Борисова мария
Психомоторное развитие ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Психомоторное развитие - это процесс, в котором проявляется единство движений с психическими действиями (мышление, воображение, чувства) Являясь видом практической деятельности, психомоторная одаренность формируется и проявляется в плане художественно-эстетическом, познавательном, коммуникативном, духовно-ценностном.
Чем же характеризуются дети с психомоторной одаренностью? оказывают: они легко и пластично двигаются, прекрасно владеют телом, физически развиты, обладают чувством равновесия, высокой зрительно-моторной координацией, способны удерживать точный ритм, темп движений, точность и соразмерность действий в момент передвижения в пространстве. Моторно одаренном детям свойственна способность «схватывать» и запоминать технику движения, вырабатывать индивидуальный почерк в действиях, почти всегда выигрывать в спортивных и подвижных играх, проявлять настойчивость и азартность в достижениях цели. в основе таких достижений. В основе таких достижений — как генетически детерминированные свойства организма, так и психические предпосылки.
Публикация «Психомоторное развитие ребенка» размещена в разделах
Большинство программ и технологий, направленных на обучение одаренного ребенка, включает в процесс наблюдения и эксперименты, гипотезы, обучение умению размышлять. Знания и навыки детей формируются в ходе занятий игрового типа, наилучшим образом дающих возможность каждому ребенку проявить свою индивидуальность. Стратегия педагога в этом процессе — прибегать к парадоксам и аналогиям, задавать наводящие вопросы, организовывать поисковую деятельность, прививать исследовательские навыки, формировать умение проявить терпимость и интуицию.
В дошкольном возрасте в реальзации потенциала одаренности большую роль играет развитие мотивации и креативности. У ребенка в первые годы жизни играет место врожденная мотивациядвигательной активности, которая обеспечивает естественную организацию его двигательной активности. По мере того, как развивается ребенок, мотивация без специального подкрепления становится менее яркой, слабеет и уже в меньшей степени определяет спонтанную двигательную активность. Изучая мотивы двигательной активности дошкольников, ученые установили: большей частью дети действуют под влиянием возникающих в данный момент ситуативных чувств и желаний, выбор вида физического упражнения часто обуславливается случайными внешними обстоятельствами (подражание сверстнику, природные условия, спортивная база).иногда двигательное поведение определяется потребностью совместно выполнять двигательное задание, общаться со сверстниками. Повышению двигательной активности способствует соответствие ее содержания эмоциональным к деятельности. и потребностями ребенка, ее адекватность фантазиям и субъективному опыту.
В настоящее время доказана взаимосвязь развития способностей с позитивными эмоциями. В свою очередь эмоции вызывают интерес у ребенка к деятельности, усиливая тем самым мотивацию. чтобы мотивы приобрели побудительную силу, необходимо, чтобы ребенок приобрел соответствующий эмоциональный опыт. В дошкольном возрасте эмоциональные переживания усиленно формируются в таком виде деятельности, как игра. Особо значим в игре момент перевоплощения в игровой образ — он выступает важнейшим условием перестройки и оптимизации эмоциональной сферы дошкольника. Действуя в воображаемой ситуации заи другого, ребенок присваивает его черты, испытывает его чувства, свои же чувства, мешающие ему в жизни, отодвигаются на второй план и до определенного времени не дают о себе знать. Это «двойное самочувствие» в игре обогащает эмоциональную сферу, способствует пониманию скрытого смысла ситуации, приводит к формированию новых положительных качеств, новых побуждений и потребностей.
Моторно одаренный ребенок имеет возможность в игре наилучшим образом раскрыть свою индивидуальность. Он приобретает навыки и умения достаточно высокого уровня, которое позволяет ему более успешно осваивать учебный материал. Кроме того, игровые формы могут выступать эффективным средством профилактики и коррекции таких личностных проблем одаренного ребенка, как агрессия и тревожность.
Содержание игровых действий должно быть понятно ребенку, должно затрагивать чувства, а это возможно в том случае, если игровые действия педагог создает, учитывая их эмоционально- интеллектуальный опыт. Важное условие игрового метода — наличие игровой позиции у педагога, т. е. умение видеть реальную ситуацию со стороны, вычленять в ней игровые возможности, устанавливать доверительные отношения с детьми, чувствовать их игровое состояние, находить нестандартные пути достижения цели. Игровая позиция основывается на общих принципах игры предполагает овладение внутриигровым языком, выражающимся в слове, жесте, мимике.
Сформированная игровая позиция педагога9позиция партнера, режиссера, соигрока) обеспечивает включение его в детскую игру, позволяет оказывать позитивное влияние на ее развитие, поддерживает интерес ребенка к движениям.
А щенята, как проснутся
очень сладко потянутся
обязательно зевнут, ловко хвостиком махнут!
Покажите как.
Игра имеет отношение к креативности. По отношению к ребенку креативной называют любую деятельность, результат которой не простое воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а деятельность, в ходе которой проявляется воображение. Воображение в формировании творчества играет ведущую роль. Взаимодействуя разнонаправленно с другими познавательными процессами, с эмоционально — волевой и поведенческой сферами личности, воображение обуславливает широкий круг возможностей на уровнях деятельности и психики — обеспечивает построение образа, создание программы поведения в неопределенных проблемных ситуациях, моделирование процессов и объектов.
Спецификой содержания функции воображения в дошкольном возрасте является опора на наглядность, использование прошлого опыта, наличие у ребенка особой внутренней позици, умение творчески применять полученные ранее знания в зависимости от конкретных условий и обстоятельств. Творческость в сфере двигательных действий имеет свою специфику: позволяет ребенку увидеть «внутреннюю картину движений», обеспечивает возможность самостоятельного их построения, а собственное тело и движения превращать в предмет осмысления и экспериментирования. В двигательной деятельности к экспериментированию ребенка могут побуждать двигательная творческая экспрессия и проблемно — двигательные ситуации двигательный замысел возникает у детей в основном спонтанно, с понимания — догадки или в более старшем возрасте — при сознательном анализе возможных путей его осуществления.
Создание образов с помощью движений вызывает у детей эмоциональное отношениек двигательной деятельности, вовлекает в мыслительный процесс такие качества, как сообразительность, гибкость, а также способность переносить свойства выполняемого движения на новый игровой образ.
К двигательной творческой экспрессии можно отнести занятия с картинками, в ходе которых педагог предлагает детям изобразить «сыграть№ то, что изображено на картинке. Проблемные ситуации и задачи стимулируют развитие творческого интеллекта ребенка и его главного компонента — вариативности мышления. Многовариативность правильных ответов на один и тот же вопрос создает наиболее благоприятные условия для развития творческого потенциала ребенка.
В двигательной деятельности задачи такого типа могут иметь следующее содержание:
-выполнение движений на предложенную тему, не просто активизирующие ассоциативное поле ребенка, а расширяющие его за счет осознанного управления процессом обобщения ассоциаций. Процесс этот сопряжен с опытом и памятью ребенка.
-выполнение противоположного движения — надо придумать как можно больше движений, противоположных данному.
-придумывание и показ движений, которые характерны для необычной ситуации («волшебная страна», «морское царство», «неизвестная планета»).
Процесс создания новых движений связан с опытоми памятью ребенка, с воображением и сферой подсознательного. Чем ярче они выражены, тем разнообразнее демонстрируемые способы действий. Вот почему можно считать, что включение в практику работы с детьми двигательно — игровых творческих ситуаций и заданий, формирующих эвристиченских структур личности, способствующих развитию психомоторной одаренности.