юлия кушнерева
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ. Опыт работы воспитателя с детьми ОВЗ в логопедической группе
В данной публикации приведены моменты из личного педагогического опыта для выступления на ММО для педагогов психологов.
В нашем образовательном учреждении психолого-педагогическое сопровождение рассматривается, как система деятельности всех специалистов, направленная на создание условий успешного развития каждого ребенка.
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, Опыт работы воспитателя с детьми ОВЗ в логопедической группе» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Я являюсь воспитателем группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Наша группа является инклюзивной. Среди воспитанников нашей группы помимо детей с ТНР, есть дети-инвалиды, и дети с ОВЗ – это дети с задержкой психического развития.
Тесная взаимосвязь меня как воспитателя со специалистами : психологом, логопедом, дефектологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре способствует лучшему развитию и социализации детей с ОВЗ, мы проводим совместные интегрированные занятия.
Как известно, дети с ОВЗ имеют ряд особенностей, таких как:
• повышенная возбудимость,
• агрессивность,
• двигательное беспокойство,
• сниженный объем памяти,
• недостаток внимания,
• недоразвитие общей и мелкой моторики.
• Неустойчивость и истощаемость нервных процессов
• Отсутствие длительных волевых усилий
Поэтому они особенно нуждаются в заботе, если речь идет как о соматическом, так и о психическом здоровье.
В связи с этим у меня возникла необходимость внедрения комплексных здоровьесберегающих технологий для оздоровительно-коррекционной реабилитации детей.
Выделяют несколько видов таких технологий:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Сюда относят:
• Динамические паузы
• Ритмопластику
• Логоритмику
• Подвижные и спортивные игры
• Релаксацию
• Пальчиковую гимнастику
• Гимнастику для глаз
• Дыхательную и артикуляционную гимнастику
• Бодрящую гимнастику
2. Технологии обучения здоровому образу жизни
• Игротренинги и игротерапия
• Коммунакативные игры
• Самомассаж, точечный самомассаж
3. Коррекционные технологии
• Арттерапия
• Технология музыкального воздействия
• Сказкотерапия
• Технология воздействия цветом
• Психогимнастика
• Технологии коррекции поведения и тд
Важным направлением в моей коррекционной работе с детьми с ОВЗ является развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук. Пальчиковую гимнастику я сочетаю с чтением небольших стихотворных текстов, что служит стимулированию зон коры головного мозга, развитию речи, слухового восприятия, памяти, внимания, готовит руку к письму.
В своей работе я использую нетрадиционные техники рисования.
Они способствуют развитию у детей мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эмоциональной отзывчивости.
На таких занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь.
Применяем следующие виды и техники нетрадиционного рисования художественными материалами:
-рисование ладошкой, пальчиками
-рисование восковыми мелками, тиснение
-оттиск (поролоном, мятой бумагой и тд)
-печатание листьев
-монотипия
-кляксография с трубочкой (что дополнительно развивает дыхательную систему)
-набрызг
-рисование по трафарету
-рисование на природном материале (спилы деревьев)
И сейчас я хотела бы продемонстрировать один из таких видов работы. Предлагаю вашему вниманию фрагмент по закреплению материала по теме «Деревья»
Данная работа ведется в комплексе с учителем-логопедом. Для этого я приглашаю троих желающих.
Представьте, что вы дети. Давайте познакомимся.
Ребята давайте повторим нашу игру:
Ветер по лесу летал, Плавные волнообразные движения ладонями.
Ветер листики считал: Загибают по одному пальчику на обеих руках
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки – золотой,
Вот последний лист с осинки Спокойно укладывают ладони на стол.
Ветер бросил на тропинку.
Какие деревья вы услышали в этом стихотворении?
Ребята, сегодня Осень принесла нам задание –украсить деревья осенними листочками.
А осенними – это какими? Каким цветом бывают листья осенью?
Давайте присядем за столы.
Посмотрите, перед вами карточки- трафареты с разными по форме листьями. 1 воспитанник- найди на столе все трафареты с кленовыми листьями.
С какого дерева этот лист? Отвечаем полным предложением.
2 воспитанник-найди трафарет с изображением дубовых листьев. С какого дерева эти листья?
3 воспитанник - оставшиеся трафареты с какого дерева? Лист с березы какой?-березовый
У каждого из вас есть изображения грустного дерева без листочков. Давайте сейчас используя ваши трафареты и выбирая осенние цвета гуаши украсим осеннее дерево.
(Работаем с губкой (поролоном)
Перечислить действия.
Закрепить работу, проанализировать.
Такую работу можно провести и печатания просто настоящими листочками. Но при их отсутствии можно заменить трафаретом.
Хочется добавить, что если говорящий ребенок сможет ответить на вопросы педагога, то если ребенок не говорящий, он все равно поймет суть его творческой работы и в памяти останется главное – цель: что он украшал дерево, осенними листочками, а именно красными, желтыми, зелеными, что у него были например, дубовые листья и дерево дуб.
Такой работой мы развиваем не только интерес к изобразительной деятельности и творческие способности, но и воображение, мышление, память, в том числе и мышечную. Такие занятия особенно полезны закомплексованным, зажатым детям, они помогают увидеть результат своего труда, где ошибиться практически невозможно, почувствовать свои возможности, научиться видеть о чем идет речь, т. е. воспитываем у детей умение слышать, слушать и даем возможность самому высказаться.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это уникальные дети, к которым просто необходим индивидуальный подход. Грамотное и обдуманное сочетание традиционных и инновационных технологий способствует развитию у таких дошкольников познавательной активности, помогают расширить и закрепить речевые навыки, память, мышление, развитие общего кругозора.