Зульфия Мельникова
Консультация для родителей и законных представителей «Чистоговорки в воспитании звуковой культуры детей 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
для родителей (законных представителей)
«Чистоговорки в воспитании звуковой культуры детей 4-5 лет»
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со взрослыми и сверстниками, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.
Публикация «Консультация для родителей и законных представителей „Чистоговорки в воспитании звуковой культуры детей 4–5 лет“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Средняя группа
- Чистоговорки
- Темочки
Для воспитания звуковой культуры речи в детском саду используется разнообразный речевой материал: звукоподражание, потешки, считалки, загадки, пословицы, чисто- и скороговорки.
В развитии звуковой стороны речи очень удобным речевым материалом являются чистоговорки. Чистоговорки – это особый речевой материал, как правило, небольшой по объёму и специально построенный из сложных сочетаний звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Само их название указывает на то, что произносить их надо чисто – чистоговорки.
Постоянное произношение, а в дальнейшем, самостоятельное придумывание чистоговорок детьми развивает у дошкольников восприятие темпа, ритма, речевое дыхание, навыки управления силой голоса. Чистоговорки помогают отрабатывать четкость дикции, силу и координацию воздушной струи, модуляцию голоса, правильный темп речи, интонационную выразительность, они обогащают словарный запас, уточняют понятия и значения слов, а так же играют немаловажную роль в развитии познавательных процессов и мыслительных операций.
Задания по произношению чистоговорок можно использовать не только для общего речевого развития детей, но и для становления хорошей речи ребенка, а так же, для автоматизации, т. е. закрепления звуков, которые были у него нарушены. Повторение чистоговорок можно начинать только тогда, когда ребенок уже умеет произносить нарушенный звук в словах.
Произносить чистоговорки желательно хотя бы 2 – 3 раза в течение дня, по 3 – 4 минуты.
Когда ребенок усвоит правильное произношение чистоговорок, можно:
• постепенно ускорять или замедлять темп произношения
• выделять закрепляемый слог ударением, например: СА – СА – СА – рыжая лиса
• выделять паузами слово с закрепляемым звуком
Чистоговорки можно использовать и на закрепление знаний по изучаемым детьми лексическим темам, т. е. в процессе их произношения происходит обогащение словаря ребенка, совершенствование лексико – грамматических категорий, усвоение чувства рифмы.
При произношении чистоговорок обращайте внимание на незнакомые ребенку слова и старайтесь объяснить их смысловое значение. Например: длиннохвостая лиса – это значит, что у лисы длинный хвост.
Желательно предлагать детям самим придумывать чистоговорки, что дает возможность развивать их творческое воображение. Не забудьте напомнить ребенку, что начало чистоговорки является ее окончанием.
Например: алки – алки – алки – крошки ищут галки,
арь – арь – арь – на стене висит фонарь и т. д.
Чистоговорки по лексическим темам можно произносить:
• меняя силу голоса, т. е. громко, тихо, шепотом,
• в форме повествовательной, вопросительной или восклицательной интонации.
И, помните! Ежедневное произношение чистоговорок обеспечит ребенку четкость дикции, выразительность речи, а так же обогатит новыми интересными знаниями.
Примеры чистоговорок
Звук Б
Бы-бы-бы-бы в лесу растут грибы.
Звук В
Ву-ву-ву - в лесу видели сову.
Звук Г
Га-га-га у козы рога.
Звук Д
До-до-до - там на дереве гнездо.
Звук Ж
Жа-жа-жа - убежали два ежа.
Звук З
Зу-зу-зу - зайку моем мы в тазу.
Звук К
Ко-ко-ко- кошка любит молоко.
Звук Л
Ол-ол-ол - начинается футбол.
Звук М
Ом-ом-ом-ом-мы построим новый дом.
Звук Н
Но-но-но, но-но-но- в нашей комнате темно.
Звук П
Уп-уп-уп-уп — я готовлю папе суп.
Звук Р
Ру-ру-ру – начинаем мы игру.
Звук С
Сы-сы-сы - есть лисята у лисы.
Звук T
То-то-то – я иду в пальто.
Звук Ф
Фэ-фэ-фэ — мы пойдем в кафе.
Звук Х
Ух-ух-ух - ходит по двору петух.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи - не хочу такой ухи!
Звук Ц
Цу-цу-цу — дали нам по огурцу.
Звук Ч
Чу-чу-чу - на скакалке я скачу.
Звук Ш
Ши-ши-ши-ши, - любят песни малыши.
Звук Щ
Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ - будем мы готовить борщ.
Щу-щу-щу, щу-щу-щу - я морковку поищу.