Наталия Владимировна Белоусова
Опыт работы «Психолого-педагогическое сопровождение одарённых и талантливых детей с нарушением зрения в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Психолого-педагогическое сопровождение одарённых и талантливых детей в ДОУ с нарушением зрения»
Детство - краткий период жизни, когда над человеком ещё не довлеют рациональные требования соответствия определённому статусу в обществе и он пока не подвержен критическому самоанализу подростка. Творчество ребёнка легко и беззаботно, оно равнодушно к норме и менее всего предполагает слух или взгляд другого.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Опыт работы, практика
- Психология. Работа психолога
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
Детское творчество можно назвать «натуральным», подобно тому, как Л. С. Выготский различал натуральные, то есть данные от рождения, природные, и высшие психические функции. Оно отличается открытостью миру, который ребёнок воспринимает с оптимизмом. Он ориентирован не на то, что надо, а на то, что возможно. Каждый ребёнок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность каждому ребенку достигать больших высот в своем развитии.
Одно из направлений моей работы в ДОУ – это создание условий для развития одаренных детей с нарушением зрения, включая тех, чья одаренность только на стадии развития.
Количество талантливых детей с каждым годом возрастает, что и обуславливает необходимость поиска эффективных подходов к одаренности.
Современные тенденции развития общества, социально-экономические изменения требуют от личности высокого уровня интеллектуального, культурного, творческого потенциала. Важнейшее социальное значение сегодня приобретает проблема выявления и развития одарённых детей, их сопровождения в образовательном процессе.
Целесообразно обеспечить психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей уже на самых ранних этапах, как условие эффективного развития имеющегося потенциала. Помимо сопровождения, необходимо предусмотреть и соответствующим образом организовать иные условия развития одарённых и перспективных детей, среди которых особо значимыми являются активизация образовательного потенциала родителей воспитанников, повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения, создание и развитие материально-технической базы.
В нашем дошкольном учреждении мы стремимся создать условия для развития одарённых детей, в том числе тех, чья одарённость только начинает проявляться.
В современном обществе всё больше внимания уделяется развитию личности, и это требует новых подходов к работе с одарёнными детьми.
Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей должно начинаться на ранних этапах их развития. Это поможет раскрыть и реализовать их потенциал. Кроме того, необходимо создавать условия для развития одарённых детей.
В нашем дошкольном учреждении мы разрабатываем индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одарённых детей. Эти маршруты направлены на реализацию их возможностей, сохранение их психологического и физического здоровья и создание условий для гармоничного развития личности.
Индивидуальный образовательный маршрут одарённого ребёнка учитывает его потребности и возможности. Он включает в себя целевой, содержательный, технологический, диагностический и организационно-педагогический компоненты, что обеспечивает его целостность и эффективность.
Мы также уделяем большое внимание предметно-развивающей среде. Совместно с психологом, музыкальным руководителем и воспитателями мы поощряем инициативу детей в творчестве и способствуем их всестороннему развитию.
Мы также привлекаем внимание родителей к развитию потенциала их детей. Когда в семье рождается ребёнок с нарушением зрения или глубокой патологией зрения, все усилия родителей направлены на устранение физического недостатка. Однако важно, чтобы родители понимали важность всестороннего развития личности ребёнка, включая его творческий потенциал.
Сегодня даже к здоровым детям предъявляются высокие требования. Детям с ограниченными возможностями здоровья приходится «держать экзамен в жизни» наравне со зрячими детьми и даже превосходить их по многим параметрам, чтобы быть конкурентоспособными.
Поэтому мы начинаем работу с родителями с анкетирования, чтобы получить первичную информацию об интересах, склонностях и способностях детей. Мы вовлекаем родителей в совместную проектную деятельность, разъясняем и убеждаем их в необходимости развития скрытых качеств их детей.
На родительских собраниях мы проводим консультации по этой теме, а также знакомим родителей с памятками-рекомендациями и публикациями о развитии одарённости детей в дошкольном возрасте. Мы реализуем совместные проекты исследовательской деятельности детей и постоянно оформляем выставки детско-родительского и детского творчества.
Сейчас наши воспитанники с нарушением зрения дополнительно занимаются в студиях, кружках и секциях и участвуют в различных конкурсах, где занимают призовые места. Я поддерживаю и развиваю эти способности своих дошколят в кружке «Пластилиновое чудо». О качестве моей работы с детьми свидетельствуют благодарности и положительные отзывы родителей и дипломы детей.