МААМ-картинки

Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ

Виктория Мороз
Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Работа педагога-психолога в детском саду

Необходимым условием реализации ФГОС ДОУ в настоящее время становится обязательным, психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса

Основные направления деятельности педагога-психолога : психологическое просвещение, психодиагностика, коррекционно-развивающая работа, психологическое консультирование.

Основные субъекты психологического сопровождения : дети, родители, педагоги.

Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ» размещена в разделах

1. Направления деятельности

Психодиагностика

Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

В рамках психодиагностического направления осуществляется:

• Ведение адаптационных листов детей ясельных групп

• Диагностика воспитанников старшей групп с целью определения уровня психологической готовности к обучению в школе для организации и координации коррекционно-развивающей работы с детьми;

• Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ППк) ДОУ.

• Диагностика детей «группы риска» (агрессивные, нерешительные, конфликтные, вспыльчивые дети) с целью учёта и организации дальнейшей помощи по оказанию работы с детьми (по запросу).

2. Коррекционно-развивающая работа

Цель: оказание психолого-педагогической поддержки воспитанникам, испытывающим трудности в освоении основной общеобразовательной программы, развитии и социальной адаптации.

В данном направлении реализуется:

• Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка, планирование работы;

• Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью формирования психологической готовности к школьному обучению (развитие психических процессов, мотивации обучения в школе);

• Проведение занятий с детьми других возрастных групп (вторая младшая, средняя группы) с целью развития познавательных способностей.

Коррекционная и развивающая работа с детьми ОВЗ

. Коррекционная и развивающая работа сданными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

3. Психологическое консультирование

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.

Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. Консультации с родителями и педагогами может быть как групповой, так и индивидуальной.

Данное взаимодействие осуществляется по запросу администрации, родителей и педагогов, а также самих детей. Результатом взаимодействия является удовлетворение «реального» запроса и выработка рекомендаций коррекционно-профилактического и информационного характера.

Основным методом психологического консультирования является беседа, а формой проведения – индивидуальная консультация.

Основные вопросы консультативной работы с воспитателями в течение года:

• Консультации воспитателей по итогам психолого-педагогического мониторинга

• Консультации воспитателей по итогам ПМПК

• Консультации воспитателей по запросу

• Групповые консультации воспитателей на тему эмоционального выгорания

Основные вопросы консультативной работы с родителями в течение года:

1)Консультация родителей по итогам вводной и итоговой диагностики готовности к школьному обучению

2)Индивидуальные консультации по вопросам развития детей (по запросу).

Психологическое просвещение

Цель: освещение актуальных вопросов психического развития детей для родителей и педагогов.

Психологическое просвещение участников образовательного процесса может проходить по примерным темам:

• Возрастные особенности детей каждой возрастной группы

Психологические особенности детей с ОВЗ и формы работы с ними

• Ознакомление педагогов с новыми формами работы

• Адаптация детей к ДОУ

• Готовность детей к школьному обучению

Формы работы: оформление стендового материала, разработка памяток и буклетов, выступления на родительских собраниях и семинарах, проведение консультаций.

Организация и проведение коррекционно-развивающих занятии с детьми.

Коррекционно-развивающие занятия имеют в своей основе принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности направлениям работы, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие.

Занятия в игровой форме проводятся в дневное время с октября по апрель:

• вторая младшая группа – 1-2 раза в неделю по 15 минут

• средняя группа -1 раза в неделю по 20 минут

• старшая группа -1 раз в неделю по 25 минут

• с детьми ОВЗ- 1раз в неделю по 25 минут

Программа занятий реализуется в три этапа:

I этап: мониторинг психолого-педагогического развития детей, вводная диагностика готовности к школьному обучению –сентябрь

II этап: проведение профилактических и коррекционно-развивающих занятий –с октября по апрель

III этап: мониторинг психолого-педагогического развития детей, итоговая диагностика готовности к школьному обучению –апрель-май.

Основные методы проводимых занятий:

• Этюды

• Упражнения

• Беседа

Взаимодействие педагога-психолога со специалистами ДОУ

С руководителем ДОУ

1. Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность таким образом, чтобы быстрее достичь поставленной педагогическим коллективом цели.

2. Уточняет запрос на психологическое сопровождение воспитательно- образовательного процесса, на формы и методы работы, которые будут эффективны для данного образовательного учреждения.

3. Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в коллекти

4. При необходимости рекомендует администрации направить ребенка с особенностями развития на ПМПК.

5. Участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных психологических особенностей детей.

