Логвинова Анастасия
Психолого-педагогический семинар-практикум «Психологическая готовность педагогов к работе в условиях интеграции»
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого-педагогический семинар-практикум
«Психологическая готовность педагогов к работе в условиях интеграции» или «Скажем всем детям: «Да»
Автор-составитель:
Логвинова А. В. ,
педагог-психолог
Цель: формирование толерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями.
Задачи:
• повысить профессиональную компетентность педагогов;
Темочки:
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Работа психолога в ДОУ
- Семинар, практикум
- Темочки
• ориентировать педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми за счёт развития способности к принятию (понимание, эмпатия) и терпению (выдержка, самообладание, самоконтроль) к детям как профессиональных качеств личности педагога;
• развивать способности педагогов к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе;
• отработать навыки конструктивного общения с «проблемными» детьми.
Материал и оборудование: видеоролик - мультфильм «Про Диму», мультимедийная установка, принадлежности для рисования (бумага, восковые мелки, карандаши, листы бумаги для индивидуальной работы и работы в подгруппах, мольберт, маркеры (ручки, макет кубика-Рубика, пазл-шаблон.
Ход мероприятия:
Вводная часть
Педагог-психолог: Эпиграфом нашего семинара-практикума хотелось бы взять слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».
Упражнение «Те, кто…»
Цель: создать непринужденную рабочую атмосферу.
Участники встают в круг, ведущий предлагает сделать шаг вперёд тем, кто:
• у кого стаж работы более 10 лет;
• радуется жизни;
• посадил хотя бы одно дерево в своей жизни;
• у кого глаза зеленого цвета;
• любит собак;
• сегодня плотно позавтракал.
Вывод: все мы разные, но у нас есть много общего, все мы чем-то похожи.
Основная часть
Педагог-психолог предлагает отправиться в путешествие по неизведанной стране «Инклюзия» (звучит загадочная музыка).
1 станция: «Теоретическая»
Консультация педагога-психолога: «Дети с особенностями психофизического развития и их особые образовательные потребности»
2 станция «Библиотечная»
Участникам предлагается разделиться на 2 команды и командно ответить на вопросы.
Вопрос для 1 команды: «Расшифруйте своими словами понятие: «Дети с особенностями психофизического развития» и назовите основные категории детей с ОПФР».
Дети с особенностями психофизического развития (ОПФР — термин, официально признанный в Республике Беларусь) — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые влияют на общее состояние организма и создают сложности в адаптации к окружающему миру и социуму.
К детям с особенностями психофизического развития относят детей: с интеллектуальной недостаточностью, нарушением слуха; нарушениями зрения; с тяжелыми речевыми нарушениями; нарушениями опорно-двигательного аппарата; трудностями в обучении; с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы (ранний детский аутизм, тяжелыми и (или) множественными нарушениями.
Вопрос для 2 команды: «Какой должна быть образовательная среда в учреждении дошкольного образования?»
Образовательная среда в учреждении дошкольного образования должна быть:
• содержательно насыщенной в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями воспитанников, программами специального образования;
• трансформируемой при изменении образовательной ситуации и с учетом интересов и познавательных возможностей воспитанников;
• полифункциональной в целях разнообразного использования составляющих предметной среды (предметов, не обладающих жестко закрепленным способом употребления, пригодных для использования в разных видах детской активности, в т. ч. в качестве предметов-заместителей в детской игре);
• вариативной для обеспечения в групповых помещениях пространства для игровой деятельности, конструирования, моделирования, уединения, иных целей и наличия разнообразных материалов для самостоятельной творческой деятельности воспитанников в соответствии с их выбором;
• безопасной для воспитанников, а также обеспечивающей надежность и безопасность использования всех ее элементов;
• доступной для детей с ОПФР (во всех помещениях, где осуществляется образовательный процесс, ко всем играм, игрушкам, учебным изданиям, необходимым для различных видов детской активности).
3 Станция «Видеосалон»
Просмотр мультфильма «Про Диму»
Вопросы к обсуждению:
- Ваше мнение по поводу просмотренного мультфильма?
4 станция «Практическая»
Упражнение «Мой воспитанник»
Педагогам предлагается нарисовать, используя различные средства выразительности в цвете, своего любимого воспитанника, а затем вызывающего много хлопот.
