Галина Лукьянчикова
Консультация «Особое время для ребенка. Я — родитель»
▼ Скачать + Заказать документы
Почему ребенку необходимо выделять «особое время»
Первое, те моменты, когда родители слушают и слышат своих детей, постепенно формируют в ребенке ощущение собственной ценности.
Второе, дети спокойнее реагируют на занятость родителей, потому что точно знают: через какое-то время мама и папа обязательно уделят им внимание.
Третье, для ребенка это возможность рассказать о трудностях, с которыми он столкнулся, и вместе с родителями обыграть ситуации.
«Особое время» – что же это?
Публикация «Консультация „Особое время для ребенка, Я — родитель“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Начинать нужно с того количества времени, которое может выделить родитель, потому что в это время ребенок может делать все, что ему требуется.
Игру или занятие предлагает всегда сам ребенок! В это время он главный. Родитель играет роль, которую предлагает ему ребенок.
Очень важно полностью принимать детские чувства: в это время ребенок может проявлять свои чувства так, как ему хочется, и взрослые не должны злиться, раздражаться и обижаться на него. Сколько времени родители смогут выдержать проявление детских эмоций – с такого количества времени и следует начинать.
До двухлетнего возраста дети нуждаются конечно же в постоянной заботе. Получая максимум родительского внимания, ребенок чувствует, что его любят, а потому для общения с ним нет нужды выделять специальное время – его и так достаточно. Но чем старше становится ребенок, тем больше он нуждается в таких моментах, когда родительское внимание будет принадлежать только ему.
Дошкольникам же ежедневно требуется не менее десяти минут особого времени. Для этого вовсе не нужно придумывать что-то сложное – достаточно просто побеседовать с ребенком, расспросить его о том, чем он занимался в садике, чему новому научился, во что хотел бы поиграть. Здесь важно, чтобы малыш почувствовал, что родителям важны и интересны его заботы, переживания, новые знания и навыки. Этот интерес непременно должен быть искренним. Дети остро чувствуют фальшь, и если общение с ними происходит формально, то особое время, проведенное с ними, вызовет лишь взаимное раздражение.
Детям от шести до двенадцати лет, возможно, и не нужно ежедневное выделять «особое время», но оно непременно должно составлять не менее получаса в неделю. Важно, чтобы дети точно знали, когда они могут рассчитывать на индивидуальное время с родителями.
Подростки уже не так сильно нуждаются в родительском внимании: им не терпится почувствовать себя взрослыми. Но было бы ошибкой считать, что они не нуждаются в нем совсем. Такое мнение часто складывается из-за «ершистого» поведения взрослеющего ребенка, для которого друзья на какое-то время становятся ближе родителей. Однако, несмотря на демонстративную независимость, подросткам, пусть не так часто, как раньше, но все же хочется родительского внимания. И они должны знать, что могут на него рассчитывать. Даже если ваш ребенок не знает, как провести с родителями несколько минут, просто посидите с ним рядом.
Каждая семья самостоятельно решает, будут ли это разговоры по душам после школы или совместный досуг в выходной день. Главное, чтобы ребенок точно знал, что определенные минуты или часы он проведет в комфортной доверительной обстановке вместе с мамой и папой и выразит свои чувства.
Организовываем «особое время»
Подберите реальное время, которое вы регулярно будете выделять в качестве «особого» для своего ребенка.
Не выделяйте время «через силу» – пользы от этого никому не будет.
Только если ребенок затрудняется самостоятельно определить, чем заняться в это время, предложите варианты.
Если «особое время» не ежедневное, то сообщайте ребенку заранее о следующем «особом времени» – пусть подумает, чем захочет заняться.
Не наказывайте ребенка отменой «особого времени».
Не отменяйте «особое время», что бы ни случилось. В особых случаях его можно немного «сдвинуть».
Если в семье не один ребенок, определите «особое время» для каждого, причем независимо от возраста.
Попробуйте этот прием и увидите, как будет улучшаться поведение вашего ребенка, насколько вы с ним станете ближе.
Любое повседневное дело можно превратить в игру.
Банально, но это работает. Правда делать это нужно правильно. Не должно быть ситуаций, когда ребенок становится победителем только потому, что выполнил какое-то задание. Должна выстроится интересная игра, в которой будет участвовать и родитель. Например, можно играючи сделать уборку: устроить соревнование по поиску вещей определенного цвета, а потом разложить их по местам.
Стройте планы
Если времени поиграть в футбол или построить кукольный дом сегодня нет, пообещайте ребенку заняться этим делом, когда появится возможность. Обязательно выполняйте свои обещания! Иначе все ваши дальнейшие обещания потеряют всякую силу в глазах ребенка. А, в последствии, он посчитает не обязательным выполнять и свои обещания.
Валяйте дурака вместе.
Приметить облако в небе, похожее на динозавра, или просто состроить смешную гримасу – много времени не займет. Посмеяться и подурачится можно в любом месте и в любое время. Поверьте, такие маленькие моменты дети вспоминают с особой теплотой.
Старайтесь быть со своими детьми как можно чаще, ведь каждый момент, проведенный вместе – это бесценное время для Вас и Вашего ребенка, которое так легко упустить.