Марина Поплавская
Конспект инсценированного занятия «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Активизировать литературную память дошкольников, создать эмоционально-положительное настроение, обогатить представления детей о жизни и творчестве А. С. Пушкина.
Задачи:
• Продолжать закреплять знания о творчестве А. С. Пушкина, его стихах и сказках;
• Помочь детям открыть мир литературы, заложить эмоционально-чувственную основу литературного образования дошкольника;
• Вызвать интерес к личности поэта;
• Воспитывать любовь к творчеству Пушкина и поэзии в целом.
Публикация «Конспект инсценированного занятия „Путешествие по сказкам А, С, Пушкина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин А.С. Сценарии разлечений по сказкам Пушкина
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сценарии по сказкам
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
Предварительная работа: чтение сказок А. С. Пушкина, инсценирование отрывка из «Сказки о рыбаке и рыбке», слушание музыки из оперы «Сказка о царе Салтане».
Дети группы одеты в народные костюмы и в костюмы героев сказок А. С. Пушкина : старик, золотая рыбка, три девицы, царевич Елисей, ветер, солнце, месяц, царица, царь Дадон.
Воспитатель:
Здравствуйте, дорогие ребята и взрослые! Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы вспомнить творчество великого русского поэта - А. С, Пушкина. Он родился и жил, когда были ещё живы наши пра-пра-прабабушки и пра-пра-прадедушки. Пушкин писал стихи и сказки, повести и поэмы, какие до него никто не умел писать. Всё, что выходило из-под его пера, было необычно, ново, талантливо. И мы можем смело сказать, что Пушкин - наш с вами поэт на все времена, его произведения любимы, увлекательны и интересны и по сегодняшний день.
Имя великого русского поэта и его творчество не забыто. Его именем названы города, площади, улицы, станции метро. Во многих городах установлены памятники Александру Сергеевичу Пушкину. А его произведения мы читаем и любим до сих пор. Творчество Александра Сергеевича Пушкина так полюбилось, что его произведения не только знают, но и читают наизусть как в России, так и за границей. Мы с вами тоже читали сказки Пушкина. Отличаются они стихотворной формой, красотой русского языка. А насколько вы их хорошо знаете, мы сейчас проверим.
Кто назовёт сказки, которые написал А. С. Пушкин?
(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»; «Сказка о рыбаке и рыбке»; «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»; «Сказка о золотом петушке»; «Сказка о попе и работнике его Балде»)
Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно - давно ты ждёшь меня!
Эти строки посвящены няне поэта - Арине Родионовне. Она очень любила своего Сашеньку, заботилась о нём. От своей няни, от доброй русской крестьянки, услышал поэт много народных песен и сказок. А теперь приглашаю вас в путешествие по сказкам А. С. Пушкина.
Итак, начинаем. В добрый час.
Н. А. Римский - Корсаков «Море и корабль» из симфонической сюиты «Шехерезада»). На фоне музыки дети читают стихи:
1. У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том:
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
2. Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.
Там, на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей.
3. Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской.
4. Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там, в облаках, перед народом,
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря.
5. В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит.
Там ступа с бабою Ягой,
Идёт - бредёт сама собой.
Продолжает читать воспитатель:
.Там царь Кощей над златом чахнет,
Там русский дух. Там Русью
пахнет!
И я там был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный,
Под ним сидел и кот учёный,
Свои мне сказки говорил.
На фоне музыки дети продолжают читать отрывки из сказок, Н. А. Римский - Корсаков «Море» из симфонической картины «Садко»).
Старик:
Раз старик в море закинул невод, -
Пришёл невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод –
Пришёл невод с травою морскою.
В третий раз закинул он невод –
Пришёл невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой - золотою.
Ведущий:
Как взмолится золотая рыбка
Голосом молвит человечьим!
Золотая рыбка:
Отпусти, ты, старче, меня в море!
Дорогой дам за себя откуп!
Откуплюсь, чем только пожелаешь!
Ведущий
:Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтобы рыба говорила.
Отпустил он золотую рыбку
И сказал ей ласковое слово :
Старик:
Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо:
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе!
Воспитатель:
А вы знаете, какие чудеса есть на свете? Так слушайте!
(На экране «Сказка о царе Салтане», звучит музыка Н. А. Римского - Корсакова «Три чуда» из оперы)
Три девицы читают стихи
1. В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе как жар, горя,
Тридцать три богатыря!
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними Дядька Черномор.
2. В свете есть другое чудо:
Ель в лесу, под елью - белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызёт.
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд.
А скорлупки собирает,
кучки ровные кладёт
И с присвисточкой поёт
При честном при всё м народе:
«Во саду ли, в огороде».
3. В свете третье чудо есть:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит,
а сама-то величава,
Выступает, будто пава!
А как речь-то говорит,
Словно реченька, журчит.
Молвить можно справедливо –
Это диво, так уж диво!
Воспитатель:
А вот в ещё одной известной нам сказке - «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» мачеха не взлюбила свою падчерицу - царевну. Разговаривая со своим волшебным зеркальцем, царица радуется своей красоте.
(На экране появляется картинка к сказке «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»
Царица:
Свет мой, зеркальце, скажи! Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?
