Папки-передвижки

Умственные способности и их развитие в дошкольном возрасте

Светлана Амплеева
Умственные способности и их развитие в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

Русский писатель Каверин Вениамин Александрович говорил:

«Математика – самый короткий путь к самостоятельному мышлению».

Умственное развитие дошкольника - это составная часть общего психического развития, подготовки детей к школе и ко всей дальнейшей жизни. В процессе умственного развития у детей формируется познавательный интерес, накапливаются разнообразные знания и умения, ребенок овладевает речью.

Публикация «Умственные способности и их развитие в дошкольном возрасте» размещена в разделах

Целью развития умственных способностей в детском саду является усвоение ребенком определенного заданного программой материала, что достигается в процессе усвоения знаний. Развивающий эффект обучения зависит от того, какие знания и методы обучения применяет воспитатель в работе с детьми. Основой развития умственных способностей является овладение ребенком действиями замещения и наглядного моделирования.

Замещение – это использование при решении разнообразных умственных задач условных заместителей реальных предметов и явлений, употребление символов и знаков. Замещение возникает в процессе детской игры, например в сюжетно – ролевой (стул становится машиной – стоит только сесть и воспроизвести звук работающего мотора в игре «Шофер», кубик - куском мыла в игре «Помогаем маме на кухне». Когда играют в больницу, дети изображают в игре больного и доктора, который его лечит. В игре мы видим взаимоотношение врача с больным. Здесь происходит не только замещение, но и моделирование взаимоотношений взрослых).

Наглядная модель – сами предметы обозначены при помощи тех или иных условных заместителей, а их отношения- при помощи расположения этих заместителей в пространстве (в объеме или на плоскости). Это наиболее доступная модель для детей в дошкольном возрасте. Например, ориентировка в пространстве с помощью схемы или плана. Детям дается план комнаты на листе (отдельные предметы в нем обозначены при помощи заместителей- геометрических фигур, а расположение предметов такое же, как в группе) Дети ищут определенный предмет с помощью карты или схемы. Наглядное моделирование можно увидеть в конструктивной деятельности. Сделанный из строительного материала замок – объемная модель здания. Ее строят при помощи заместителей (деталей строительного материала, сохраняя отношение между его основными частями (стенами, крышей, окнами).

Эффективность предполагаемых мною игр и упражнений для детей подтверждена на практике вовремя непрерывно – образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности детей. Начиная с младшей группы и заканчивая старшей, мною детям давались последовательно усложняющиеся задания на замещение и наглядное моделирование. Задания выполнялись во всех видах деятельности в соответствии с программой ДОУ. В результате наблюдалась положительная динамика в развитии умственных способностей детей.

Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности ребенка. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование схем и планов, появляется возможность применять заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, видеть возможные результаты своих действий, что является показателем высокого уровня развития умственных способностей.

Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. Для решения этой задачи воспитатели должны обратить внимание на содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению.

Публикации по теме:

Чтение художественной литературы в старшем дошкольном возрастеЧтение художественной литературы в старшем дошкольном возрасте Художественная литература обогащает речь, развивает интеллект, прививает интерес к книге и чтению. Воспитательное и познавательное значение.

Финансовые игры в старшем дошкольном возрасте Финансовые игры для детей направлены не только на изучение нового материала, но и на развитии важных навыков и чувств. Финансовые игры ориентированы.

Гендерные игры в старшем дошкольном возрасте В дошкольном возрасте девочки и мальчики обязательно должны научиться ладить друг с другом и в процессе совместной деятельности понять и.

Игры по укреплению здоровья в дошкольном возрасте В процессе игр по укреплению здоровья решаются следующие задачи: - закрепляются правила поведения в опасных ситуациях; - формируется представление.

Консультация для родителей «Зачем нужно ГТО в дошкольном возрасте?» Историческая справка. Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) носил характер основополагающей, единой и поддерживаемой.

Космические игры в старшем дошкольном возрасте Космические игры в старшем дошкольном возрасте День космонавтики – это праздник, посвящённый первому полёту человека в космос и освоению.

Нетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрастеНетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрасте В младшем дошкольном возрасте большой интерес вызывают нетрадиционные техники рисования, так как они помогают детям открыть творческие способности,.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Развитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрастеРазвитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте Развитие связной речи ребёнка - одна из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду. Формирование связной речи, изменение.

Развитие творческих способностей в дошкольном возрастеРазвитие творческих способностей в дошкольном возрасте Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А. Н. Леонтьева, это возраст первоначального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Умственные способности и их развитие в дошкольном возрасте
Опубликовано: 19 мая 2021 в 19:28
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Умственные способности и их развитие в дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Амплеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД