Алла Тимофеева
«Путь к Здоровью». Оздоровительная программа по фитболу для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ПУТЬ К ЗДОРОВЬЮ
оздоровительная программа по фитболу
Программа направлена на сохранение и укрепления здоровья детей. На коррекционную работу с детьми с нарушением речи.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка.
2. Учебный план.
3. Тематический план.
4. Программное содержание.
5. Литература.
6. Методические указания.
Пояснительная записка
Публикация «„Путь к Здоровью“, Оздоровительная программа по фитболу для дошкольников» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Фитбол. Занятия на фитболе, упражнения с мячом для детей
- Темочки
Программа направлена в первую очередь на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование потребности в ежедневной активной деятельности, так как двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития.
Одним из важных средств коррекции в комплексе реабилитационной работы являются физические упражнения в различных формах занятий.
Основной вид деятельности детей в дошкольном возрасте – игра.
Учитывая это, программа нацеливает на последовательное обучение детей играм – занятиям с фитболом и с мячами различной формы. Уникальное сочетание физических упражнений фитбола, проговаривания стихов в ритм движений, музыки, развивает у детей ритмическое чувство координацию, речь, равновесие, осанку, что очень важно в коррекционной работе с детьми с нарушением речи.
Особое значение для детей нашего детского сада с патологиями имеет развитие движений кистей рук, которые активируют развитие речи – двигательного центра. Дети нуждаются в особых программах физического воспитания, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем.
Программа направлена на коррекцию не только психомоторного, но и речевого, элементарного и общего психического развития.
Основная цель программы в первую очередь решает проблему качественного улучшения физического развития и физического состояния ребенка с нарушением речи.
Программа способствует коррекции психомоторного, речевого, эмоционального и общего физического развития.
Задачи системы физического воспитания выражают конкретные, соответствующие условиям функционирования системы задания, выполнение которых в системе приближает к цели. А наша цель в первую очередь направлена на сохранение сберегающих технологий, на направление и развитие правильной речи детей.
В работе с мячом, малым, средним или большим, главными педагогическими и коррекционными задачами являются следующие:
- развитие моторики мелких мышц кисти;
- развитие координационных способностей;
- совершенствование функций дыхания;
- формирование осанки и предупреждение ее нарушения;
- развитие устной речи;
- формирование фонематического слуха;
- формирование четкой артикуляции, укрепление физического здоровья, улучшение положительного эмоционального состояния.
В программе прилагаются такие приемы и методы обучения, которые способствуют активности всех сенсорных каналов восприятия и переработки информации. Именно этим требованиям отвечает методика работы с коррекционными мячами, или фитболом.
В настоящее время мячи различной упругости, размеров, веса используются в спорте, педагогике и медицине. Мяч имеет определенные свойства, используемые для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей. Это и размер, и цвет, и его особая упругость.
Таким образом программа направлена на нормализацию мышечного тонуса, на активную деятельность нервной системы, на моторно - висцеральную оптимизацию, а также на выравнивание общих для современных детей исходных недоразвитий опорно – двигательного аппарата, что включает в себя построение занятий с элементами логоритмики, фоноритмики, упражнения на речевое дыхание, на координацию движений мелкой моторики.
Программа предусматривает работу с мячами как часть занятия, рассчитанную на 10 минут на фронтальном занятии, а также на индивидуальную работу с детьми.
В программе предлагается учебно – тематический план и тематическое планирование по старшим группам на год с элементами коррекционной работы, направленной на коррекцию вторичных отношений у детей с нарушением речи.
Программа включает в себя методики проведения занятий по фитбол – гимнастики и мячей разной величины и их программное содержание. Сюда входят отделы по работе индивидуальных занятий с ослабленными детьми по фитбол – гимнастике с мячами различной величины, игровые упражнения на координацию движения и речи.
Программа очень помогает в нашей работе. Методики и практические рекомендации помогают специалистам в проведение деятельности правильно сформированной работе с детьми. Из этого можно сделать вывод ожидаемого результата – воспитание и развитие здорового ребенка. Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения, особенно в логопедических и оздоровительных группах – одна из актуальных задач современной педагогики.
