Ольга Еремеева
Мероприятие «Путешествие по сказкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие по сказкам
игра - путешествие
Методическая разработка включает в себя мероприятие для детей младшего школьного возраста. Рекомендуется для использования в работе библиотекарям, педагогам дополнительного образования, педагогам – организаторам, учителям начальных классов
Пояснительная записка
Очень важно с юных лет воспитывать у детей любовь к книге, и начинать, конечно, лучше со сказок. Ведь сказки А. С. Пушкина, Г. Х. Андерсена, В. А. Жуковского… завораживают, увлекают, учат быть добрыми и справедливыми. Прекрасен мир сказки! Данная форма мероприятия, очень актуальна для детей младшего школьного возраста, так как путешествие по сказкам позволяет не только расширить знания сказок, но и выявить, насколько обучающиеся знакомы со сказками.
Публикация «Мероприятие „Путешествие по сказкам“» размещена в разделах
Цель:
в игровой форме показать учащимся удивительный мир сказок, их мудрость и красоту.
Задачи:
закрепить уважение и любовь к сказкам;
повторить жанры сказок, типы и их особенности;
воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.
Оформление:
иллюстрации к сказкам;
в разным местах библиотеки развешиваются названия станций.
Оборудование:
магнитофон, аудиозапись «Вальс-фантазия» М. И. Глинки.
Подготовительная работа:
За неделю до мероприятия детям дается задание, нарисовать иллюстрации к любимым сказкам и подготовить инсценировку русской народной сказки «Маша и медведь»
Ход мероприятия:
Приветствие. Вступительное слово учителя (звучит «Вальс-фантазия» М. И. Глинки)
Ведущий:
Все мы, люди, родом из детства. Мы, взрослые, вспоминаем своё детство, как волшебный сон. И наверное, ребята, вам родители иногда говорят: «Как бы я хотела сейчас оказаться на твоём месте, стать такой же маленькой, как ты». Счастливы те дети, у которых есть бабушки, особенно если они перед сном рассказывают сказки.
Мы любим сказки со счастливым концом, но не все сказки такие. Через сказки мы постигаем жизнь. Один маленький мальчик, которого звали Ганс Христиан Андерсен, задал вопрос своему отцу: «Что такое сказка? Настоящая сказка?» Тот ему ответил: «Если сказка настоящая, в ней прекрасно сочетаются действительная жизнь и та, к которой мы стремимся».
Сказки возникли в глубокой древности и передавались из уст в уста. Представьте себе деревенскую избу в Древней Руси. Зимний вечер тянется долго, тускло светит лучина, женщины сидят за прялками. И какая-нибудь из них неторопливо сказывает сказки. Как приятно слушать задушевное повествование о вымышленных невероятных событиях.
Вы, дети, я уверена, знакомы со сказками с первых лет жизни. Когда вы были совсем маленькими, вам рассказывали сказки «Колобок», «Курочка Ряба». Вам нравилась сказка о том, как хитрая Лиса обманула Волка. Потом заслушивались сказками про Ивана Царевича и Василису Премудрую. Вы уносились в тридевятое царство вместе с героями сказок А. С. Пушкина, Г. Х. Андерсена, В. А. Жуковского… Прекрасен мир сказки!
Что же общего у всех произведений, которые мы называем сказками? (Дети отвечают)
Сегодняшний у нас с вами необычное мероприятие. Это мероприятие – интеллектуальное путешествие по сказкам. Путешествовать мы будем по станциям. Будьте активны и внимательны. За каждый правильный ответ на станции будут вручаться жетоны. В конце путешествия подведём итоги, определим победителя. Самого знающего ждёт сюрприз (маленький подарочек).
Ведущий:
Начинаем путешествие со станции Портретная (дети подходят к указанной станции). Здесь нужно определить героев сказок по портретам-описаниям. Назвать героя сказки, название, автора.
Вопросы:
1. В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрудили шею.
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки!
2. На лазоревом платье – частые звёзды, на голове – месяц ясный, такая красавица – ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать.
3. Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.
4. Та девица, говорят,
Ездит в красном полушубке,
В золотой, ребята, шлюпке,
И серебряным веслом
Самолично правит в нём;
Разны песни попевает
И на гуслицах играет.
5. Между тем росла, росла,
Поднялась и расцвела.
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
6. И была она бела, как снег, румяна, как кровь, и такая черноволосая, как чёрное дерево.
7. Это была красивая женщина, но гордая и надменная, она терпеть не могла, когда кто-нибудь превосходил её красотой.
8. Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит!
А сама-то величава,
Выступает будто пава,
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
9. Страшная смотрит со дна образина: два огромные глаза горят, как два изумруда; рот разинутый чудным смехом смеётся; два ряда крупных жемчужин светятся в нём, и язык, меж зубами выставясь, дразнит царя.
10. С бородою и с усами; рожа словно как у кошки, а глаза-то – что те плошки!
(За правильные ответы дети получают жетоны)
Следующая станция Искусствоведческая.
Готовясь к путешествию, вы нарисовали много рисунков к русским народным сказкам. Оформили выставку. А теперь вам нужно описать своих любимых героев.
Станция Сума с потерянными вещами.
