Барышникова Дарья
Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать
Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС
Составила
Педагог-психолог
Барышникова Д. Н
Цель: осознание и актуализация задач и проблем инклюзивного образования в ДОУ.
Задачи:
- уточнение понятий «толерантность», «инклюзивное образование»
- осознание значимости толерантности в сфере образования
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- формирование умения организовать оптимальное взаимодействие дошкольников
- осознание собственных эмоций и поведенческих реакций.
Правила работы в группе:
- здесь и сейчас
- слушать и слышать
- говорить корректно и только от своего имени
- быть активным, искренним, позитивным
- уважать мнение других.
Информационное сообщение.
Современный этап развития системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ, характеризующийся интеграцией общего и специального образования, предполагает поиск рациональных путей и эффективных форм совместного обучения таких детей с нормально развивающимися сверстниками.
Обеспечение потребностей ребенка, создание условий для его полноценного развития в пространстве ДОУ - это наша с вами задача, как педагогов, так и родителей. Ребенку, который рождается на свет, необходимы не только пища и жилище, любовь и внимание, но и возможность развиваться и обучаться, общаться со сверстниками в гармоничной, эмоционально-комфортной атмосфере.
Особого внимания требуют дети с ОВЗ – в нашем конкретном случае – это дети с особенностями речи, с психическими особенностями, с нарушением двигательной функции, гиперактивные. Это и дети из неполных семей, полусироты, выходцы из детского дома. Да, с ними очень трудно. Но они не виноваты в том, что так сложилась их судьба. Мы призваны создать такие условия, которые помогут свести к минимуму последствия их нарушений. И инклюзивное образование – это необходимость сегодняшнего дня.
Согласно международным стандартам («Конвенции о правах ребенка», решением ЮНЕСКО, Правительственным документам РФ) инклюзивное образование – это обеспечение безусловного права и равного доступа к образованию каждого ребенка по месту проживания с обеспечением всех необходимых для этого условий.
Инклюзивное образование – это совместное воспитание, развитие и обучение детей с особыми потребностями и их здоровых сверстников.
Инклюзия – лат. – «включаю». Включение детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) даёт возможность им социально адаптироваться в обществе и приобрести жизненную компетентность.
В глубоком понимании инвалидность – не заболевание, а тот опыт, который приобретает личность, вынужденная жить с определенными нарушениями функций.
Когда дети с ОВЗ, дети с особыми потребностями входят в коллектив – выигрывают все. У ребят появляется возможность делать что-то бескорыстно для других. Формируются взаимоотношения между детьми: если я помогаю тебе, то ты помогаешь мне стать человеком.
Сегодня в теории и практике образования Российской Федерации происходят существенные изменения. Правительство согласовало новый план «Десятилетия детства» до 2027 года в январе. Всего в него вошли 129 мероприятий. Согласно плану, в детских садах станет больше дефектологов. В документе есть пункт «Модернизация системы подготовки кадров для обучения и воспитания, психолого-педагогической реабилитации обучающихся с ОВЗ», и по нему к 2024 году увеличат количество учителей-логопедов и учителей-дефектологов. А к 2027 году организуют сетевое высшее образование по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».
Педагогов-психологов отправят на курсы. Согласно направлению «Развитие психологической службы в системе образования» каждый год будут организовывать курсы повышения квалификации для 7 процентов педагогов-психологов. К 2027 году курсы пройдут 49 процентов педагогов-психологов. Нас обяжут усилить психопрофилактику. В плане есть отдельный пункт «Создание условий для реализации мероприятий, обеспечивающих формирование стрессоустойчивости у детей». Его итогом будет рост количества детей и родителей, которые участвовали в профилактических мероприятиях.
К 2024 году апробируют и внедрят новые АОП. Для детей с ОВЗ создадут интерактивные цифровые образовательные ресурсы с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья. К 2027 году обеспечат полную дифференциацию программ для детей с ОВЗ в зависимости от их потребностей. А согласно еще одному пункту плана для детей с ОВЗ оптимизируют законодательную базу, в том числе по их психолого-педагогической реабилитации и абилитации в условиях инклюзии, а также вне инклюзии. Эти изменения законодательства запланированы на срок до 2024 года.
