Галина Ляшенко
Конспект экскурсии в школьный краеведческий музей «Путешествие по русской избе»
▼ Скачать
Конспект экскурсии в школьный краеведческий музей
МБОУ Новомеловатская СОШ
Калачеевский муниципальный район
Воронежская область
Тема работы
«Путешествие по русской избе»
Выполнила:
Руководитель:
Ляшенко Галина Павловна
Педагог дополнительного образования
МБОУ Новомеловатская СОШ
с. Новомеловатка
2021 год
Оглавление
Введение….….3
Публикация «Конспект экскурсии в школьный краеведческий музей „Путешествие по русской избе“» размещена в разделах
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Русская изба. Мини-музей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экскурсии в краеведческий музей
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
Глава 1. Путешествие по русской избе (разработка собственной экскурсии….….4
Заключение…. 11
Список источников и использованной литературы …. …. 12
Приложения…. …13
Введение
В краеведческом музее МБОУ Новомеловатская СОШ в разделе «Культура и быт родного края» представлены предметы быта селян, времен XVIII-XX веков. Работая над данным исследованием, я изучила, какие вещи были в обиходе моих предков. 55 лет пополняется фонд нашего музея различными экспонатами. Здесь представлены различные предметы быта: домашняя утварь, предметы интерьера деревенского дома, одежда, изделия декоративно-прикладного искусства.
Крестьянские избы трудно было представить без многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями, или даже столетиями.
Минули века, ушли люди, жившие в них, но остались вещи, как напоминание о той далекой поре, истории, событиях. Старинные вещи по-разному приходят к нам – одни бережно сохранялись и передавались из рук в руки, другие оказывались удачной находкой, и не даром славу любого музея составляют не только материалы отображающие историю села, нравы, но и предметы быта, сельхоз. инвентарь, домашняя утварь. Экспонаты помогают почувствовать красоту русского быта, располагают поговорить о сокровенном. Долгие столетья крестьянская изба с её нехитрой утварью передавалась из поколения в поколение.
Утварь - это посуда для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи ее на стол; различные емкости для хранения предметов домашнего обихода, одежды; предметы для личной гигиены, предметы для разжигания огня…
В нашем селе в XVIII-XX в. в. употреблялись в основном деревянная и гончарная посуда. Также в употреблении были предметы из бересты.
На занятиях краеведческого кружка и в ходе проведения экскурсий я знакомлю ребят с образом жизни наших предков, постоянно уделяем большое внимание культурному наследию, обычаям и традициям, существовавшие в старину. В нашем школьном краеведческом музее собрано более двухсот подлинных экспонатов, которые отражают жизнь селян XVIII-XX веков.
Мне всегда было интересно, почему моя бабушка называет некоторые кухонные предметы такими словами, которые мне не известны в современной жизни. Заинтересовавшись ними, я решила подробнее изучить их.
Я задалась целью: глубже изучить их значение и применение.
Задачи:
* познакомиться глубже с предметами быта селян XVIII-XX в. в.,
*изучить их применение;
* разработать и провести собственную экскурсию для учащихся школы.
Объект исследования: Краеведческий музей МБОУ Новомеловатская СОШ.
Предмет исследования: Музейные экспонаты, отражающие культуру и быт меловатских крестьян, предметы домашней утвари.
Методы исследования: беседа с руководителем школьного краеведческого музея, беседа со старожилами села, изучение музейной документации.
Методы при проведении экскурсий :
• репродуктивный (наглядно-словесный) : показ экспонатов, рассказ ведущей (хозяйки избы) в русском народном костюме, активизация внимания учащихся путем постановки вопросов;
• игровой: направлен на развитие у обучающихся культуры взаимоотношений, памяти, логического мышления, воображения, проведение игр-загадок «Найди заблудившийся экспонат».
Сценарий-разработка экскурсии в школьный краеведческий музей «Путешествие по русской избе»
(Перед входом в музей)
У входа в избу гостей встречают девочки в русских народных костюмах из школьного фольклорного ансамбля «Родничок» с караваем и песней «Ой, вы, гостюшки дорогие» :
-Ой, вы гостюшки дорогие, ой, вы гостюшки дорогие,
Бояре молодые, бояре молодые.
Проходите в терем красный, проходите в терем красный
Добрыми хозяевами, добрыми хозяевами.
Выбирайте товар медовый, Выбирайте товар медовый
Красную ягоду да, красную ягоду да…
Хозяйка избы встречает гостей: (в русском народном костюме, демонстрирует экспонаты) :
-Здравствуйте, гости дорогие. Приглашаю всех в гости. Заходите, посмотрите, как я тут живу.
Самым главным и святым местом в избе является «красный угол», где располагается «божница», состоящая из нескольких икон украшенных вышитыми рушниками и горящей лампадкой. Иконы бережно хранятся и передаются из поколения в поколение. (Рис. 1). Каждый мужчина перед тем, как пройти в избу и поздороваться с хозяевами, на пороге обязательно снимает шапку, поворачивается к иконам, крестится и низко кланяется. Прежде чем сесть за стол обедать – молимся на иконы. Под божницу садится сам хозяин.