Общеразвивающие упражнения по фитболу – гимнастики могут быть использованы педагогами в детских садах, как физкультминутки на занятиях по математике и родному языку, так и на занятиях по физическому и музыкальному воспитанию, а также могут быть основой музыкально – коррекционных игр для детей с проблемами в развитии.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Блоки
Основные виды движений
Часы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11. Представление о форме и физических свойствах мяча.
Обучение правильной посадке на мяче.
Основные движения с мячом.
Основные исходные положения фитбол - гимнастики.
Положение, стоя с мячом.
Положение приседа с мячом.
Положение, сидя на мяче.
Положение, сидя на полу.
Положение, стоя на коленях.
Лежа на полу.
Лежа на мяче. 2
5
10
20
6
2
2
3
2
3
2
Всего: 57 часов.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Блоки
Основные виды движений
Часы
1.
Представление о форме и физических свойств мяча.
• прокатывание мяча по полу, по скамейке, между опорами «змейкой», вокруг различных ориентиров;
• разглаживание, похлопывание, отбивание мяча двумя руками на месте, в сочетании с различными видами ходьбы;
• передача мяча друг другу, броски мяча;
• игры с мячом: «Догони мяч», «Попади в цель», «Докати мяч» ( варианты: толкая ладонями, толкая развернутой ступней). 2
1
1
2.
Правильная посадка на мяче.
• сидя на мяче у твердой опоры;
• уметь самостоятельно правильность постановки стоп (стопы должны быть прижаты у полу и параллельны друг другу).
3
1
2
3.
Основные движения с мячом.
• ходьба с мячом в руках;
• бег с мячом в руках;
• прыжки на месте с мячом в руках на одной, двух ногах;
• прыжки на месте с мячом между ног с различными движениями рук;
• прыжки с продвижениями вперед, мяч в руках. 9
1
1
2
3
2
4.
Учить основные исходные положения футбол-гимнастики.
Положение, стоя с мячом.
• мяч в опущенных руках;
• мяч перед грудью в вытянутых руках;
• мяч перед грудью в согнутых руках;
• мяч над головой в вытянутых руках;
• мяч за головой;
• мяч за головой в согнутых руках.
Положение приседа с мячом.
• присед с опорой руками на мяч, колени в стороны;
• присед с опорой руками на мяч, колени вместе.
Положение, сидя на мяче.
• Сидя на мяче, ноги вместе, с различными исходными положениями рук - руки на поясе, руки к плечам, руки за головой и т. д. ;
• ноги на ширине плеч; с различными исходными положениями рук – руки на поясе, руки к плечам, руки за головой и т. д. ;
Положение, сидя на полу.
• руки в упоре сзади, мяч между ног;
• руки в упоре сзади, вытянутые ноги на мяче;
• сидя на полу, мяч перед собой на коленях;
• сидя на полу, мяч за спиной;
• сидя на полу, мяч поднят над головой;
• сидя на полу, руки и ноги крепко охватывают мяч, голова прижата к мячу
Положение, стоя на коленях.
• с опорой руками на мяч;
• с опорой руками на мяч сбоку;
• положение сед на пятки, руки в опоре на мяч;
• положение сед на пятки, мяч сбоку
Лежа на полу
• лежа на спине, вытянутые ноги на мяче, таз опущен;
• лежа на спине, мяч удерживается стопами или коленями;
• лежа на спине, мяч удерживается руками на груди или на животе;
• лежа на спине, мяч на вытянутых руках за головой или перед собой;
• лежа на животе, мяч удерживается стопами;
• лежа на животе, мяч на спине прижимается к ягодицам стопами;
• лежа на животе, мяч в вытянутых руках;
• лежа на боку, ноги, на мяче;
• лежа на боку, мяч в вытянутых руках;
лежа на боку, мяч удерживается стопами.
Лежа на мяче.