Появляется сумка (лучше необыкновенной формы, потёртая). В сумке спрятаны клубочек ниток, два пузырька (с живой и мёртвой водой, платочек, яблоко, колечко, гребень.
Ведущий:
Определить сказку по предметам. Прошу помочь сказочным героям. Кто использовал предмет, в какой ситуации. Назовите сказку, где происходит действие.
(За правильные ответы дети получают жетоны)
Далее вас ждёт следующая остановка нашего путешествия станция Юмористическая.
Задания написаны на лепестках ромашки, (приложение 1) каждый ребенок отрывает лепесток с заданием.
(За правильные ответы дети получают жетоны)
А сейчас, нас ждёт станция «О, счастливчик».
Нужно выбрать правильный ответ.
Кем обернулась Василиса Премудрая, когда улетела в окно?
а) серой кукушкой
б) сизой голубкой
в) быстрокрылой ласточкой
Дворец Кощея Бессмертного был из:
а) золота
б) малахита
в) карбункула
Сколько было лет П. П. Ершову, когда он написал сказку «Конёк-Горбунок»?
а) 18
б) 19
в) 23
Кто подсказал В. А. Жуковскому сюжет «Сказки о царе Берендее»?
а) М. Ю. Лермонтов
б) А. С. Пушкин
в) няня
Как звали старшего сына в сказке «Конёк-Горбунок»?
а) Иван
б) Гаврила
в) Данила
Кто достал со дна моря-океана перстень царь-девицы?
а) карась
б) ёрш
в) дельфин
Сколько дочерей было у Кощея Бессмертного?
а) 33
б) 30
в) 12
(За правильные ответы дети получают жетоны)
Путешествие продолжается
Станция Театральная.
Чем литературная сказка отличается от народной?
Инсценирование русской народной сказки «Маша и медведь».
Обсуждение.
(Участники получают жетоны)
Далее станция Литературное ассорти.
Из каких сказок это выражение, и в каких случаях оно употребляется?
Разбитое корыто (из сказки А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке», употребляется в значении «разбитые надежды»).
При царе Горохе (из русской народной сказки о царе Горохе, употребляется в значении «очень давно»).
Гадкий утёнок (сказка Г. Х. Андерсена «Гадкий утёнок», выражение применяется к человеку, несправедливо оцененному окружающими людьми).
Я еду-еду, не свищу, а как наеду – не спущу (из сказки А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», употребляется при нежелании простить кого-либо).
(За правильные ответы дети получают жетоны)
Ведущий: Некоторые сказки заканчиваются словами: «Стали жить-поживать и добра наживать». Доброе чувство – это то, в чем все нуждаются, но не все могут проявить. Добро – это богатство, имущество. А добро в душе? Это тоже богатство! Богатство души. У доброго человека – богатая душа, он всегда может одарить человека любовью, вниманием, добрым словом.
Каждый человек легко может проверить, злой он человек или добрый. Если вам кажется, что все люди злые, значит вы злой человек. Если вам кажется, что все люди добрые, значит, вы добрый человек, у вас есть в душе богатство, есть добрые чувства.
Присмотритесь к себе: не спят ли ваши чувства? К кому вы испытали сегодня доброе чувство? Как его проявили? Помните, когда отдают деньги, их становится меньше. Когда проявляют добрые чувства – их становится больше. Становитесь богаче душой, щедро проявляйте добрые чувства!
Я верю, что впереди вас ждут чудесные минуты, часы общения с героями любимых книг, которые помогут вам стать щедрыми и добрыми.
На этом наше путешествие подошло к концу. Я очень рада встречи с вами. Вы хорошо знаете сказки. Молодцы!
А теперь определим лучшего знатока. Давайте посчитаем у кого больше всего жетонов. (Победитель получает главный приз. Все остальные получают поощрительные призы.)
Заключение
В ходе проведения данного мероприятия следует обратить внимание на хорошую подготовку обучающихся:
отработку навыков выразительного чтения;
подготовку инсценировки сказки.
А для этого следует привлечь классного руководителя. Особое внимание нужно обратить на создание здорового соперничества между детьми во время путешествия по сказкам.
Приложение
Задание с лепестков «ромашки»
1. Кто у героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием?
2. Назовите героиню русской народной сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом.
3. Кто из сказочных героев очень любил поговорку «Одна голова хорошо, а две лучше»?
4. В какой русской народной сказке брат не послушался сестру, один раз нарушил санитарно-гигиенические правила и жестоко за это поплатился?
5. Какой вид энергии использовала Баба Яга, летая в ступе?
6. Назовите героя известной сказки русского поэта, который в конце получает черепно-мозговую травму, теряет дар речи и сходит с ума?
7. Какой сказочный герой посеял деньги, думая, что вырастет денежной дерево и останется только снимать урожай?
8. К семейству каких домашних птиц принадлежит героиня русской народной сказки, которая несла для хозяев изделия из драгоценного металла? Как её звали?
Список литературы
1. Колашникова, О. В. Праздники круглый год [текст] : Пособие для учителя/ О. В. Колашникова. - Волгоград: Учитель, 2002.-98с.
2. Колашникова, О. В. Путешествие в страну сказок [текст] : Пособие для учителя/ О. В. Колашникова. - Волгоград: Учитель, 2003.-70с.