Ряполова Мария
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными особенностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время, в России, появляется тенденция к повышению количества детей–инвалидов и людей, у которых ограниченные возможности здоровья. В данный момент особой считается проблема обучения воспитанников с ОВЗ, которые обозначают трудность в реализации собственной образовательной, коммуникативной деятельности, действия, связанные с тем, что есть особенности в их развитии.
Следовательно, всем детям необходимо предоставить необходимые условия для развития, которые будут соответствовать их индивидуальным потребностям и особенностям.
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными особенностями здоровья» размещена в разделах
Психолого-педагогическое сопровождение — это единая структура в развитии работы которой строятся педагогические и социально-психологические требования для результата формирования и образования всех воспитанников в течении обучения.
Подчеркивают пять фаз психолого-педагогического сопровождения [1] :
1. Диагностическая фаза. На этой фазе собирают необходимую информацию и данные о ребенке.
2. Поисковая фаза. На этой фазе анализируют приобретённую информацию о социальном развитии и о психическом развитии воспитанника.
3. Консультативно - проективная фаза. На данной фазе предварительно изучают медицинскую карту воспитанника.
4. Деятельностная фаза. Эта фаза направлена на целевой психолого-педагогический процесс, который осуществляет взаимодействие родителей, воспитанников и специалистов.
5. Рефлексивная фаза. Именно эта фаза анализирует возможности проведения задач сопровождения, выполнений рекомендаций всех участников процесса. [2]
Процесс психолого-педагогического сопровождения выполняют :
Специалисты: дефектолог, логопед, учителя, работающие с воспитанниками с ОВЗ, а также родители.
Одно из главных в процессе сопровождения является отношение воспитанника со сверстниками. А также необходимо разрешение проблемных ситуаций воспитанника, которые связанны с непринятием его обществом, так как существуют различные стереотипы, так называемые «барьеры», которые препятствуют общению воспитанников с другими детьми. Разрешение таких ситуаций побуждает реализовать работу с детьми, помочь им преодолеть негативное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья и самому ребенку оказать помощь в развитии самопринятия, поддержать его веру в собственные силы [3]. Это является очень значимым, ведь детский коллектив для ребенка — крупнейший ресурс. Душевное состояние и мотивация к учебе воспитанника, во многом зависит от отношения к нему.
Исследования отечественных психологов и педагогов в области изучения психического развития детей с ОВЗ в интеллектуальном развитии показали, что многих из них отличают от их ровесников из обычных школ неразвитость произвольных форм поведения, повышенная конфликтность, агрессивность [4]. У многих детей выявлены проблемы, которые связанны с областью личностных образований, а так же с областью эмоционально-волевой: проявляется злобность, сомнение в себе, недостаточная самооценка Практически у каждого ребенка есть проблемы, связанные со сферой личностных образований, эмоционально-волевой сферой: проявления агрессивности, у многих - неуверенность в себе, неадекватная самооценка, неумение адекватно общаться, пассивность или импульсивность и многое другое.
Анализ этой проблемы предполагает, что для полноценного включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс, существенную роль имеет индивидуальный подход, а, следовательно, обучение необходимо организовать, так чтобы можно было удовлетворить особые образовательные потребности каждого ребенка. Добиться хороших результатов поможет создание программы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Ведь, полноценное развитие любого ребенка является одной из важнейших задач общества на современном этапе развития, требующее поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав ребенка на развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становится сферой деятельности, в которой тесно взаимодействуют родители, медицинские работники, педагоги и психологи [1].