• на животе в упоре ногами в пол, руки свободны;
• на передней поверхности бедра в упоре руками в пол, ноги свободны;
• на груди с упором ладони и стопами в пол;
• на спине в опоре на стопах, руки за головой;
на боку в упоре на стопах, руки на мяче 77
6
1
1
1
1
1
1
6
3
3
10
5
5
13
2
2
2
2
2
3
9
3
2
2
23
2
2
2
2
3
3
2
2
2
3
10
2
2
2
2
2
Всего: 57 часов
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
№ Направление работы Виды упражнений
1. Дать детям представление о форме и физических свойств мяча. • прокатывание мяча по полу, по скамейке, между опорами «змейкой», вокруг различных ориентиров;
• разглаживание, похлопывание, отбивание мяча двумя руками на месте, в сочетании с различными видами ходьбы;
• передача мяча друг другу, броски мяча;
• игры с мячом: «Догони мяч», «Попади в цель», «Докати мяч» ( варианты: толкая ладонями, толкая развернутой ступней).
2. Обучение правильной посадке на мяче. • сидя на мяче у твердой опоры;
• уметь самостоятельно правильность постановки стоп (стопы должны быть прижаты у полу и параллельны друг другу).
3. Основные движения с мячом. • ходьба с мячом в руках;
• бег с мячом в руках;
• прыжки на месте с мячом в руках на одной, двух ногах;
• прыжки на месте с мячом между ног с различными движениями рук;
• прыжки с продвижениями вперед, мяч в руках.
4.
Обучать основным исходным положениям фитбол –гимнастики.
Положение, стоя с мячом.
• мяч в опущенных руках;
• мяч перед грудью в вытянутых руках;
• мяч перед грудью в согнутых руках;
• мяч над головой в вытянутых руках;
• мяч за головой;
• мяч за головой в согнутых руках.
Положение приседа с мячом.
• присед с опорой руками на мяч, колени в стороны;
• присед с опорой руками на мяч, колени вместе.
Положение, сидя на мяче.
• Сидя на мяче, ноги вместе, с различными исходными положениями рук - руки на поясе, руки к плечам, руки за головой и т. д. ;
• ноги на ширине плеч; с различными исходными положениями рук – руки на поясе, руки к плечам, руки за головой и т. д. ;
Положение, сидя на полу.
• руки в упоре сзади, мяч между ног;
• руки в упоре сзади, вытянутые ноги на мяче;
• сидя на полу, мяч перед собой на коленях;
• сидя на полу, мяч за спиной;
• сидя на полу, мяч поднят над головой;
• сидя на полу, руки и ноги крепко охватывают мяч, голова прижата к мячу.
Положение, стоя на коленях.
• с опорой руками на мяч;
• с опорой руками на мяч сбоку;
• положение сед на пятки, руки в опоре на мяч;
• положение сед на пятки, мяч сбоку.
Лежа на полу
• лежа на спине, вытянутые ноги на мяче, таз опущен;
• лежа на спине, мяч удерживается стопами или коленями;
• лежа на спине, мяч удерживается руками на груди или на животе;
• лежа на спине, мяч на вытянутых руках за головой или перед собой;
• лежа на спине, мяч удерживается стопами;
• лежа на спине, мяч на спине прижимается к ягодицам стопами;
• лежа на спине, мяч в вытянутых руках;
• лежа на боку, ноги, на мяче;
• лежа на боку, мяч в вытянутых руках;
• лежа на боку, мяч удерживается стопами.
Лежа на мяче.
• на животе в упоре ногами в пол, руки свободны;
• на передней поверхности бедра в упоре руками в пол, ноги свободны;
• на груди с упором ладони и стопами в пол;
• на спине в опоре на стопах, руки за головой;
• на боку в упоре на стопах, руки на мяче.
Приложение 1
Комплекс общеобразовательных и дыхательных упражнений.
Упражнение 1
Исходное положение Стоя, мяч в пущенных руках.
Описание Поднять руки вверх, потянуться – вдох, опустить руки – выдох.
Дозировка 4 раза
Методические указания Выполнение в медленном темпе.
