Нина Васимова
Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Поможем муравьишке»
▼ Скачать + Заказать документы
Поможем муравьишке
Программное содержание:
• Выявить уровень сформированности знаний и представлений детей за учебный год.
• Закрепить знания о насекомых
• Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявлять настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь.
• Совершенствовать пространственные ориентировки.
• Упражнять в назывании имен существительных в родительном падеже единственного и множественного числа.
• Закрепить умение работать с таблицами – схемами,опорными картинками для развития связной речи детей.
Публикация «Конспект ООД по развитию речи в старшей группе „Поможем муравьишке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Муравьи. Все о муравьях для детей
- Муравьи. Конспекты занятий
- Насекомые. Конспекты по развитию речи
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
• Подбирать слова к предложенным звуковым моделям.
• Активизировать словарь детей.
• Развивать у детей интерес к самостоятельному решению проблемных ситуаций
ХОД
Воспитатель: Ребята, хочу я вам рассказать одну интересную историю. Но прежде, вы должны отгадать загадку:
Стоит под ёлкой городок,
К нему 100 тропок, 100 дорог.
По тем дорожкам, взад-вперёд
Народец крохотный снуёт.
Что за городок? Что за народ?
( Дети отгадывают загадку: муравейник, муравьи).Слайд.
-Молодцы, правильно отгадали. Теперь слушайте историю.
Залез Муравей на березу. Долез до вершины, посмотрел вниз, а там, на земле, его родной муравейник чуть виден.
Муравьишка сел на листок и думает: Слайд.
"Отдохну немножко - и вниз".
У муравьев ведь строго : только солнышко на закат, - все домой бегут. Сядет солнце, - муравьи все ходы и выходы закроют - и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй.
Солнце уже к лесу спускалось.
Муравей сидит на листке и думает:
"Ничего, поспею: вниз ведь скорей".
А листок был плохой: желтый, сухой. Дунул ветер и сорвал его с ветки. Слайд.
Несется листок через лес, через реку, через деревню.
Летит Муравьишка на листке, качается - чуть жив от страха.
Занес ветер листок на луг за деревней, да там и бросил. Листок упал на камень, Муравьишка себе ноги отшиб.
Лежит и думает:
"Пропала моя головушка. Не добраться мне теперь до дому. Место кругом ровное. Был бы здоров - сразу бы добежал, да вот беда: ноги болят. Обидно, хоть землю кусай".
Воспитатель Вот такая печальная история произошла с муравьем. Что же теперь с ним будет? Может быть мы сможем ему помочь? Ребята, хотите помочь муравью? Давайте посадим его в коробочку и возьмем с собой.
По дорожке мы идем
Муравья с собой несем,
Муравьишка заблудился
Мы домой его вернем.
Слайд.
-А кто это на полянке? Кого повстречал наш муравьишка? Так это же паук-сенокосец. какие у него длинные ноги. Помоги нам паук вернуть муравьишку домой
-хорошо, говорит паук, только сначала поиграйте со мной в игру. Слайд.
Игра «Большой, маленький, огромный»
Жук-жучек-жучище. Слайд.
Паук-паучек-паучище. Слайд.
Шмель-шмелек-шмелище. Слайд.
Таракан-тараканчик-тараканище. Слайд.
Муравей-муравьишко-муравьище. Слайд.
Кузнечик-кузнечик-кузнечище.
Молодцы, ребята. Справились с заданием. Идем дальше. Слайд.
А солнышко то уже начало спускаться. Засуетились муравьи, забегали. Слайд.
Смотрите, это жужелица, может она сможет нам помочь?
Жужелица, жужелица, помоги муравьишке вернуться домой. Отбил муравьишка ножки.
-Помогу, говорит жужелица, только сначала помогите мне исправить ошибки.
Слайд.
Словесная игра "Исправь ошибку"
(дети исправляют и проговаривают индивидуально и вместе). СЛАЙД
Бабушка летает около цветка. (Бабочка летает около цветка).
Пила летит и жужжит. (Пчела летит и жужжит). СЛАЙД
Лук ползёт по веточке. (Жук ползёт по веточке). СЛАЙД
Мура села на гриб. (Муха села на гриб). СЛАЙД
-И с этим заданием мы справились. Молодцы. СЛАЙД.
Сдержала жужелица слово, привезла муравьишку на поляну. А там… Звуки (насекомые)
-Кто на ней живет? (насекомые).Ой, кажется погода портится, тучи набегают, дождик накрапывает. Звуки дождя
То погромче,то потише
Барабанит дождь по крыше.
Протянули мы ладошки
Дождик их помыл немножко.
