Ольга Славкина
Влияние музыки на общее развитие ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Славкина Ольга Николаевна
МБДОУ №212
ПУТЬ К УСПЕХУ НАЧИНАЕТСЯ С МУЗЫКИ.
THE WAY TO SUCCESS BEGINS WITH MUSIC
Статья о влиянии музыки на общее развитие ребёнка. Чем раньше мы слышим музыку, тем быстрее развиваемся. Формирование музыкальности напрямую связано с развитием логического, психического и социо-культурного мышления ребёнка. Пение, как один из факторов формирования эмоциональной отзывчивости ребёнка на окружающий мир. Музыка-лучший друг в профессии.
Темочки:
This article is about the influence of music on overall child development. The sooner we start to listen to music, the faster we develop. The formation of musicality is directly related to the development of logical, mental and sociocultural children’s thinking. Singing is one of the formation factors of children’s emotional responsiveness to the world. Music is the best friend in the profession.
Музыке нужно учиться не для того, чтобы стать музыкантом, а для того, чтобы стать лучшим в профессии.
Музыка облагораживает эмоционально. Музыка обогащает умственно. Музыка способствует развитию способностей : способностей к логическому мышлению, способностей к овладению языками и речью. Музыка способствует развитию социально ценных качеств личности человека.
У музыкантов связь зрения, слуха и движения гораздо активнее, чем у людей на занимающихся музыкой. Такая закономерность отмечается не только у взрослых, но особенно выражена в дошкольном возрасте. В связи с этим, например, в Германии в музыкальные школы принимают детей с полутора лет. Во Франции оптимальным для начала занятий музыкой считается 3 года.
У нас в стране, учитывая опыт передовых зарубежных стран, заниматься формированием музыкальных способностей с недавних пор начали с раннего возраста. Ведь именно в этом периоде формируется не столько сознательное, сколько неосознанное отношение к музыке.
Многие исследования отмечают, что активизация у детей левого полушария в процессе занятия музыкой способствует усвоению аналитических навыков, прежде всего, в изучении в дальнейшем точных наук.
Дети, увлеченные музыкой – более сосредоточенные и волевые ученики. Они более самостоятельны, не нуждаются в дополнительных стимулах. Надо заметить, что музыка улучшает показатели ученика по всем предметам. Родители, понимающие роль музыки в жизни их ребенка, будут иметь больше повода гордится своим чадом.
Наиболее ярко и планомерно ребенок может проявить себя в хоровом пении. Многие передовые общественные деятели высоко оценивают роль пения в жизни человека. Н. Г. Чернышевский относил пение к «высшему совершенному искусству» и подчеркивал: «Пение первоначально и существенно подобно разговору». Исполнение песни, воздействуя на слушателя слиянием музыки и слова, позволяет не только выразить свои чувства, но и вызвать эмоциональный отклик, сочувствие, понимание у окружающих. В этом его особая доступность для восприятия детьми. Выразительные интонации человеческого голоса, сопровождаемые соответствующей мимикой, привлекают внимание даже самых маленьких. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню (колыбель матери, еще до конца не понимая содержание и значение слов.
По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений усложняются и переживания ребенка, возрастает интерес как к самой песне, так и к ее воспроизведению.
Голос ребенка – естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает организовать творческие, сюжетные игры.
Песня – яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Исполнение песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и порой убеждает его сильнее, чем полученная другим путем информация.
Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, улучшению дыхания, укреплению голосового аппарата. В процессе обучения пению особенно активно развиваются основные музыкальные способности ребенка : эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.
Во второй половине XX века наряду с большими успехами науки и промышленности общество столкнулось с некоторой «механизацией» мышления. Искусство стало восприниматься как что-то лишнее, на что не стоит тратить и без того дефицитное время.
Теперь, когда образование из-за своего чрезмерного прагматизма грозит поставить под угрозу будущее творческих сил человечества, самые «дальновидные» представители педагогического сообщества делают ставку на искусство, и в первую очередь, на музыку, которая должна умножить умственные силы учеников и помочь им в преодолении трудностей обучения.
Исследования проводились в Америке, Японии, Польше на протяжении 10 лет. Выводы оказались поразительными. Дети, в программу обучения которых были включены занятия на музыкальных инструментах, обгоняли своих сверстников и по математике, и по овладению языками и высокоразвитой способностью логически мыслить.
Ни одна профессия не сравнится по обилию одновременно выполняемых действий с игрой пианиста по нотам, или как говорят, «с листа». Он должен смотреть в ноты, несколько заглядывая вперед, чтобы знать, что руки должны делать в ближайшее время. Одновременно, его руки играют, что глаза музыканта зафиксировали как приказ к исполнению некоторое время назад. Таким образом, он работает, как бы в двух режимах, сочетая прошлое и будущее. Кроме того, он должен домыслить то, что недоглядел или упустил. Это чрезвычайно полезно во всех сферах деятельности. Ведь недаром многие английские и американские банки берут на работу сотрудников, имеющих музыкальное образование.
Музыка – лучший педагог, который меняет способы мышления.
Мозг, воспитанный музыкой, сам сможет взять все, что ему нужно.
Использованные источники:
Елисеева Л. Н. Хрестоматия для маленьких. М:Просвещение 1987;
Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников М: Просвещение Владос,1994;
Тютюнникова Т. Э. Инструменты Карла Орфа /дошкольное воспитание 1998. №2
Цвынтарный В. В. Играем, слушаем, подражаем-звуки получаем. СПб. ; Издательство «Лань2002