Русская Печь занимает у меня третью часть избы. (Рис. 2). Она - главный оберег в доме, защитница от голода, лекарь от болезни, обогреет и спать уложит. Первое место для младенца, последнее в старости. В ней я приготавливаю еду, пеку хлеб и пироги, сушу продукты и одежду. На ней спят дети и старики. Для этого сделана лежанка. Во время сватовства за печью по традиции прячут невесту от жениха. Рядом с печью висит рукомойник для мытья рук.
Угол около устья называют - бабий кут, то есть женский угол, где я готовлю пищу. Рядом шкаф для хранения посуды. (Рис. 3).
А посмотрите, сколько у меня возле печи разной печной утвари: ухваты, лопаты. (Рис. 4). Для русской печи и посуда особой формы: горшки, да чугуны. Под каждый размер чугунка свой ухват. Умение подхватить горшки требует определённых навыков, которые приобретаются длительной практикой. С помощью вот такой деревянной лопаты, на которую кладу листья капусты - ставлю в печь хлеб ржаной, а кочергой размешиваю угли в печи и сгребаю жар. Нелегко хлеб на стол попадает. Я, как и все в поле работаю, рожь, пшеницу жну. Зерно сушим, на мельницу везем, а мельница у меня – вот эти жернова.
А чем же надо просеять муку? Да, вот этим круглым ситом, которое изготовлено из осины и сшито лыком. Мука через сито сею в деревянные ночвы. (Рис. 5). Встану ранним утром, подойду к лежанке, на которой стоят ночвы с теплой просеянной мукой и начиню делать опару на хлеб.
Вот и картошка у нас поспела (вынимает из печи чугун с картошкой). А с чем же картошечка будет вкусная? – да, конечно же, с маслицем. А масло взбиваю вот в этой маслобойке, который напоминает узкий высокий сосуд плотно закрытый крышкой. (Рис. 6). В отверстие в центре крышки пропускаю мутовку, которой и сбиваю, сколачиваю налитые в маслобойку сметану, топлёную в русской печи.
Сковородник использую для захватывания и вынимания из печи горячей сковороды. Еще тут у меня возле печи корзинки разные (кошолки, которые изготовлены из прутьев ивы, (лозы, в них я храню зимой овощи. Деревянная кадушка (кадка, дежа, сделанная из осины, используется для заготовки впрок солений, квашений, мочений, а также для кваса, воды, для хранения муки, крупы. (Рис. 7).
Особое место в избе занимает женский угол, в котором находятся прялка и ткацкий станок. Долгими зимними вечерами мы, женщины и девушки ткем полотно, половики. Наступит осень, закончатся работы в поле - начинаются работы в доме: сушим, мнем и чешем лен, прядем шерсть. Прядение работа трудная, долгая. От сноровки пряхи зависела толщина и прочность нити, а значит - будущей ткани. Чтобы облегчить труд, придумали прялку с колесом и с помощью ножной педали, нить наматывалась «сама» - вытягивать, и скручивать волокна можно двумя руками - работа идет быстрее, а нить получается лучше. (Рис. 8). Украшенные прялки резьбой и росписью служили украшением избы, женихи дарили их своим невестам, и они передавались от матери к дочери. Прядением занимаемся с осени и до весны, не прядем только по большим праздникам.
Вот элементы ткацкого станка! Девочки с детства должны были уже уметь на нем ткать. (Рис. 9).
Для того, чтобы из двух нитей получить одну использую юрок. Но первыми орудиями прядильного производства были вот такие ручные гребни для расчесывания волокон и ручные веретена для их скручивания. Еще в ХV веке была изобретена самопрялка с рогулькой, что позволило одновременно скручивать и наматывать пряжу.
Пока женщины занимаются изготовлением одежды, мужчины делают обувь: валенки на зиму и лапти на лето. Лапти самая древняя обувь на Руси. Лапти - это обувь мужская и женская. Их плетут из лыка липы, вяза, вереска и даже из бересты. Будничные лапти плетут из грубого широкого лыка. (Рис. 10).
Наш меловатский народ не только работать умеет, но и отдыхать. Еще наши прабабушки к праздникам готовились заранее: на угощенье варили мясо, борщ, взвар, студень, пекли блины, леп шки, пироги, делали квас. Убирали в домах: мыли окна, белили стены, доливку (полы земляные) смазывали коровьим навозом, трусили их песком, чабрецом, вынимали вышитые рушники. В святом углу засвечивали лампадку перед иконами, вынимали самый красивый рушник - «набожник».
Самовар вызывает живой интерес, даже распространенный. Своим присутствием на столе он знаменует гостеприимство и радушие, за ним мы коротаем вечера. Самовар - символ уюта, домашнего тепла, семейного очага. Куплен на всю жизнь - его берегут, он переходит от родителей к детям. Его можно встретить везде: в дворянском имении, на ярмарке, есть он и в моей крестьянской избе. (Рис. 11).