-Насекомые тоже спрятались от дождя. Мы сейчас поиграем в игру, которая называется
Игра «Кого не стало»
Кузнечика. СЛАЙД,
Жука. СЛАЙД,
Пчелы. СЛАЙД,
Бабочек. СЛАЙД,
Божьей коровки. СЛАЙД,
Мухи. СЛАЙД,
-Никого не осталось на полянке. Как стало тихо, скучно. И дождик закончился, но никто не появился. Я знаю что нужно сделать, нужно рассказать о наших насекомых. А чтобы о них рассказать,я предлагаю в них превратиться. Давайте скажем волшебные слова:
Вокруг себя ты повернись
И в насекомое превратись. Звук волшебства
(Дети надевают наголовники насекомых)
Составление описательного рассказа по таблице. СЛАЙД.
-Вот и наши насекомые появились. Звуки (насекомые). СЛАЙД.
-Молодцы, ребята. Понравилось вам быть насекомыми? Идем дальше. СЛАЙД.
-Смотрите, сломанный мостик. Как же нам по нему пройти? А вот смотрите –гусеница-землемер. Она похожа на мостик? Чем? Давайте попросим ее помочь. Ребята, она нам поможет, если мы перескажем рассказ с помощью опорных картинок.
Воспитатель зачитывает текст, выставляя картинки на доске.
Весеннее солнышко согревает своими лучами всё вокруг. Зеленеет молодая травка. Желтеют на косогоре цветы мать-и-мачехи. Полосатым самолётиком кружатся над ними шмели. Маленький Муравьишка тащит в муравейник прошлогоднюю сухую травинку. Без устали стучит по дереву дятел - уничтожает личинки вредных насекомых. Громко спорят из-за гибкого ивового прутика две вороны - им надо чинить гнёзда. А кот Тишка нежится на лавочке у крыльца, лениво помахивая хвостом.
Дети пересказывают по цепочке, воспитатель, за каждое правильное предложение выкладывает на полу части мостика. Вот мостик готов. Молодцы, ребята. СЛАЙД.
-Нас ждет новое препятствие. Река. Звуки реки
-Ребята, нас ждет водомерка-клоп. Давайте попросим его о помощи. Он поможет, если мы подберем звуковые модели к словам «муха», «паук», «тля», «пчела». СЛАЙД.
Дети выполняют задание.
-Проверим. СЛАЙД.
Смотрите, ребята, уже виднеется наша береза, но солнышко уже низко, нам нужно торопиться. Но перед нами болото. Звуки (лягушки на болоте)
-Наш муравьишка маленький, легкий, он запросто болото переползет, а как же нам через него перебраться и не завязнуть?
-Может нас проведет кузнечик? Кузнечик согласен провести нас по кочкам, но где же кочки? А кочки мы сделаем сами. Кочки волшебные, появляются вместе с правильными ответами.
Игра «Скажи одним словом»
-У бабочки пестрые крылья-она…
-У стрекозы большие глаза-она…
-У жука длинные ноги-он…
-Муравей любит трудиться-он…
-У шмеля толстое брюхо-он…
-На болоте нет дорог мы по кочкам скок да скок. Идем дальше. СЛАЙД.
-Занес ветер муравьишку на березу, вот и муравейник внизу, но как же спуститься? СЛАЙД.
А тут как раз гусеница-листовертка, муравьишка к ней : «помоги, гусеница». Согласилась гусеница помочь, но с условием.
Игра «Отгадай цветок и подбери рифму»
-Как зовут меня скажи.
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый….(василек)
-Золотой и молодой,
За неделю стал седой.
А денечка через два
Облысела голова.
Спрячу ка в карманчик
Бывший (одуванчик)
-Цветики-корзинкой
С желтой серединкой,
Белая рубашка,
Хороша (ромашка)
-Желтые, пушистые
Шарики душистые.
Их укроет от мороза
В тонких веточках (мимоза)
-В лепестки, как в плащ атласный,
Спрятался цветок прекрасный.
Не раскроется никак
В огороде красный (мак)
-Весной от снега очищаются
И хвоя и валежник.
И первым появляется
В проталине (подснежник) СЛАЙД.
На каждый правильный ответ дети сажают бабочку на соответствующую картинку.
-Вот и муравейник. Еще муравьи не успели закрыть последний ход.
СЛАЙД. Звуки волшебства.
-Муравьишка дома. Ребята, как вы думаете, доброе дело мы с вами сделали?
«Чем больше в мире доброты, тем счастливей я и ты»
Вот и закончилось приключение муравьишки, он вернулся домой, а помогли ему вы, добрые, заботливые, ребята, которые любят природу. Давайте вспомним, как мы помогали муравью? Что нового узнали о насекомых?