Екатерина Гончар
Конспект образовательной ситуации «Путешествие по Ледяному королевству» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : познавательное развитие (конструирование из деревянного строителя и льда, физическое развитие (элементы криотерапии, игра малой подвижности, пальчиковая гимнастика, художественно-эстетическое развитие (слушание классической музыки, чтение стихотворений, дизайн новогоднего украшения ледяного королевства).
Публикация «Конспект образовательной ситуации „Путешествие по Ледяному королевству“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лед. Ледяные поделки и фигуры, игры и занятия со льдом и льдинками
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
Возрастная группа : старший дошкольный возраст (5-6 лет)
Тема: «Путешествие по Ледяному королевству».
Цели: Расширение опыта конструирования из различных по форме, величине, фактуре строительных деталей и других материалов (льда) разными способами: по схеме, предложенной теме.
Задачи:
1. Развитие умения анализировать и сравнивать возведенную постройку со схемой.
2. Развитие умения действовать по образцу, учить ориентироваться на листе бумаги.
3. Формирование элементов учебной деятельности (понимать поставленные задачи, принимать инструкции, контролировать и оценивать свои действия).
4. Развитие тактильной чувствительности в процессе конструирования из ледяных фигур.
5. Расширение опыта творческого конструирования в индивидуальной и коллективной деятельности.
6. Вызвать интерес к конструированию с помощью зеркала, к созданию инсталляции «Новый год в Ледяном королевстве» (пространственная композиция, созданная из различных элементов как художественная ценность).
7. Развитие восприятия, пространственного мышления, творческого воображения.
8. Развитие мелкой моторики с использованием элементов криотерапии.
9. Поддерживать активность, инициативность.
Дидактические материалы: схемы; фотография замка
Оборудование: интерактивная доска, мини-подиум с подсветкой, угловое зеркало, мини-фланелеграф, деревянные строительные детали, ледяные строительные детали, фишки для распределения на команды, презентация.
Краткая аннотация к работе: данная образовательная ситуация разработана по программе «Мир открытий» под редакцией Л. Г. Петерсон, на основе системы дидактических принципов деятельностного подхода. Постановка задач предполагает учет реальных условий деятельности, возможностей детей, программных требований. В рамках выбранного сюжета перед детьми возникают проблемные ситуации, которые дети фиксируют в речи и разными способами самостоятельно пытаются найти выход из «ситуации затруднения».
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Педагог в образе феи льда встречает детей в группе
Фея льда: Здравствуйте, девочки и мальчики!
Проходите, проходите,
Очень рада видеть вас.
Рада вас, друзья, встречать.
Вместе будем мы играть.
Вы меня узнали?
Я - ледяная красота!
Я – Фея холода, Я – Фея льда.
Люблю мороз и стужу. Прекрасная пора!
Я прилетела к вам за помощью. Все мое королевство готовится к новогоднему празднику – делает елочные игрушки и украшает замки, но боюсь, что к сроку мы не успеем. Хотите мне помочь? (скорее всего, дети согласятся) Сможете? Что для этого надо сделать? (создать елочные игрушки и украсить замки). Готовы отправиться в путешествие?
Картинка ледяного царства
«В руки палочку возьму
Волшебство я призову,
Чудо в гости придет,
В королевство льда нас унесет».
В путешествии нам будут помогать мои волшебные льдинки! Они будут подсказывать путь в ледяных лабиринтах моего королевства.
Познакомьтесь с первой льдинкой. Будем передавать друг другу эту волшебную льдинку с добрыми, ласковыми словами.
2. Актуализация знаний.
Дидактические задачи:
1. актуализировать знания детей о конструировании по схеме;
2. обогащать знания детей об окружающем мире;
3. тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, речь.
Какая же умная волшебная льдинка! она почти растаяла, но оставила нам знак! Что это? (во льду – елочная игрушка).
Правильно – это елочная игрушка! Значит, наш путь лежит в мастерскую по изготовлению новогодних игрушек. Давным-давно украшениями елки были яблоки и орехи, завернутые в разноцветную бумагу. Как вы думаете, из чего сделаны елочные игрушки в моем королевстве? (из льда)
Правильно! И сейчас мы будем изготавливать игрушки из настоящих льдинок. Занимайте места за столами. (когда дети рассядутся, превращает их в мастеров)
Дети подходят к столам, на которых разложены мини-фланелеграфы и схемы игрушек.
Схема
«В руки палочку возьму,
В мастеров вас превращу.
Перед вами схема, по которой вы построите игрушку. Начинать выкладывать льдинки на фланелеграфе нужно от синей линии.
Затруднение в игровой ситуации №1.
Дидактические задачи:
1. создать мотивационную ситуацию для введения представления о зеркальной симметрии;
2. формировать под руководством воспитателя опыт фиксации затруднения, понимания его причины.
Молодцы, разверните схему. Внимание, фокус-покус! Ваша схема необычная.
Как настоящие волшебники подумайте, как можно сделать такую игрушку как на схеме, но добавлять льдинки нельзя.