На обеденном столе, который накрыт белой скатертью и находится в красном углу, всегда стоит солонка и хлеб, что символизирует благополучие и достаток в доме. (Рис. 12).
Деревянная ложка во все времена является оберегом, отгоняющая злых духов, символизирует благополучие. Преподнося дорогому гостью хлеб и соль, дарят и ложку, которая используется вместо солонки. С помощью ложек молодые девушки под Рождество гадают: бросив ее через плечо, смотрят, с какой стороны ждать суженого.
Дорогие гостьюшки, скажите, что это за короб у меня с откидной верхней крышкой? Правильно, это сундук, который используется для хранения предметов обихода, драгоценностей, одежды. (Рис. 13). Его еще у нас в Меловатке в разговорной речи называют скрыня, так как наши предки – выходцы из Украины.
Ребята, а как вы думаете, для чего еще предназначался сундук? Да, на нем сидели, спали. А вот если мы заглянем в этот сундук, то увидим там рубахи, домотканые (рушники, скатерти, сарафаны, кружева, подзоры. Мастерили сундуки из дерева, обивали железными полосками. Если в крестьянской семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое. Вместе с этим сундуком она и переезжала после свадьбы в дом мужа.
Глажу вещи таким способом: мокрую ткань наматываю на специальную деревянную качалку – валик и вожу по нему рубелем: рифленой доской. (Рис. 14).
Есть у меня и утюги: вот эти нагреваю на огне, а в другие накладываю угли внутрь и раздуваю с помощью качания. (Рис. 15).
Далее попрошу обратить ваше внимание на детский уголок. Для новорожденного к потолку подвешена нарядная деревянная люлька. (Рис. 16). Мягко покачиваясь, она убаюкивает младенца под песню. Деревянная кровать покрыта лоскутным (штукованным) одеялом, на котором располагаются горкой пуховые подушки. (Рис. 17).
В каждой избе нашего села висят вышитые старинными узорами полотенца, а кровати, особенно в праздник, убираются нарядными кружевными покрывалами.
Посмотрите, сколько у меня в избе различных полотенец, которые имеют разные предназначения: Хлеб-соль выношу в поле косарям на полотенце; сват на свадьбе дареное полотенце завязывает как пояс; ребенок родится – в белое полотенце заворачивают, а потом это полотенце в церковь относят; на расшитом праздничном полотенце детей крестят; люльку закрываю вот этим полотенцем – оберегает от злого глаза; хлеб из печи достану – полотенцем укрываю. (Рис. 18).
Утираемся в семье одним утиральником - из холста, оно особо не украшено, потому, что оно обыденное. И называем его все по-разному: и рукотереем, и рукотером, и утиркой, и ручником, а кто и рушником. Полотенце – оберег избы да семьи, одним концом к богу устремилось, а два других – в матушку сырую землю, потолок с полом связывает, а небо с землей.
Воду ношу из колодца, иногда из родника. А для облегчения использую вот такое коромысло, которое изготовлено из липы. Вот такими предметами быта я и пользуюсь. Всё делаю вручную. Работы много, но свой труд уважаю, тружусь с душой. Не работаем только в христианские праздники. Часто собираемся в одном доме, шьем, ткем, вышиваем с песнями и шутками. Такие вечера называются у нас деревенские посиделки. Деревенские мальчишки и девчонки часто приходят на эти посиделки, любят поиграть. Давайте и мы с вами сейчас тоже поиграем, отгадаем загадки. А потом я вас угощу вкусным чаем с лечебными травами да медом.
Заключение
При разработке данной экскурсии я узнала много интересного.
Результаты моей работы могут быть использованы для проведения экскурсии в школьный музей, учителями при подготовке уроков краеведения. Также может быть полезно и интересно учащимся школ, которые увлекаются и интересуются культурой и бытом родного края, предметами старины.
В ходе исследования я пришла к выводу, что наш краеведческий музей является богатейшим и уникальным центром культурного наследия. Изучая предметы быта и уклад жизни наших прадедушек и прабабушек, я поняла, что чтобы жить в достатке необходимо было много трудиться, а семью того времени можно сравнить с маленьким производством, потому что уже с малых лет дети учились плести лапти, выпиливать ложки, вышивать, вязать и многое другое.
Третий век живут на этой земле люди, которые славят Новомеловатку своим трудом. Жизнь которых – сама история. Как далеко ее начало. И мы не знаем, каким будет будущее, в котором станут жить наши потомки. И Историю эту мы будем делать сами. Один у нас мир, одна страна, одно время.
Список источников и использованной литературы
1. Шулекина Л. Малая родина – великое и вечное, Калач редакция Калачеевские зори, 2002, с. 8
2. Архив музея МБОУ Новомеловатская СОШ
3. Олейникова Т. Народные обычаи, традиции. – М. : Прометей,1991
4. Интервьюирование со старожилами села.