Татьяна Портунова
Консультация «Развитие внимания у ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Часто ребенок сосредоточенно смотрит мультфильм, наблюдает за муравьями, рассматривает трактор и абсолютно не слышат, что мы ему говорим. Дело в том, что в
головном мозге ребенка образуется доминанта – очаг возбуждения, а все остальные
сигналы просто блокируются. Вы можете сколько угодно повторять ему что-то, когда он увлечен – он вас просто не услышит, потому что его внимание еще не вполне развито.
Выделяют внешнее внимание, обращенное на окружающий мир, и внутреннее внимание,
Публикация «Консультация „Развитие внимания у ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
направленное на собственные мысли. Выделяют также произвольное (осознанно направляемое) и непроизвольное (спонтанное) внимание.
Непроизвольное внимание возникает в ответ на какой-то яркий, необычный раздражитель. Например, во время урока на окно садится яркая птица и все внимание детей уже приковано к ней, а не к учителю.
Произвольное внимание появляется у детей в 5-6 лет. В этом возрасте он уже способен управлять им и может сосредоточиться на чем-то по своему осознанному выбору.
Для того чтобы развивать внимание, необходимо знать его основные свойства и степень развития этих свойств у ребенка.
1. Объем внимания – количество предметов, которые ребенок может одновременно воспринять. Объем внимания развивается с возрастом. До 3 - 4 лет, ребенок может воспринимать только один объект, обычно это что-то яркое и необычное. В 5 - 6 лет таких объектов может быть уже несколько, обычно 2-3. Чтобы проверить объем внимания, проведите несложный тест: разложите на столе несколько предметов (10-12, накройте их чем-нибудь, например непрозрачной тканью, затем уберите ткань на 3 секунды, попросите ребенка запомнить, какие предметы находятся на столе, и вновь накройте их тканью. Затем попросите ребенка назвать предметы, которые он запомнил.
2. Концентрация внимания – свойство, характеризующееся способностью удерживать внимание на одном предмете, не отвлекаясь на остальные. Для развития концентрации внимания попробуйте заниматься с ребенком, какой-нибудь деятельностью, требующей сосредоточенности, в шумной обстановке, например, включив музыку. При этом можно постоянно усложнять задание, делая музыку все более громкой.
3. Переключаемость внимания – скорость перехода от одного вида деятельности к другому, это свойство внимания требует волевого усилия. С плохой переключаемостью внимания связана рассеянность, которую могут усиливать утомление и хронические заболевания (например, аденоидит – при котором затруднено носовое дыхание и мозг не получает достаточного количества кислорода). Ребенок, особенно впечатлительный, иногда долго не может сосредоточиться на выполнении задания, из-за воспоминания о каком-либо сильном образе.
Переключаемость и объем внимания у маленьких детей развиты плохо. Для их тренировки, существуют специальные упражнения. Например, младшему школьнику можно предложить игру в «корректора». Ребенку дают лист с буквами (можно взять обычную газету, на котором он должен вычеркивать одну какую-то букву, обводить другую, а все остальные пропускать. Для дошкольников вместо газеты можно взять лист с рядами геометрических фигур различного цвета.