Когда мы не знаем чего-то как можно узнать? (предполагаемые ответы детей : спросить у воспитателя, мамы, прочитать книжки, посмотреть в интернете)
Ну, хорошо, т. к. я самая взрослая, спросите у меня.
Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
1. познакомить с зеркальной симметрией;
2. формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия.
Возьмите свои фланелеграфы аккуратно так, чтобы льдинки не рассыпались, и нежно перенесите их в зеркальный зал.
Подойдите к зеркалам, и синей линией приложите фланелеграф к зеркалу. Присядьте и полюбуйтесь, какие красивые, яркие, праздничные игрушки у вас получились. Я хочу вам рассказать, какое волшебство сегодня с вами произошло. Это зеркальная симметрия или по - простому отражение.
Чтобы отправиться дальше в путешествие повторяйте за мной. Согреем наши руки.
Пальчиковая гимнастика.
Лёд руками с вами брали,
Наши пальчики устали.
Мы их будем растирать,
Мы их будем согревать.
Чтобы стали горячее,
Надо потереть скорее.
-Руки наши согрелись?
Ой, ребята, посмотрите, а что же это? А вот и наша вторая льдинка помощница. Какой она оставила нам знак? Ребята, мы с вами попали в зал ледяных фигур.
Проводится игра «Вьюга волнуется раз…»
Ой, а вот и третья помощница льдинка. Оставила подсказку.
Итак, отправляемся к замку. Подходят к макету.
-Ну вот. мы шли украшать замки, а замков нет. Я знаю, что произошло! У меня есть
помощники-морозята.
Озорные морозята,
непоседы, забияки
Затевают вечно драки,
Любят стужу и метель.
Вот и сегодня всю ночь Морозята шалили и все замки развалили.
-Как найти выход из этой ситуации? Что нам делать? Как нам быть? (ответы детей : построить ….)
Приступим к строительству моего королевства? (да) Ребята, в моем королевстве - 3 замка : радужный, хрустальный, снежный. Предлагаю разделиться на 3 команды с помощью фишек, они спрятаны в моей хрустальной сумочке (достают цветные фишки).
Итак, команды определились! Для того, чтобы восстановить мои замки, вам нужно построить его макет, как настоящие строители-инженеры, из обычного строительного материала. Постройте, замки такие же, какими они были. Помните, чтобы построить такие же замки надо быть дружными, внимательными и помогать друг другу, уметь договариваться. Приступаем к строительству.
- Смотрю, вы закончили строительство. Смогли построить такие же замки, как были?
- Почему не смогли? Какие затруднения были? (не знаем, какой был замок).
- Значит, что нам надо узнать? (надо узнать какой был замок)
- Как мы можем это узнать? К кому вы обращаетесь за помощью, когда что-то не знаете?
Дети обращаются с вопросом к воспитателю.
Ребята, нам повезло, сохранились фотографии замков. Именно они нам и помогут их построить.
Посмотрите, какой замок был раньше. Какие строительные материалы вы использовали? Из каких деталей он был построен? Какая строительная деталь соединяет два бруска? Какая деталь находится справа от бруска? Какие строительные детали стоят на цилиндре? Какие детали остались не использованными? А почему?
Теперь мы знаем, как строить!
Педагог: Какая красота, вы построили замки даже лучше, чем были прежде. А вспомните из какого строительного материала должны быть построены мои замки? (льда) Постройте, такие же замки из моего любимого льда? (Да) Предлагаю каждой команде комплект льда.
Педагог: Спасибо, ребята! Замечательные ледяные замки! Сбылась моя мечта! И вы мои помощники! Великолепно! Я в восторге! Ваши руки, наверное, совсем замерзли, скорей опускайте их в теплую воду и погрейте. Вытрите полотенцем. Я предлагаю вам украсить королевство! Смотрите, что у меня есть! А теперь главное волшебство: новый год время волшебных сюрпризов и подарков.
Повторяйте за мной движения и угадывайте мои загадки, и все, что вы отгадали, можете положить в красивые коробочки, и взять себе, это будет мой подарок вам.
Руки согните в локтях и, подняв их вверх, соедините пальцы. Повращайте кистями рук.
На глазах у детворы
Елка наряжается.
Разноцветные шары
На ветвях качаются. (шарик)
Округлите ладони и хлопните погромче.
Затыкайте ушки,
У нас в руках. (Хлопушки)
Руки вверх, руками создаем форму очков, приседаем.
На сосне она висит,
Очень далеко глядит!
Ну а если упадёт,
То получит кто-то в лоб. (шишка)
Трем руки между собой, обнимаем себя, трем плечи.
Мягкое, пушистое
Беленькое, чистое.
В душ его возьму с собой
Буду чистый и сухой. (полотенце)
Делаем круговые движения руками, будто плывем.
Мечтает каждый день пират
Найти сундук, в котором… (Клад.)-камни.
Молодцы!
1. Осмысление.
Дидактическая задача: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии и создать ситуацию успеха.
- Ребята, кому вы сегодня смогли помочь?
- Чем вы смогли помочь Ледяной фее?
- Что вам больше всего понравилось делать?
-Чтобы вы рассказали друзьям, родителям после сегодняшнего путешествия?