Тревожную статистику, которая заставляет задуматься обнародовали эксперты Минтруда. В России выросло число детей с инвалидностью. В 2019 году их стало 670 тысяч, что почти на 20 тысяч больше, чем годом ранее. Примечательно, что рост количества детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) наблюдается с каждым годом, например, три года назад в стране проживало 617 тысяч детей-инвалидов, два года назад – 636 тысяч. Обратите внимание, что на первое место вышли детские психические расстройства. Они составляют до четверти всех случаев детской инвалидности в стране. Чуть меньше отводится на поражения нервной системы, в том числе и на ДЦП. Разительно выросло количество детей с врожденными аномалиями и хромосомными патологиями. Их в общем количестве более 17%. Более 7% детей с инвалидностью страдают недугами эндокринной системы, более 4,7% – это поражения слуха. Патологии зрения занимают более 4,6%. Далее примерно в равных количествах (около и чуть более 3%) распределились недуги костно-мышечной системы, органов дыхания. Эксперты видят причины роста детской инвалидности в сочетании нескольких факторов. В первую очередь влияют экология и то, что будущие мамы кушают в период беременности. Тревожит и рост генетических мутаций, и объяснить его еще предстоит специалистам-генетикам, пока же причина видится лишь одна – увеличение количества родов после 36 лет, ведь именно у возрастных женщин выше риски родить ребенка с хромосомными аномалиями.
Как организовать сопровождение детей с ОВЗ в процессе инклюзии с целью полноценного проживания ребенком периода счастливого детства, социальной адаптации, воспитания, обучения и коррекционного развития? Дети с ОВЗ, с ограниченными возможностями здоровья, так же как и дети с нормальным развитием должны иметь возможность получения образование соответствующего уровня. Дошкольное образовательное учреждение, как начальная ступень образования имеет все возможности для более успешного и полного включения детей с ОВЗ в среду обычных сверстников, т. е. инклюзии. Сопровождение — это особая форма осуществления пролонгированной социальной и психологической помощи. В процессе, которой специалистами создаются условия, предоставляется необходимая и достаточная поддержка для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими жизненными трудностями».
Сущностью инклюзивного образования является гармоничное взаимодействие здоровых людей и людей с ОВЗ, приобретение опыта социальных отношений, формирование полезных для всех социальных навыков, включение активных процессов личностного саморазвития.
Разновидностью инклюзивного образования является инклюзивное воспитание, которое можно определить как целенаправленную социализацию детей с ОВЗ в рамках инклюзивной среды на основе принципов гуманистического воспитания. Для человека с ОВЗ ценность «Я» преломляется через ощущение и восприятие болезни; осознание значимости и уникальности собственного «Я» происходит медленно, для чего требуется специальное формирование положительного отношения к себе и адекватной самооценки. Для здоровых детей ценность «Я» связана с осознанием границы между «Я» и «не Я», восприятием собственного отличия, уникальности и неповторимости.
Инклюзия невозможна без толерантных взаимоотношений.
Слово «толерантность» происходит от латинского – стойкость, выносливость. Толерантность рассматривается нами, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований. Таким образом, толерантность допускает готовность принять других такими, какие они есть.
Основные направления работы психолога с педагогами, воспитателями:
- обучение методам саморегуляции и отреагированию собственных отрицательных эмоций;
- дать представления об особенностях психического развития инклюзивного ребенка, его особенностях поведения;
- дать рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в классе с инклюзивным ребенком;
- обучить эффективным средствам предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций в группе, в том числе с участием «особого» ребенка и его родителей.
Практическая часть. Сценарий тренингового занятия «Мы - родители особого ребенка»
Приветствие. Здравствуйте! Я рада всех вас видеть и также рада тому, что мы встретились здесь все вместе.
Игра «Никто не знает, что я…»
Я предлагаю нам всем познакомиться. Я буду передавать по кругу мяч. Как только мячик попадет вам в руки, вы назовете свое имя и закончите фразу: «Никто не знает, что я…»При этом добавите одно свое качество или умение. После этого передавайте мяч следующему участнику. Итак, давайте начнем. Мяч у меня в руках. Меня зовут Дарья, никто не знает, что я хрупкая и сильная одновременно. (родители передают мяч по кругу, называют свои имена и выполняют задание).
Беседа «Саженец»
Я рада, что мы встретились. Всех собравшихся здесь обьединяет то, что в их семьях растут и воспитываются дети с ОВЗ. У многих оформлена инвалидность. В жизни родителей особых детей довольно много трудностей, препятствий, сверхперегрузок – эмоциональных, психологических, физических. Бывают моменты, когда справляться со всем накопившимся психоэмоциональным напряжением у родителей нет сил. Жизнь становится одним серым днем постоянной борьбы в состоянии истощения и опустошенности. Постараемся помнить, что самое главное, самое светлое и хорошее это то, что ребенок есть, он с вами, он радует вас своей улыбкой и маленькими успехами.