Ведущий:
И ей зеркальце в ответ:
Зеркальце:
Ты, конечно, спору нет, Ты, царица, всех милее, Всех румяней и белее.
Воспитатель:
-Но когда мачеха узнаёт от зеркальца, что «царевна всё ж милее, всё ж румяней и белее», то что делает царица?
Дети: решает сгубить свою падчерицу и, обернувшись в чернавку (а надо сказать, что она была злой колдуньей, угощает царевну отравленным яблоком. Молодая царевна умирает в полном расцвете сил, молодости, красоты. Семь богатырей похоронили царевну в хрустальном гробу.
Воспитатель:
А между тем на поиски своей невесты отправляется королевич Елисей. (скачет на «лошаде»)
Звучит «Марш» Дж. Россини из увертюры к опере «Вильгельм Телль»
Воспитатель:
За помощью Елисей обращается к Солнцу.
Елисей:
Свет наш Солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с тёплою весной,
Всех нас видишь пред собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой!
Я жених ей.
Солнце:
Свет ты мой!
Я царевны не видало,
Знать, её в живых уж нет. Разве месяц, мой сосед,
Где-нибудь её да встретил
Или след её заметил…
Елисей обращается к Месяцу, «проскакав» круг по залу под «Марш» Дж. Россини из увертюры к опере «Вильгельм Телль»
Елисей:
Месяц, месяц, мой дружок, Позолоченный рожок!
Ты втаёшь во тьме глубокой, Круглолицый, светлоокий,
И, обычая твой любя,
Звёзды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой! Я
жених ей.
Месяц:
Погоди, об ней, быть может, Ветер знает. Он поможет. Ты к нему теперь ступай,
Не печалься же, прощай!
Елисей обращается к Ветру, «проскакав» круг по залу под «Марш» Дж. Россини из увертюры к опере «Вильгельм Телль»
Елисей:
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме Бога одного!
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой!
Я жених ей.
Ветер:
Постой,
Там, за речкой тихоструйной Есть высокая гора, В ней - глубокая нора, В той норе, во тьме печальной Гроб качается хрустальный На цепях, между столбов. Не видать ничьих следов Вкруг того пустого места. В том гробу твоя невеста!
Воспитатель
:Кинулся королевич Елисей в ту пещеру, разбил хрустальный гроб, и ожила царевна. (Звучит «Марш» Дж. Россини из увертюры к опере «Вильгельм Телль»
Воспитатель:
А вот послушайте ещё одну любимую сказку Пушкина - «Сказку о золотом петушке».
Звучит пьеса А. Лядова «Каляда - Маляда»
Ведущий:
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве
Жил - был славный царь Дадон.
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело.
Но вот постарел Дадон, и теперь уже соседи стали допекать его своими набегами, да так, что от злости «инда плакал царь Дадон, инда забывал про сон». И вот он обращается за помощью к мудрецу, звездочёту и скопцу. И подарил ему Звездочёт Золотого петушка.
Выходят царь Дадон и звездочёт.
Звездочё т:
Посади ты эту птицу -Молвил он царю -На спицу.
Петушок мой золотой Будет верный сторож твой:
Коль кругом всё будет мирно, Так сидеть он будет смирно.
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенётся
И в то место обернётся.
Звучит крик Петушка из оперы Н. А. Римского - Корсакова «Золотой
Петушок»
Ведущий:
Царь его благодарит, Горы золота сулит.
Царь:
За такое одолженье. Волю первую твою Я исполню, как свою.
Воспитатель:
-Ребята, сдержал царь своё обещанье? Что случилось?
Дети:
Не сдержал он своего обещания и поплатился за это. Увидел царь Шамаханскую царицу и обо всё м на свете позабыл: и о погибших сыновьях, и о своей ответственности за страну.
Выходит ребёнок, читает четверостишие:
Сказки Пушкина мы знаем :
Любим очень, уважаем,
Изучаем наизусть,
В них живёт наш русский дух!
Ребята, ваши ответы показали, что вы хорошо помните сказки А. С. Пушкина. Но Александр Сергеевич был поэтом и писал не только сказки. Он писал и стихи, и поэмы о любви, о дружбе, о природе. Любимым временем года Пушкина была осень. И сейчас мы послушаем отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Осень».
Читает ребёнок на фоне осенней картинки
…Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы
На экране зимней картинки
Ещё одно стихотворение Александра Сергеевича.
«Волшебница-зима» читает ребё нок:
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы
Воспитатель:
Ребята, о творчестве какого поэта мы сегодня говорили?
Сегодня мы побывали в прекрасной стране пушкинской поэзии. И не смотря на то что, занятие наше заканчивается, произведения А. С. Пушкина всегда будут рядом с вами.
Пушкин - это возрожденье русской музы, воплощенье наших первых дум и чувств.
Это не запечатлённый
Ключ поэзии священной
В светлой области искусств.
Это старой няни сказки,
Это молодости ласки,
Огонёк в степной глуши.
Это - слёзы умиленья,
Это — смутное влеченье
Вечно жаждущей души.
Звучит Полонез «Памяти Пушкина» А. Лядова