Надежда Атлеева
Психолого-педагогическое изучение детей раннего и младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого - педагогическое изучение детей раннего и младшего дошкольного возраста
ста[/b]
Современные социальные, экономические, экологические условия жизни привели к увеличению числа детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Проблемы моторного, психического и речевого развития ребенка часто проявляются уже в раннем и младшем дошкольном возрасте.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Работа психолога в ДОУ
- Средняя группа
- Темочки
Ранний возраст является тем ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности и качества,
определяющие дальнейшее развитие человека.
Ранний возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования многих психических функций.
Этот возраст представляет собой важный этап с точки зрения эффективности психолого-педагогического воздействия.
В связи с этим особое значение приобретает ранняя диагностика психомоторного и речевого развития, которая позволяет целенаправленно проводить коррекцию выявленных нарушений.
Для успешного решения диагностических задач исследования детей раннего возраста требуется определенная тактика проведения обследования.
Необходимо установить доброжелательный контакт с ребенком, чтобы он был достаточно заинтересован в выполнении заданий.
Тактика проведения обследования во многом определяется возрастом и состоянием ребенка, которое оказывает заметное влияние на его продуктивность при обследовании. Поэтому важно акцентировать внимание на общем фоне настроения ребенка и на создании отношений доверия между ним и исследователем.
Основной целью психолого-педагогического изучения ребенка раннего возраста является получение данных, характеризующих:
- познавательные процессы;
- эмоционально-волевую сферу;
- предречевое и речевое развитие;
- двигательное развитие.
Прежде чем приступать к диагностике психического развития ребенка, обязательно следует убедиться, что у него нет грубых дефектов слуха и зрения.
При диагностике особенностей познавательной сферы детей раннего
возраста в центре внимания исследователей находится анализ выполнения
отдельных заданий как отражение психической деятельности ребенка. Причем важен не столько результат, сколько возможность организации деятельности по выполнению задания.
Основными параметрами оценки познавательной деятельности в раннем возрасте можно считать :
- принятие задания;
- способы выполнения задания;
- обучаемость в процессе обследования;
- отношение к результату своей деятельности.
Основными способами выполнения задания у детей раннего возраста
являются:
- самостоятельное выполнение;
- при помощи взрослого;
- самостоятельное выполнение после обучения.
Важным диагностическим критерием оценки познавательной деятельности детей является их отношение к результатам своей деятельности.
Для нормально развивающихся детей характерна заинтересованность своей деятельностью и ее конечным результатом. Ребенок с нарушением интеллекта безразличен к тому, что он делает, и к полученному результату.
Основными методиками при изучении познавательной сферы детей раннего возраста являются :
- Доска Сегена (2 - 3 формы);
- складывание пирамидки (из шариков, из колечек);
- разборка и складывание матрешки (двухсоставной, трехсоставной);
- парные картинки (2 - 4);
- разрезные картинки (из 2 - 3 частей).
Задания, направленные на диагностику познавательной сферы, могут быть также использованы для диагностики особенностей эмоционально-волевых проявлений ребенка. Наблюдая за деятельностью ребенка в эксперименте, обращают внимание на следующие показатели:
- общий фон настроения (адекватный, депрессивный, тревожный,
эйфоричный и т. д., активность, наличие познавательных интересов, проявления возбудимости, расторможенности;
- контактность (желание сотрудничать со взрослым).
- эмоциональное реагирование на поощрение и одобрение.