Выполнение задания.
Вопросы к обсуждению:
- Насколько доброжелателен образ ребенка в восприятии педагога?
Упражнение «Мозговой штурм»
Разгадывание кроссворда с ключевым словом: «Толерантность».
Задания к кроссворду:
1. ДЕФЕКТОЛОГИЯ- наука, которая занимается вопросами обучения и воспитания детей с психофизиологическими особенностями.
2. КОРРЕКЦИЯ- система специальных и педагогических мер, направленных на сглаживание или устранение нарушения.
3. ЛЮБОВЬ- чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность и устремлённость к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.
4. КОМПЕНСАЦИЯ- развитие нарушенных или недоразвитых функций, перестройка сохранных функций для замещения нарушенных.
5. РЕЧЬ- индивидуальный психофизиологический процесс человека, важнейшая творческая психическая функция; процесс общения людей между собой посредством языка.
6. РЕАБИЛИТАЦИЯ-комплекс медицинских, педагогических, психологических и иных видов мероприятий, направленных на максимально возможное восстановление или компенсацию.
7. ИНТЕГРАЦИЯ- совместное обучение и воспитание детей с ОПФР и детей нормально развивающихся.
8. ДЕФЕКТОЛОГ- это коррекционный педагог в области развития детской речи, изучения, обучения. Воспитания и социализации детей с особенностями психофизического развития.
9. ИНКЛЮЗИЯ- процесс реального включения людей с ОПФР в активную учебную и общественную жизнь.
10. АНОМАЛИЯ- патологическое отклонение от нормы в функциях организма и его частей, отклонение от общих закономерностей развития.
11. СЛОВО- основная лексическая единица, выражающая понятие.
12. ДЕФЕКТ- изъян, недостаток, недочёт.
13. ТЬЮТОР- специалист в области специального образования, сопровождающий дошкольника, школьника или студента на пути индивидуального развития.
Ключевое слово: «ТОЛОРАНТНОСТЬ»
Упражнение «Кубик-Рубика»
Цель: визуализация многогранности понятия «толерантность»
Педагог-психолог: Вам необходимо сформулировать понятие о толерантности и записать их на гранях кубика.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ:
• Принятие
• Терпимость
• Гуманность
• Доброжелательность
• Миролюбивость
• Добродушность
• Человечность
• Снисходительность
• Доброта
• Кротость
• Политкорректность
Педагог-психолог:
Основная роль в адаптации ребенка с ОПФР к учреждению дошкольного образования, в его эмоциональном благополучии в детском саду, принадлежит, на наш взгляд, педагогу. От того, насколько он сумеет принять ребенка таким, каков он есть, проявить терпение к его слабостям и недостаткам, сохранив при этом разумный баланс между требовательностью и любовью, зависит его психологическое благополучие. Поэтому особую актуальность во взаимодействии с дошкольником имеет такое качество взрослого, как толерантность. В переводе с латинского языка толерантность (tolerantia) означает терпение, терпимость. Терпимость характеризует поведение, базирующееся на усвоении принципов ненасильственного взаимодействия.
В педагогическом процессе терпимое и нетерпимое отношение к ребенку определяется тем, как педагог разрешает противоречие между необходимостью предъявлять определенные требования к ребенку и мерой реального воплощения этих требований ребенком. Нетерпимое отношение педагога к ребенку чаще возникает тогда, когда ребенок по тем или иным причинам не соответствует предъявляемым к нему требованиям и в результате начинает раздражать педагога. Терпимость присуща педагогу, который спокойно реагирует на внешний вид и поведение детей, способен не только принять их качества (в том числе негативные) и поведение таким, какие они есть, но и понять, что стоит изменять, а что не стоит. В педагогическом процессе терпение выступает как механизм толерантности и проявляется в ситуациях, когда необходимо проявить выдержку, самообладание и самоконтроль.
Рефлексия
Вопросы для обсуждения:
• Какую бы еще информацию по этой теме вы хотели бы получить?
• Интересна ли вам подобная форма проведения мероприятия? Чем?
• Какой материал был наиболее интересен?
• Что вызвало трудности?
• Пожелания коллегам.
Рефлексия «Пазл»
Педагог-психолог: Охарактеризуйте свои эмоции от участия в семинаре-практикуме одним словом и запишите на общей картинке-пазле.