Рождение ребенка в семье можно сравнить с посадкой плодового дерева в саду. Родители высаживают маленький саженец, который требует к себе бережного отношения. Его легко сломать, засушить. Чтобы деревце выросло, зацвело, дало плоды, ему нужны крепкие корни, плодородная почва, свет и тепло. Его нужно любить, за ним нужно ухаживать. Так и ребенок, а особенно ребенок с ОВЗ, нуждается в заботе и любви. Чтобы эффективно решать ежедневные жизненные задачи, необходима единая, цельная позиция, которая объединит стратегию ее развития. Она напрямую влияет на процесс реабилитации вашего ребенка.
Как вы думаете, что может нам в этом помочь? (Родители предлагают варианты ответа.) Да, правильно.
Рисуночное упражнение «Дерево как образ ребенка»
Ваше деревце-это ваш ребенок. Сейчас я предлагаю вам взять листы бумаги, карандаши, краски, пастельные мелки. Нарисуйте на листе маленькое деревце. (педагог-психолог дает время на рисование, включает запись лиричноц мелодии. Родители рисуют.)
Ваш ребенок растет в семье. Нарисуйте рядом с деревцем ребенка другие деревья, которые символизируют членов семьи. (педагог-психолог дает время на рисование.)
Посмотрите, какое время года изображено на вашем рисунке (пауза, какая погода (пауза, в какой земле растут деревья (пауза). Посмотрите, есть ли корни у деревьев (пауза, какие у них стволы (пауза, кора (пауза, есть ли плоды… (педагог-психолог проводит с родителями обсуждение содержания рисунков и их эмоционального состояния на момент рисования.)
Ваш ребенок - особенный. И ему нужны особые условия, необходимы медицинская, социальная и психологическая реабилитация. Попробуйте отразить в своем рисунке то, как вы представляете основную цель реабилитации ребенка. Подумайте, чего вы хотите достичь в отношении своего ребенка? (педагог - психолог дает время на задание. Родители рисуют метафору реабилитации своего ребенка или, по желанию, записывают свои мысли.)
Хорошо, мы определились с целью. Теперь подумайте и выделите для себя основные задачи реабилитации, то есть шаги к цели. Задачи должны быть конкретными и у них должен быть срок исполнения. Запишите их на листочке.
Спасибо. Прошу вас поделиться своими мыслями и заметками. (педагог-психолог инициирует обсуждение в группе.)
Упражнение «Большой сад»
Давайте вернемся к нашим рисункам. Я предлагаю вам взять ваш рисунок и приклеить его на стену, рядом с рисунками других участников. (родители развешивают рисунки.)
Посмотрите, рисунки разные, но все они находятся в одном саду, они защищают и поддерживают друг друга. Так и в реальной жизни важно иметь рядом друга – того человека, который выслушает, поймет и поддержит.
Заключение
Наша встреча подходит к концу. Я хочу сказать вам, дорогие родители. Спасибо, что вы искренне делились своими проблемами и переживаниями, своими ошибками и успехами. Надеюсь, что ваши поиски и успехи, которые вы демонстрировали сегодня найдут отражение в понимании своих детей и себя.
Мне хочется попрощаться с вами следующими словами.
«Мне послан ребенок; это дорогой мой гость; я благодарен ему за то, что он есть. Он так же призван к жизни, как и я, это нас объединяет – мы есть, мы живые люди. Он такой же, как и я, он человек, и не будущий человек, а сегодняшний, и потому он другой, как и все люди; я его принимаю как всякого другого человека. Я принимаю ребенка…Я принимаю его, я охраняю его детство, я понимаю, терплю, прощаю. Я не применяю силу к нему, не угнетаю его своей силой, потому что я его люблю.» Всего вам доброго!
Список литературы
1. Борисова, И. В. Реализация процесса сопровождения детей с задержкой психического развития в процессе инклюзии в условиях дошкольного образовательного учреждения / И. В. Борисова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 769-772. — URL : https://moluch.ru/archive/101/22700/ (дата обращения : 20.04.2021).
2. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др. ; Под ред. В. И. Лубовского. – 2-е изд., испр. – М. : Изд. центр «Академия», 2005. – 464 с.
3. ООО «Директ-Медиа» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=gpbKV9fP8IA
4. Зеленкова Т. В., Селезнева Е. В., Солдатов Д. В., Солдатова С. В. Методические рекомендации по созданию инновационных организационных форм по обеспечению детей с ограниченными возможностями здоровья психолого-педагогической коррекционной поддержкой при обучении в Московской области. - Орехово-Зуево: МГОГИ, 2014.- с. 22.
5. Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. М., Первое сентября, 2000. С. 50-123.
6. Справочник педагога-психолога детский сад №4. Издательство – актион Образование, 2021. С. 46-55.