Упражнении 2
Исходное положение Стоя, мяч в пущенных руках.
Описание Поднять мяч над головой в вытянутых руках – вдох, наклонить туловище вправо – выдох, выпрямиться – вдох, наклон влево – выдох. Выполнить по 2 раза в каждую сторону, руки опустить вниз.
Дозировка 4 раза
Методические указания Выполнение в среднем темпе.
Упражнении 3
Исходное положение Сидя на мяче, ноги на ширине плеч.
Описание Развести руки в стороны – вдох, наклонить туловище вниз – выдох, выпрямиться.
Дозировка 4-5 раз.
Методические указания Вдох обычный, на выдохе имитировать «стон» на гласном звуке «о-о-о».
Упражнении 4
Исходное положение Стоя мяч на полу.
Описание Потянуться вверх, поднять мяч над головой – длинный вдох, резкий присед с опорой руками на мяч, колени в стороны – короткий выдох, выпрямиться.
Дозировка 4-5 раз.
Методические указания Выполнять в разном темпе: при выдохе движения пластичные, мягкие, при выдохе – динамичные. резкие.
Упражнении 5
Исходное положение Сидя на мяче.
Описание Имитация ходьбы с высоким подниманием колена, сидя на мяче.
Дозировка 1-2 мин.
Методические указания Дыхание свободное, темп средний.
Приложение 2
Игровые упражнения на этапе постановки звуков
Игровые упражнения на этапе дифференциации гласных звуков
Упражнение 1
Упражнение для плечевого пояса. Поднимание рук вверх в исходное положение, сидя на мяче.
Выполнение мягкие плавные движения руками в соответствии с фразой.
В первом случае «Ау» выполняется напряженными руками и голос ребенка должен быть при этом максимально громким, тогда как во втором случае руки мягкие и голос тихий.
Дифференциация звуков – А-У
Мы в лес пойдем Руки перед собой поднять вверх;
Детей позовем: Руки перед собой опустить вниз;
Ау, ау, ау! на А широко открыть напряженные руки, У – вытянуть напряженные руки вперед (выполнить три раза).
Мы в лес пойдем, Руки перед собой поднять вверх;
Грибов там наберем руки перед собой опустить вниз.
Ау, ау, ау (тише, чтобы На А широко открыть мягкие руки,
одновременно работать У-мягкие руки вытянуть вперед (выполнить три раза)
над силой голоса).
Упражнение 2
Поднимание мяча вверх и наклоны туловища вправо и влево из исходного положения стоя, мяч в опущенных руках.
Обратите внимание ребенка на то, что руки держат мяч свободно, мягко, не напрягаясь, все выполняемые движения «округлые», как бы «ленивые»
Автоматизация звука - О
Не под окном, а около Сесть, спрятаться за мяч и встать.
Каталось «О» и охало. Поднять мяч над головой и опустить.
«о» охало, «О» ахало, Стоя, мяч над головой, наклоны в
Не под окном, а около. сторону в соответствии с ритмом слов.
Упражнение 3
Для плечевого пояса. Поднимание плеч в исходном положении сидя на мяче, руки, на поясе, ноги на ширине плеч.
Следите за тем, чтобы ребенок наклонил голову к плечу, а не наоборот, поднимая плечо к голове.
Дифференциация звуков – И, А
Тик-так, тик-так… По два наклона головы влево и вправо;
Я умею делать так: поднимать одновременно плечи,
Влево-тик, вправо-так… по два наклона головы влево и вправо;
Тик-так, тик-так. по два наклона головы влево и вправо.
Игровые упражнения на этапе дифференциации гласных звуков
Упражнение 4
Упражнения для стоп в исходном положении сидя на мяче, руки сзади в упоре на мяч, ноги вместе.
Движения ног ребенка едва касается пола пальцами ног в первой части и сильно громко ударяется стопами об пол во второй части упражнения.
Дифференциация звуков – Б, Д, Г
Я бегу, бегу, бегу Легкий бег на месте, сидя на мяче.
