Виктория Мороз
Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Работа педагога-психолога в детском саду
Необходимым условием реализации ФГОС ДОУ в настоящее время становится обязательным, психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса
Основные направления деятельности педагога-психолога : психологическое просвещение, психодиагностика, коррекционно-развивающая работа, психологическое консультирование.
Основные субъекты психологического сопровождения : дети, родители, педагоги.
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ» размещена в разделах
1. Направления деятельности
Психодиагностика
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
В рамках психодиагностического направления осуществляется:
• Ведение адаптационных листов детей ясельных групп
• Диагностика воспитанников старшей групп с целью определения уровня психологической готовности к обучению в школе для организации и координации коррекционно-развивающей работы с детьми;
• Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ППк) ДОУ.
• Диагностика детей «группы риска» (агрессивные, нерешительные, конфликтные, вспыльчивые дети) с целью учёта и организации дальнейшей помощи по оказанию работы с детьми (по запросу).
2. Коррекционно-развивающая работа
Цель: оказание психолого-педагогической поддержки воспитанникам, испытывающим трудности в освоении основной общеобразовательной программы, развитии и социальной адаптации.
В данном направлении реализуется:
• Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка, планирование работы;
• Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью формирования психологической готовности к школьному обучению (развитие психических процессов, мотивации обучения в школе);
• Проведение занятий с детьми других возрастных групп (вторая младшая, средняя группы) с целью развития познавательных способностей.
Коррекционная и развивающая работа с детьми ОВЗ
. Коррекционная и развивающая работа сданными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
3. Психологическое консультирование
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. Консультации с родителями и педагогами может быть как групповой, так и индивидуальной.
Данное взаимодействие осуществляется по запросу администрации, родителей и педагогов, а также самих детей. Результатом взаимодействия является удовлетворение «реального» запроса и выработка рекомендаций коррекционно-профилактического и информационного характера.
Основным методом психологического консультирования является беседа, а формой проведения – индивидуальная консультация.
Основные вопросы консультативной работы с воспитателями в течение года:
• Консультации воспитателей по итогам психолого-педагогического мониторинга
• Консультации воспитателей по итогам ПМПК
• Консультации воспитателей по запросу
• Групповые консультации воспитателей на тему эмоционального выгорания
Основные вопросы консультативной работы с родителями в течение года:
1)Консультация родителей по итогам вводной и итоговой диагностики готовности к школьному обучению
2)Индивидуальные консультации по вопросам развития детей (по запросу).
Психологическое просвещение
Цель: освещение актуальных вопросов психического развития детей для родителей и педагогов.
Психологическое просвещение участников образовательного процесса может проходить по примерным темам:
• Возрастные особенности детей каждой возрастной группы
• Психологические особенности детей с ОВЗ и формы работы с ними
• Ознакомление педагогов с новыми формами работы
• Адаптация детей к ДОУ
• Готовность детей к школьному обучению
Формы работы: оформление стендового материала, разработка памяток и буклетов, выступления на родительских собраниях и семинарах, проведение консультаций.
Организация и проведение коррекционно-развивающих занятии с детьми.
Коррекционно-развивающие занятия имеют в своей основе принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности направлениям работы, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие.
Занятия в игровой форме проводятся в дневное время с октября по апрель:
• вторая младшая группа – 1-2 раза в неделю по 15 минут
• средняя группа -1 раза в неделю по 20 минут
• старшая группа -1 раз в неделю по 25 минут
• с детьми ОВЗ- 1раз в неделю по 25 минут
• Программа занятий реализуется в три этапа:
I этап: мониторинг психолого-педагогического развития детей, вводная диагностика готовности к школьному обучению –сентябрь
II этап: проведение профилактических и коррекционно-развивающих занятий –с октября по апрель
III этап: мониторинг психолого-педагогического развития детей, итоговая диагностика готовности к школьному обучению –апрель-май.
Основные методы проводимых занятий:
• Этюды
• Упражнения
• Беседа
Взаимодействие педагога-психолога со специалистами ДОУ
С руководителем ДОУ
1. Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность таким образом, чтобы быстрее достичь поставленной педагогическим коллективом цели.
2. Уточняет запрос на психологическое сопровождение воспитательно- образовательного процесса, на формы и методы работы, которые будут эффективны для данного образовательного учреждения.
3. Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в коллекти
4. При необходимости рекомендует администрации направить ребенка с особенностями развития на ПМПК.
5. Участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных психологических особенностей детей.
6. Предоставляет отчетную документацию.
Со старшим воспитателем
1. Участвует в разработке основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
2. Формирует содержание Психолого-педагогической работы по организации деятельности взрослых и детей в освоении образовательных областей.
3. Анализирует психологический компонент в организации воспитательной работы в учреждении и вносит предложения по повышению эффективного психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса.
4. Участвует в разработке методических и информационных материалов по психолого-педагогическим вопросам.
5. Участвует в деятельности Советов педагогов и иных советов образовательного учреждения, психолого-педагогических консилиумов.
6. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в ДОУ с точки зрения создания в нем психологического комфорта.
7. Участвует в организации методических объединений и является членом ПМПК.
8. Предоставляет документацию в течение всего учебного года (план работы, аналитические справки, анализ работы за год).
9. Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (ФГОС ДО, мультимедийные технологии, ИКТ-технологии).
10. Участвует в организации и проведении Дня открытых дверей.
С воспитателем
1. Содействует формированию банка данных развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников.
2. Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий.
3. Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.
4. Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым, повышая их социально-психологическую компетентность.
5. Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.
6. Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания.
7. Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.
8. Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (ФГОС ДО, мультимедийные технологии, ИКТ-технологии)
9. Участвует в деятельности по психологической подготовке детей к школе (активизация внимания и памяти, просвещает воспитателей по данной тематике.
С музыкальным руководителем
1. Оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности музыкального руководителя.
2. Участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на музыкальных занятиях.
3. Проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка.
4. Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений (для комплексных занятий)
5. Оказывает консультативную помощь в разработке сценариев, праздников, программ развлечений и досуга, распределение ролей.
6. Осуществляет сопровождение на занятиях по развитию памяти, внимания, координации движений, при подготовке к проведению праздников, досуга.
7. Участвует в организации и проведении театрализованных представлений.
8. Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий.
С инструктором по физической культуре
1. Участвует в составлении программы психолого-педагогического сопровождения по физическому развитию в рамках ФГОС ДО.
2. Оказывает помощь в подборе игровых упражнений с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей, уровня их развития и состояния здоровья.
3. Способствует развитию мелкомоторных и основных движений.
4. Формирует потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
5. Способствует взаимодействию детей разных возрастов (например, организуя соревнования между возрастными группами: старшей и средней).
6. Участвует в поиске новых эффективных методов и в целенаправленной деятельности по оздоровлению.
7. Систематизирует результаты диагностики для постановки дальнейших задач по физическому развитию.
8. Способствует внедрению в работу здоровье сберегающих технологий.
9. Способствует формированию у детей волевых качеств (настрой на победу и т. д.)
Таким образом, созданная система психологического сопровождения помогает оказывать своевременную квалифицированную консультативно-методическую, психодиагностическую, психокоррекционную помощь детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания.