Любовь Рыночнова
Проблемный семинар для педагогов ДОО «Психолого-педагогические основы общения воспитателя с ребенком»
▼ Скачать + Заказать документы
План семинара
№ п/п Тема занятия Форма работы
1 Теоретические основы педагогического общения Лекция-диалог
2 Особенности общения воспитателя с ребенком Брифинг
3 Межличностные отношения в педагогическом коллективе и пути урегулирования конфликтов Практическое занятие
4 Психологический микроклимат в группе дошкольников Практикум
5 Особенности общения воспитателя с родителями Круглый стол
Публикация «Проблемный семинар для педагогов ДОО „Психолого-педагогические основы общения воспитателя с ребенком“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
6 Психологическая коррекция общения Практикум
7 Развитие коммуникативных умений воспитателя Конкурс педагогического мастрества
8 Самоанализ и самообучение навыкам педагогического общения Индивидуальный практикум
Некоторые занятия семинара.
Брифинг по теме: «Особенности общения воспитателя с ребенком».
Цель: Изучение разных стилей общения воспитателя с детьми и самодиагностика стиля педагогического общения. Углубление знаний об условиях оптимизации педагогического общения и «педагогике сотрудничества».
Вопросы для обсуждения:
Каковы особенности познания педагогом своих воспитанников? Примеры из личного опыта.
Как проявляется отношение дошкольников к воспитателю?
На основе изученной литературы перечислите характеристики стилей педагогического общения.
Дайте словесное описание оптимального педагогического общения с ребенком.
Дискуссия на тему: «Педагогика сотрудничества – как я ее понимаю».
Творческая группа дошкольного учреждения предлагает для обсуждения программу реализации идей «педагогики сотрудничества» - это, прежде всего, педагогическое творчество.
Сотрудничество – это не просто открытость и настроенность воспитателей на работу с детьми, но еще и способность организовать совместное творчество, руководствуясь определенными принципами:
- приобщение детей к яркой, интересной, перспективной совместной деятельности;
- определение зон творческого развития коллектива в целом и каждого ребенка в отдельности;
- совместное обсуждение условий предстоящей деятельности и вариантов решения задач в ситуации психологического равноправия воспитателей и детей, т. е. без ведущих и ведомых.
Вопросы для обсуждения:
1. Чем, на ваш взгляд, вызвана необходимость поиска новых путей и подходов к воспитанию и обучения детей, к общению с ними?
2. Что вы знаете о работе педагогов-новаторов, читали об их опыте, что заинтересовало Вас в их методике?
3. Какие принципы «педагогики сотрудничества» вы считаете основными?
4. Заинтересовала ли вас идея «учения без принуждения»?
5. Расскажите о ваших первых шагах в реализации идей «педагогики сотрудничества»
6. В чем вы видите преимущества «педагогики сотрудничества» по сравнению с традиционными методами обучения в детском саду?
7. Сотрудничество с родителями: как его развивать?
По результатам обсуждения педагогический коллектив вырабатывает рекомендации для внедрения их в практику работы с детьми.
Конкурс педагогического мастерства
Цель: Развитие умений проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении.
Изучение профессионально-значимых качеств личности воспитателя : направленность, знания, способности, техника.
Тренировка профессионально-педагогических особенностей внимания, наблюдательности, воображения.
Сценарий конкурса
1. Психологическая настройка на творческую работу.
Упражнение 1 «Удобное средство». Прослушать магнитофонную запись музыкального фрагмента, свои мысли и чувства выразить в рисунке, написать краткий рассказ по рисунку или разыграть его. Упражнение активизирует внимание, фантазию, воображение.
Упражнение 2 «Почемучка». Используется слайд остросюжетного содержания. Внимательно рассмотреть картинку, дать ее название и поставить такие вопросы, которые максимально активизировали бы воображение аудитории.
2. Педагогический такт воспитателя.
Упражнение 1 «Проанализируйте ситуацию и ответьте на вопросы».
Упражнение 2 «Ролевая игра».
Группа воспитателей делится на две команды. Каждая команда заранее готовит и представляет на конкурсе педагогическую ситуацию из жизни детского сада, оборвав ее показ в кульминационный момент. Команда-соперница за определенное время (1-2 мин.) должна найти решение и показать развязку ситуации. Решение своих и предложенных ситуаций команды обосновывает с позиций педагогической целесообразности.
Анализируется типичность показанных ситуаций, рациональность их решения, гуманность позиции, мастерство инсценировки.
3. Педагогическая техника
Управление своим эмоциональным состоянием («Имитационная игра», «Микропреподавание»).
Развитие речи и коммуникативное поведение воспитателя. (Произнести текст шепотом, с максимальной громкостью, как будто вы страшно замерзли, как пятилетняя девочка).
Подведение итогов конкурса.