Светлана Амплеева
Умственные способности и их развитие в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Русский писатель Каверин Вениамин Александрович говорил:
«Математика – самый короткий путь к самостоятельному мышлению».
Умственное развитие дошкольника - это составная часть общего психического развития, подготовки детей к школе и ко всей дальнейшей жизни. В процессе умственного развития у детей формируется познавательный интерес, накапливаются разнообразные знания и умения, ребенок овладевает речью.
Публикация «Умственные способности и их развитие в дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
Целью развития умственных способностей в детском саду является усвоение ребенком определенного заданного программой материала, что достигается в процессе усвоения знаний. Развивающий эффект обучения зависит от того, какие знания и методы обучения применяет воспитатель в работе с детьми. Основой развития умственных способностей является овладение ребенком действиями замещения и наглядного моделирования.
Замещение – это использование при решении разнообразных умственных задач условных заместителей реальных предметов и явлений, употребление символов и знаков. Замещение возникает в процессе детской игры, например в сюжетно – ролевой (стул становится машиной – стоит только сесть и воспроизвести звук работающего мотора в игре «Шофер», кубик - куском мыла в игре «Помогаем маме на кухне». Когда играют в больницу, дети изображают в игре больного и доктора, который его лечит. В игре мы видим взаимоотношение врача с больным. Здесь происходит не только замещение, но и моделирование взаимоотношений взрослых).
Наглядная модель – сами предметы обозначены при помощи тех или иных условных заместителей, а их отношения- при помощи расположения этих заместителей в пространстве (в объеме или на плоскости). Это наиболее доступная модель для детей в дошкольном возрасте. Например, ориентировка в пространстве с помощью схемы или плана. Детям дается план комнаты на листе (отдельные предметы в нем обозначены при помощи заместителей- геометрических фигур, а расположение предметов такое же, как в группе) Дети ищут определенный предмет с помощью карты или схемы. Наглядное моделирование можно увидеть в конструктивной деятельности. Сделанный из строительного материала замок – объемная модель здания. Ее строят при помощи заместителей (деталей строительного материала, сохраняя отношение между его основными частями (стенами, крышей, окнами).
Эффективность предполагаемых мною игр и упражнений для детей подтверждена на практике вовремя непрерывно – образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности детей. Начиная с младшей группы и заканчивая старшей, мною детям давались последовательно усложняющиеся задания на замещение и наглядное моделирование. Задания выполнялись во всех видах деятельности в соответствии с программой ДОУ. В результате наблюдалась положительная динамика в развитии умственных способностей детей.
Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности ребенка. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование схем и планов, появляется возможность применять заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, видеть возможные результаты своих действий, что является показателем высокого уровня развития умственных способностей.
Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. Для решения этой задачи воспитатели должны обратить внимание на содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению.