Алла Чащина
Психолого-педагогическое сопровождение детей и родителей в условиях дома ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
В профилактике социального сиротства одним из видов реабилитации семьи является восстановление отца и матери в родительских правах как результат их ресоциализации, осознания родительской ответственности и стремления вернуть своим детям любовь, заботу и тепло дома. Именно этот вид работы с кровной семьей является одной из задач взаимодействия специалистов дома ребенка, направленной на воссоединение ребенка с семьей.
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение детей и родителей в условиях дома ребенка» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
В настоящее время воспитанниками Дома ребенка являются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети-временные, оказавшиеся здесь по определенным обстоятельствам. Поэтому они, как никто нуждаются в медико-психолого-педагогической и социальной поддержке окружающих взрослых, заменивших на время родных людей. Ведь главная задача дома ребенка - создание благоприятных условий для развития и воспитания детей, максимально приближенных к обстановке в кровной семье.
Педагоги, являющиеся так же наиболее близкими взрослыми в период проживания ребенка в учреждении, подготавливают малыша к встрече с биологическими родителями : сообщают ребенку о встрече заранее, помогают наладить взаимодействие.
Если ребенок долгое время не общался с родителями и не идет на контакт, наблюдают за тем, как проходят такие встречи. Если у ребенка наблюдаются положительные эмоции после встречи с родителями, возможна организация последующих встреч. Если же после встреч с родителями ребенок раздражителен, подавлен, то выясняются причины, вызвавшие такое состояние ребенка, и на основании этого с родителями проводятся беседы и консультации. Дальнейшие посещения не ограничиваются, но уделяется более пристальное внимание работе по налаживанию взаимодействия между ребенком и его семьей.
Но, к сожалению, это не всегда получается. Контингент родителей наших воспитанников очень разнообразен. Многие родители, которые лишены или ограничены в родительских правах, зачастую могли бы сами воспитывать своих детей, но определенные обстоятельства (материальные или социально-психологические, лишают их возможности восстановить свои родительские права. Данные семьи остро нуждаются в поддержке органов опеки и попечительства, а также специалистов нашего дома ребенка, где проживает и воспитывается их дети. Если родители ведут аморальный образ жизни, не интересуются жизнью и здоровьем ребенка, то проводится работа с другими родственниками (бабушки, дедушки, тети, дяди и т. д., способными позаботиться воспитывать малышей.
Сотрудничество специалистов Дома ребенка и родителей, является необходимым условием успешного психолого-педагогического воздействия на воспитанников, а так же является одним из важных шагов по возвращении ребенка обратно в семью.
Отвечая за здоровье и дальнейшее благополучие наших малышей, мы предлагаем кровным родителям консультативную и практическую помощь по всем возникающим вопросам.
Ведь в особой психологической поддержке нуждаются и родители наших воспитанников. Поэтому работа с ними выстраивается на принципах целенаправленности и систематичности. Наиболее эффективной формами сопровождения являются беседы и консультации, различного рода тематические встречи, что дает возможность выявить образовавшиеся проблемы и трудности семьи, проконсультировать родителей по психологическим и педагогическим вопросам.
Консультативная работа с родителями в Доме ребенка осуществляется более 20лет, то есть столько, сколько существует наше учреждение. Уровень профессионализма и образования специалистов позволяет оказывать помощь биологическим родителям как до факта поступления ребенка в семью, так и в дальнейшем.
Наблюдения за родителями убедили нас в необходимости этой работы. Консультативная деятельность создана и работает для предупреждения социального сиротства и возврата малыша обратно в интернатное учреждение. Такая работа является совместным и слаженным процессом междисциплинарной команды Дома ребенка, которую осуществляют: врач, логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог и воспитатель.
Врач знакомят биологических родителей с состоянием здоровья ребенка, с текущими заболеваниями и проводимым лечением, с профилактическими мерами укрепления здоровья ребенка.
Логопед и учитель-дефектолог проводят диагностическое обследование нервно-психического и речевого развития ребенка, рассказывают о его психомоторном развитии, предлагают определенные методы и приемы коррекционных упражнений. Дают практические рекомендации по дальнейшему плану коррекционно-развивающих мероприятий на зоны ближайшего развития ребенка.
Педагог-психолог изучает степень сохранности родительских отношений, разрабатывает психологическую программу для родителей с целью повышения родительских компетенций в вопросах возрастной психологии, воспитании и развитии детей. Прорабатывает личностные затруднения самого родителя с целью повышения осознанности личности и формирования стрессоустойчивости, толерантности и внутренних ресурсов человека.
Социальный педагог выясняет причины лишения или ограничения в родительских правах, оценивает возможности выполнять родительские обязанности и возможность создавать условия для удовлетворения потребностей ребенка в семье; определяет характер помощи родителям, ориентированным на восстановление родительских функций. Создает социальную программу с целью восстановления детско-родительских отношений, устранения негативных чувств и эмоций, связанных с ситуацией лишения родителей в родительских правах, развития гармонизации отношении между родителями и ребенком, адаптации к вновь совместному проживанию
Воспитатель группы, в которой живет ребенок, знакомит биологических родителей с режимными моментами, возрастными особенностями, привязанностями, привычками и предпочтениями малыша.
Именно такой подход, определяющий возращение ребенка в кровную семью – одно из самых важных направлений нашей работы на сегодняшний день. Только семья может обеспечить ребенку необходимые знания, умения и навыки. Для восстановления семейных отношений крайне необходимо проводить своевременную социальную работу, как с родителями, так и с детьми. Специалисты должны учитывать различные особенности семейных ситуаций при возвращении детей. Каждый случай индивидуален и требует оригинального подхода.
На данном этапе важно оказать комплексную помощь вновь сформировавшейся семье. В соответствии с законодательными документами, специалисты не только нашего учреждения, но и всех уровней должны работать на единую цель – воссоединение семьи. Разрабатывая социальные проекты, внедряя новые технологии работы, сотрудники социальной и образовательной сфер должны ориентироваться на эффективную реабилитацию кровной семьи.