем по дорожке
Раз-два, раз-два,
Дружно хлопаем в ладошки,
Раз-два, раз-два.
У дорожки теремок,
Он не низок не высок.
Кто же в теремке живет,
Отвечай, честной народ.
(дети подходят к теремку с пустыми окошками)
Вас. Пр. –Давайте заселим наш теремок. Я буду загадывать загадки, а вы угадывайте.
(загадки о сказочных героях)
Летела стрела и попала в болото.
А в этом болоте поймал ее кто то.
Она распростилась с зеленою кожей.
Стала красивой, стала пригожей. (Царевна-лягушка)
Рыбку он ловил хвостом
И лису спасал потом.
Вез до дома на спине.
Кто? Скажите быстро мне. (Серый волк)
Скачет баба на метле,
Страшная и злая.
Кто она такая? (Баба яга)
Она не любит солнышко и теплый ветерок,
Зато приводит снежная метель ее в восторг.
У бабушки, у дедушки лишь зиму прожила,
А летом белым облачком на север уплыла. (Снегурочка)
Помогла им яблонька, помогла им печка,
Помогла хорошая голубая речка.
Все им помогали, все их укрывали,
Чтоб к матушке и батюшке они домой попали.
(Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
Росла, росла яблонька -подросла,
Цвела, цвела яблонька - отцвела.
Отряхнула яблонька свой наряд
И поспели яблоки, но не для всех подряд.
Ветки опускаются для одной
девушки красавицы дорогой. (Крошечка-хаврошечка)
Вас. Пр. –Молодцы, все загадки отгадали. Я тоже хочу ваши загадки угадать.
Дидактическая игра "Яблонька, наклонись!"
(Составление загадок-описаний о сказочных героях)
Дети по картинке составляют загадку о сказке или о сказочном герое.
Василиса Премудрая, отгадывая загадки, просит помощи у детей.
Вас. Пр. –Молодцы. Теперь в этом теремке будут жить и другие сказочные герои.
А мы продолжим наш путь.
Динамическая пауза.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают-
В поле бабочки летают.
По дорожке мы пойдем
Сказки новые найдем.
Вас. Пр. – Вот пришли мы на сказочную поляну. Я знаю, что здесь жили герои сказок.
Но, кажется, здесь случилось что-то страшное. Не иначе как Кощей Бессмертный похозяйничал. Всех героев перепутал, сказки все разрушил – одни осколки остались. Давайте поможем сначала всех героев в свои сказки вернуть.
Дидактическая игра "Четвертый лишний"
- Из одной ли сказки эти герои?
-Какие герои из одной сказки? Назовите сказку.
-Какой герой лишний? Почему?
(дети называют героев сказки или предметы, называют сказку)
-сестрица Аленушка, братец Иванушка, Иван-царевич, козленочек
-жар-птица, баба-яга, заяц, селезень
-сундук, злато-серебро, яблонька, сани
-копытце, котлы чугунные, клетка золотая, ножи булатные
-царь берендей, серый волк, Елена Прекрасная, Василиса Премудрая
-клубок, дуб, лягушачья кожа, яблонька
-гуси-лебеди, баба-яга, Иванушка, падчерица
-живая вода, мертвая вода, ворон, Морозко
Вас. Пр. – С этим заданием вы справились, все герои в своих сказках. Только от сказок одни осколки остались. Сможете собрать?
Что бы Кощея победить, надо действовать сообща, дружно. Для этого объединяйтесь в пары соберите осколки сказок.
Дидактическая игра "Собери из пазлов иллюстрацию к сказке"-
(дети парами садятся за столы, каждая пара собирает из пазлов иллюстрацию к сказке)
Вас. Пр. –Какую сказку вы собрали? (дети называют по очереди названия сказок)
Вас. Пр. -Ой, боюсь я ребятушки, что Кощей еще раз напроказничает. Что же такое придумать, чтобы он сказки не узнал?
(Дети предлагают свои способы спасения сказок)
Вас. Пр. -А мы вот что сделаем. Заменим названия сказок на пословицы, что бы Кощеюшка их не узнал. Согласны?
Дидактическое упражнение "Замени название сказки на пословицу"
Вас. ПР. - К какой сказке подходит эта пословица? Почему?
(воспитатель читает пословицы, дети подбирают сказку и объясняют свой выбор)
-Какова работа, такова и плата.
-Сделал худо, не жди добра.
-Беда не страшна, коли есть друзья.
-Где отвага, там и победа.
- Не рой другому яму, сам в нее попадешь.
-Помощь в несчастье, что дождь в засуху.
-Друзья познаются в беде.
Вас. Пр. - Хорошо поработали, теперь Кощей не сможет узнать сказки.
Вас. Пр. – Ребятушки, вы слышите, кто –то плачет. Кому то наша помощь требуется.
(Воспитатель открывает на доске рисунок с изображением царевны Несмеяны)
Вас. Пр -Кто это?
Д. – Это царевна Несмеяна.
Вас. Пр. - Отчего она плачет?
(ответы детей)
Вас. Пр. – Ей, наверно, скучно. Давайте повеселим ее.
У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей,
Все без бровей,
Вот с такими ушами,
Вот с такими носами,
Вот с такой головой,
Вот с такой бородой!
Они не пили и не ели,
На Маланью все глядели
И все делали вот так.
(Потешка с движениями, в конце воспитатель переворачивает изображение)
Вас. ПР. -Повеселела наша Несмеянушка и поиграть с
вами хочет.
Утром я в лесу была
И грибочков набрала.
Наклонялась, собирала,
По дороге растеряла.
Вы грибочки соберите
И слова на них прочтите.
(воспитатель раздает детям листочки с кроссвордами двух уровней сложности)
Вас. Пр. - Что ж, красны девицы да доры молодцы усаживайтесь поудобнее. Вам надо в клеточки внизу листа по порядку вписать все буквы, которые написаны на грибочках и прочитать, что получится.
Решение литературных кроссвордов.
(дети работают по 4 человека)
Вас. Пр. – Прочитайте по очереди, что у вас получилось.
( дети читают: "Вот и сказке конец!", "Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!", " И стали они жить поживать да добра наживать!" и др)
Вас. Пр. - А где встречаются эти слова?
Д. - Так заканчиваются сказки.
Вас. Пр. –
Как здорово, что в сказках
Все сложно и все просто,
Конец у них счастливый,
Недолгая беда.
А то, что необычно,
И то, что невозможно,
Обычным и возможным
Становится всегда.
М. Пляцковский
Вот и наше путешествие подошло к концу. Вы молодцы, много дел добрых сделали и за это я хочу вас наградить.
(вручает детям кубики с рус нар сказками)
А на прощание напутствовать вас такими словами:
Вы сказки русские читайте,
Они хорошему научат вас,
Героям добрым, смелым подражайте!
Прощайте, дети!
В добрый час!
Кто три раза повернется, Тотчас в детский сад вернется!
Воспитатель: - Мне очень понравилось наше путешествие по русским народным сказкам. И мне, И Василисе понравилось, какими вы были внимательными, как вы проявили свой ум, смекалку и были добры к царевне Несмеяне. А что больше всего понравилось вам? (высказывания детей)