Ольга Саржан
Психолого-педагогический проект в старшей группе по освоению технологии мандалатерапии «Тайны волшебного круга»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткая аннотация проекта.
Проект направлен на развитие у детей старшего дошкольного возраста саморегуляции, стабилизацию их эмоционального состояния.
Вид проекта – индивидуальный, групповой, среднесрочный.
Тип проекта – диагностический, коррекционно-развивающий.
Актуальность проекта.
Публикация «Психолого-педагогический проект в старшей группе по освоению технологии мандалатерапии „Тайны волшебного круга“» размещена в разделах
- Мандала, мандалатерапия
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа психолога в ДОУ
- Старшая группа
- Темочки
Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста не нова, но она по-прежнему актуальна. Кардинальные экономические, политические, социальные преобразования и процесс глобализации оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают серьёзным эмоциональным испытаниям, что или тормозит развитие эмоционального мира дошкольника, или искажает этот процесс. Дети очень часто неадекватно выражают свои эмоции, не могут правильно оценить эмоции других детей, что является барьером в налаживании доброжелательных взаимоотношений. Для того чтобы стабилизировать эмоциональное состояние тревожных, импульсивных и агрессивных детей, развить у них навыки саморегуляции и был разработан данный проект с использованием одного из направлений арт-терапии (исцеление искусством) – мандала-терапия (мандала - в переводе – круг, а терапия – лечение).
Обоснованность проекта.
Проект позволит детям научиться адекватно выражать свои эмоции, расслабляться, а также развить образную память, восприятие и мелкую моторику. Мандала-терапия благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии детейипозволяетразвивать у них саморегуляцию.
Перспективность:
Изучение мандала-терапии позволит открыть новые горизонты в работе с детьми дошкольного возраста. В дальнейшем проект планируется использовать в работе с детьми группы риска, группы коррекции,а также в работе с педагогами и родителями.
Сроки реализации проекта :1марта – 25 марта.
Описание проекта и его обоснование.
Детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. Задача специалистов дошкольного образования заключается в том, чтобы и опыт, и навыки, и знания ребенок получал в комфортных для него психологических условиях и в той степени, какая ему необходима.
Сегодня существует множество методик арт-терапии – диагностики и коррекции различных психологических расстройств, развития личности, познания самого себя. Среди методик арт-терапии почетное место занимают мандалы. В настоящее время многие психологи используют технику мандал. Зарубежом накоплен большой опыт использования мандал в психотерапевтической и психологической работе с детьми, подростками, взрослыми.
Мандала (Mandala)- «Круг», «Центр» (перевод с санскрита). Рисунок ее симметричен: обычно он представляет собой круг с выраженным центром. Внутри круга более или менее обозначены основные направления-ориентиры, число которых варьируется. Вместе с тем, в сложной геометрической композиции мандалы можно встретить самые разные элементы: квадрат, овалы, кривые линии, треугольники. Мандалы могут быть как произведениями искусства, так и формами, созданными самой природой. В каждую мандалу закладывался сильнейший образ, глубокий смысл, пожелание. А потом, подбирая сочетания цветов, накладывая узоры, пожелания, слова, тем самым создавая мощный оберег. Рисунки в окружностях были обнаружены еще в древних цивилизациях и присутствуют в современном мире.
Мандала-терапия – это одно из направлений арт-терапии (исцеление искусством, первооткрывателем которого стал Карл Густав Юнг. Работа с мандалой благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии людей тревожных, расторможенных, импульсивных. Мандала-терапия - это безопасный и естественный способ изменения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств и позволяет развивать саморегуляцию.
Мандалы очень полезны для детей. Они помогают полностью расслабиться и установить контакт с функциями правого полушария мозга, то естьс бессознательным. Этот вид работы очень полезен для дошкольников, поскольку у малышей правое полушарие играет ведущую роль. Рисование мандал способствует развитию образной памяти, целостному восприятию мира, распознанию нюансов различных звуков, развитию интуиции, эмоционально-чувственного мира, а в итоге – становлению творческой личности.
Цели и задачи проекта.
Цель:коррекция эмоционального состояния, а также развитие саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
• снижение уровня эмоционального напряжения и тревожности, страхов;
• концентрация внимания;
• развитие творческого потенциала;
• развитие мелкой моторики рук;
• активизация внутренних ресурсов;
• гармонизация внутреннего состояния;
• релаксация.
Основное содержание проекта
Для достижения поставленных целей и задач, нами были использованы следующие методы, пути и приемы решения:
• Использование мультимедийной презентации;
• Метод «Мандала» : созидание, разукрашивание, рисование мандал, создание мандал с родателями из ноток; создание мандал из конструктора;
• Музыкотерапия;
• Цветотерапия;
• - Игры и упражнения по формированию социальных навыков
• Релаксация и визуализация;
• Коллективная мандала
• Выставка творческих работ.
Ресурсы
1. Обеспечение организационных условий (создание творческой группы по реализации проекта, разработка нового содержания методов, подходов и приемов работы с новым содержанием).
2. Обеспечение информационных условий (сбор, обработка, анализ информации, нужной для реализации проекта).
3. Обеспечение материально-технических условий (групповая комната, кабинет, оборудование).
4. Обеспечение временных условий (проект является среднесрочным, так как продолжительность проекта составляет 1 месяц).
Целевая группа – дети старшей группы.
Этапы проекта :
Вводный
-Подбор методической и научной литературы
- сбор оборудования: бумаги, цветных карандашей, красок, ниток, пластилина, фломастеров, резинок, конструктор ит. п.
Основной этап
Беседы:
- «Символ и оберег, или что такое мандала?»
- «Основное значение термина «мандала».
- Показ презентации «Виды мандалы».
- Мандалы : значение цветов в сакральных символах.
Творческая мастерская:
- Раскрашивание мандалы (раскраски)
- Аппликация, создание мандалы с родителыми.
- Рисование своей мандалы
- Создание мандалы из конструктора
- Выкладывание мандалы из пластилина
- Подвижные игры в кругу
- Создание коллективной мандалы
Заключительный
- Вывод
- Презентация «Чудеса волшебной мандалы»
- Выставка
- Коллективная мандала
Перспективы дальнейшего развития проекта
На этом наш проект не заканчивается, а будет далее применяться в коррекционно-развивающей работе с детьми коррекционной группы.
Планируется использовать и другие приемы создания мандал, а также провести совместное занятие «родители-дети» с использованием данного метода.
Кроме того, мандала-терапия будет применяться и в работе с коллективом педагогов в целях профилактики синдрома эмоционального выгорания.
С уважением, педагог-психолог
МБДОУ детского сада «Березка»
Саржан Ольга Павловна
работе воспитателя с детьми.