И ногами в бубен бью, Одновременно двумя ногами удары по полу стопами.
Потом бубен Диме дам Легкий бег.
И пойду на месте сам. Ходьба на месте, сидя на мяче.
Упражнение 5
Упражнение для кистей рук, Прокатывание мяча вокруг себя.
Дифференциация звуков – М, Б, Д
Взяли, детки, белый ком, Прокатить мяч вокруг себя вправо.
Лепить будем белый дом.
Мы польем его водой, Прокатить мяч вокруг себя влево.
Домик будет ледяной.
Ком за комом мы кладем, Поднять мяч над головой.
Вот и вылепили дом. Опустить мяч перед собой.
Игровые упражнения на этапе дифференциации гласных звуков
Упражнение 6
Упражнение на координацию – выполнение одновременных согласованных движений рук и ног.
Автоматизация звука – С
Я подую высоко, с-с-с-с. Руки поднять вверх ладонями вниз, ноги поставить на носки, подуть.
Я подую низко, с-с-с-с. Руки опустить вниз перед собой, ладонями вверх, подуть; ноги поставить на пятки.
Я подую далеко, с-с-с-с. Руки вытянуть перед собой ладонями вверх, наклон вперед, подуть на ладони, ноги на носки.
Я подую близко, с-с-с-с. Руки положить на колени ладонями вверх и подуть на них, ноги, на пятки.
Упражнение 7
Дифференциация звуков – С, З, Ц, Ч,
Забежали как-то в сад Имитация бега сидя на мяче.
Десять маленьктх цыплят.
Завела их с улицы
Мать-наседка-курица. Продолжить бег с одновременными
Ты ошиблась улицей, движения рук и ног в стороны.
Хоть наседка - умница
Это – славный детский сад Ходьба на месте в ритм слов, сидя на мяче.
Для детей, не для цыплят.
Игровые упражнения на этапе автоматизации и дифференциации
шипящих звуков
Упражнение 8
Упражнение на дыхание.
Следить за тем, чтобы надплечья ребенка при вдохе не поднимались, все остальные движения выполняются в соответствии со словами.
Автоматизация звука - Ш
Носом-вдох, а выдох-ртом; Произвольное дыхание, исходное положение стоя, мяч перед собой на полу.
Дышим глубже, а потом - Ходьба с высоким подниманием колена вокруг мяча.
Шаг на месте не спеша.
Как? Покажем малышам. Спрятаться за мяч, придерживая его руками, встать.
Надевай ловчей калошки,
Побежали наши ножки. Бег вокруг мяча.
Ну так что ж, ну так что ж,
Много есть у нас калош!
Приложение 3
Сюжетные игры для детей среднего и старшего возраста
Путешествие в Москву
Дети сидят на мячах в кругу, имитирующем аэродром. Ведущий произносит: «Я лечу в Москву, всех с собой возьму». Дети, оставив мячи, становятся за ведущим, который, используя основные движения (бег, ходьбу, поскоки и т. д., водит детей за собой в различных направлениях и по всевозможным траекториям. По команде «Посадка» дети и ведущий должны как можно быстрее занять свой мяч. Ребенок, который остался без, мяча, в последующей игре будет ведущим.
Пингвины на льдине
Дети – «пингвины» бегают свободно по залу. Мячи – «льдины» в произвольном порядке разбросаны на полу. Водящий ребенок – «охотник» пытается поймать «пингвинов» и запятнать их. Если «пингвин» забрался на «льдину», то есть сидя на мяче, не касаясь при этом пола ногами, ловить его не разрешается.
Космонавты
Играют две команды. Дети строят две «ракеты». Для этого все мячи располагают в двух равных колонках. Все дети свободно маршируют по залу, приговаривая слова:
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам,
На какую захотим,
На такую полетим.
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет.
После этих слов дети разбегаются по своим ракетам. Выигрывает та команда, которая дальше всех «пробудет в полете». Дети должны сесть на мячи, взяться за руки и поднять ноги, «сцепившись в невесомости».