6. Предоставляет отчетную документацию.

Со старшим воспитателем

1. Участвует в разработке основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.

2. Формирует содержание Психолого-педагогической работы по организации деятельности взрослых и детей в освоении образовательных областей.

3. Анализирует психологический компонент в организации воспитательной работы в учреждении и вносит предложения по повышению эффективного психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса.

4. Участвует в разработке методических и информационных материалов по психолого-педагогическим вопросам.

5. Участвует в деятельности Советов педагогов и иных советов образовательного учреждения, психолого-педагогических консилиумов.

6. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в ДОУ с точки зрения создания в нем психологического комфорта.

7. Участвует в организации методических объединений и является членом ПМПК.

8. Предоставляет документацию в течение всего учебного года (план работы, аналитические справки, анализ работы за год).

9. Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (ФГОС ДО, мультимедийные технологии, ИКТ-технологии).

10. Участвует в организации и проведении Дня открытых дверей.

С воспитателем

1. Содействует формированию банка данных развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников.

2. Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий.

3. Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.

4. Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым, повышая их социально-психологическую компетентность.

5. Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.

6. Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания.

7. Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.

8. Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (ФГОС ДО, мультимедийные технологии, ИКТ-технологии)

9. Участвует в деятельности по психологической подготовке детей к школе (активизация внимания и памяти, просвещает воспитателей по данной тематике.

С музыкальным руководителем

1. Оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности музыкального руководителя.

2. Участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на музыкальных занятиях.

3. Проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка.

4. Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений (для комплексных занятий)

5. Оказывает консультативную помощь в разработке сценариев, праздников, программ развлечений и досуга, распределение ролей.

6. Осуществляет сопровождение на занятиях по развитию памяти, внимания, координации движений, при подготовке к проведению праздников, досуга.

7. Участвует в организации и проведении театрализованных представлений.

8. Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий.

С инструктором по физической культуре

1. Участвует в составлении программы психолого-педагогического сопровождения по физическому развитию в рамках ФГОС ДО.

2. Оказывает помощь в подборе игровых упражнений с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей, уровня их развития и состояния здоровья.

3. Способствует развитию мелкомоторных и основных движений.

4. Формирует потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.

5. Способствует взаимодействию детей разных возрастов (например, организуя соревнования между возрастными группами: старшей и средней).

6. Участвует в поиске новых эффективных методов и в целенаправленной деятельности по оздоровлению.

7. Систематизирует результаты диагностики для постановки дальнейших задач по физическому развитию.

8. Способствует внедрению в работу здоровье сберегающих технологий.

9. Способствует формированию у детей волевых качеств (настрой на победу и т. д.)

Таким образом, созданная система психологического сопровождения помогает оказывать своевременную квалифицированную консультативно-методическую, психодиагностическую, психокоррекционную помощь детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания.

Публикации по теме:

Фотоотчет о семинаре «Сопровождение замещающих семей»Фотоотчет о семинаре «Сопровождение замещающих семей» На базе областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Групповое психолого-педагогическое мероприятие с детьми с ОВЗ и их родителями Цель: формирование и развитие социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ; Задачи: - развитие умения действовать по инструкции педагога.

Консультация для воспитателей «Проведение утренней гимнастики под музыкальное сопровождение в ДОУ» Режим дня в детском саду включает в себя утреннюю гимнастики. На утренней гимнастике решаются задачи музыкального, физического воспитания.

Консультация «Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода» Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода в ДОО компенсирующего вида. Проблема.

Методическое сопровождение перехода ДОУ на работу по ФГОС до 1. Написана и утверждена образовательная программа МБДОУ №43 «Аленький цветочек» на 2015г. -2020г. в соответствие с ФГОС ДО, 2. Рабочие программы.

Моё педагогическое кредо Моё педагогическое кредо! Вот и наступило долгожданное лето! У нас в Сибири довольно таки жаркая погода стоит! Лето - как известно пора.

Педагогическое эссе «Я — воспитатель». Я каждый день, Как на премьеру, Вхожу в притихший детский сад: Иду сюда не для карьеры – Здесь каждый мне ребенок - надеюсь, рад. Быть.

Психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях ФГОС до Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Эссе «Мое педагогическое кредо» Мое педагогическое кредо. Сочинение – эссе. На свете много профессий все они очень, нужны и интересны. Но, самая, лучшая - воспитатель.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ
Опубликовано: 16 февраля 2021 в 09:22
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Мороз (УИ 1811332) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД