Мансурова
Психолого-педагогические условия развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого–педагогические условия развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Воспитатель Мансурова Н. А.
РАЗВИТИЕ - это процесс количественных и качественных изменений наследуемых и приобретенных свойств индивида.
Ребенок развивается в нескольких отношениях:
-физическое развитие - изменение роста, веса, объема тела;
-физиологическое развитие - изменение физиологических процессов;
Публикация «Психолого-педагогические условия развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
-психическое развитие - это обогащение фонда условных рефлексов, выработка характера, развитие памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы и др. ;
- социальное развитие проявляется в усложнении отношений с окружающей средой, в которые вступает он на протяжении своей жизни. Источником всякого развития, в том числе и развития личности, являются внутренние противоречия. Эти противоречия и выступают в качестве движущих сил развития личности ребенка.
Факторы, влияющие на развитие личности ребенка : наследственность, среда и воспитание.
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ - это генетическая программа биологических признаков, получаемая ребенком от родителей при рождении
СРЕДА - это окружающие человека общественные, материальные, духовные, природные условия его существования, формирования и деятельности, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий.
ВОСПИТАНИЕ - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной деятельности формируемой личности по овладению всей совокупности общественного опыта.
Процесс становления личности ребенка осуществляется в условиях воспитания путем присвоения общественно-истерического опыта человечества, руководство его освоением осуществляется взрослым. В итоге ребенок входит в систему социальных отношений того общества, в котором он живет. Поэтому воспитание играет ведущую роль в развитии личности ребенка.
Освоить общественно-исторический опыт помогает активность растущего человека. Активность личности выражается через подражательность ребенка, его воспитуемость, обучаемость, самовоспитание и самообразование. Активность личности дошкольника находит свою реализацию в игровой, познавательной, предметной, трудовой, учебной, художественной деятельности, в общении. Активная позиция ребенка в деятельности делает его не только объектом, но и субъектом воспитания.
Дошкольный возраст – это период развития ребенка от 3 до 7 лет.
Особенностью социальной ситуации развития в этот период является сочетание тенденций к социализации и индивидуализации ребенка в процессе формирования отношения к себе и окружающим людям, освоения основных векторов человеческих взаимоотношений и общественно выработанных способов деятельности в игре и продуктивных видах детской деятельности. Основным механизмом формирования данных взаимоотношений выступают внеситуативные формы общения не только со взрослыми, но и со сверстниками.
Игра в дошкольном возрасте считается ведущим видом детской деятельности. В процессе игры формируются основные личностные новообразования ребенка-дошкольника, происходит социальное опосредование процесса развития его психических процессов и способностей. При этом сама игра тоже развивается как деятельность.
Средства развития ребенка в период дошкольного детства
Условия развития, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста, позволяющие реализовать на практике педагогическую концепцию целостного развития дошкольника :
– обеспечить всестороннее – физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное развитие в процессе физического, умственного, эстетического и социально-нравственного воспитания, т. е. в ходе реализации права ребенка на образование;
– сориентировать образование на формирование компонентов базовой культуры личности: формирование физической культуры и культуры познания, эстетической и экологической культуры, нравственной культуры.
Для того чтобы обеспечить такие результаты, нужно иметь соответствующие средства воздействия на сам процесс образования. Традиционно они рассматриваются при описании структуры образовательного процесса, однако, учитывая тенденции развития современной дошкольной педагогики, поступим по-другому.
К средствам относят следующие категории, интегрирующие основные педагогические средства: педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие и педагогические отношения.
Педагогическая деятельность – деятельность по обучению и воспитанию детей, которая осуществляется педагогическими работниками в образовательных учреждениях разных типов и видов. Она направлена на постоянное решение ряда образовательных и воспитательных задач в меняющихся обстоятельствах, во время которых педагогом вырабатываются и воплощаются в общении с детьми органичные для данной деятельности традиционные и нетрадиционные педагогические решения, поэтому она имеет творческий характер.
Выделяют несколько уровней организации педагогической деятельности:
– репродуктивный – уровень професс-ной деятельности педагога, умеющего рассказать и передать детям то, что знает сам;
– адаптивный – уровень професс-ной деятельности педагога, который приспосабливает материал, подлежащий усвоению, к особенностям детей;
– локально-моделирующий – уровень професс-ной деятельности педагога, который умеет формулировать педагогическую цель, предвидеть искомый результат и создавать систему включения детей в разные виды деятельности;
– системно-моделирующий деятельность – уровень професс-ной деятельности педагога, который владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, умений и навыков у детей по всем направлениям детского развития (умственному, социально-нравственному, эстетическому и т. д.);
– системно-моделирующий деятельность и поведение – уровень професс-ной деятельности педагога, который владеет стратегиями подбора и реализации средств формирования личности ребенка, его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии.
На каждом из данных уровней ребенок, воспитанник по-разному воспринимается педагогом и по мере развития пед-ской деятельности переходит от уровня его восприятия как объекта к субъекту педагогического взаимодействия.
Педагогическое взаимодействие – процесс взаимного влияния взрослого и детей друг на друга, в результате которого происходит их взаиморазвитие и саморазвитие. В качестве каналов такого взаимодействия выступают деятельность, общение и отношение воспитателя и воспитанников. При этом деятельность может быть по нацеленности организационной, воспитательной, дидактической, а по способу организации действий детей и взрослого – сопряженной, сопряженно-последовательной, совместно-последовательной и совместно-распределенной; общение – авторитарным, демократическим или либеральным; отношение – личностно-ориентированным или деловым, ориентированным на результат совместной деятельности, в другой интерпретации – субъект-субъектными или субъект-объектными.
Можно выделить следующие виды деятельности:
– воспитательную деятельность педагога на занятии - включает: оценку духовно-нравственной направленности занятия, степень решения задач социального, нравственного и патриотического, эстетического воспитания детей, формы организации совместной деятельности детей и педагога, соотношение побуждения к деятельности установки, стимулирующие интерес, волевое усилие к преодолению трудностей и принуждения (замечание, нотации и др., создание условий для благоприятного психологического климата в группе, влияние рабочего самочувствия воспитателя в процессе проведения занятия на настроение детей;
– дидактическую деятельность воспитателя на занятии – включает учет и отражение в деятельности воспитателя принципов дидактики (доступности обучения, систематичности и последовательности, наглядности, прочности и осознанности знаний, научности, принципа связи обучения с жизнью, индивидуализации процесса обучения, степень выполнения программного содержания; оптимальность методов обучения, соответствие логики занятия возрасту и развитию детей; соотношение нагрузки на память детей и их мышление, повышающих познавательную активность детей на занятиях;
– организационную деятельность воспитателя на занятии – направление педагогического анализа модели, которое включает целеполагание, планирование работы, составление плана (конспекта) занятия и его реализация, распределение функций постановки и формулирования проблемы и функций контроля между воспитателем и детьми, оснащение наглядными пособиями и создание условий для их эффективного использования на занятии; уровень подготовленности воспитателя, выполнение психологических и гигиенических требований к организации занятия, рациональность использования времени.
Деятельность детей на занятии – направление педагогического анализа модели, которое включает мотивы поведения детей на занятии; активность, инициативность и работоспособность; наличие у них интереса к занятию, навыков самостоятельной работы; уровень овладения всеми функциями речи; темп деятельности; произвольность поведения; уровень сформированности у детей простейших навыков учебной деятельности, деятельности экспериментирования, продуктивных видов детской деятельности, проявлений детского творчества; стиль отношения детей друг к другу, к воспитателю; внешний вид детей на занятии.
Благодаря личностно-ценностному отношению к ребенку в процессе взаимодействия с педагогом у детей формируется ценностно-созидательное отношение к себе и другим, к окружающему миру.
В центре развивающей среды стоит образовательное учреждение, работающее в режиме развития и имеющее своей целью процесс становления личности ребенка, раскрытие его индивидуальных возможностей, формирования познавательной активности. Это обеспечивается за счет решения следующих задач:
-· создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка;
-· предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;
-· ввести стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребенка;
-· активно искать пути, способы и средства максимально полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности;
-· ориентироваться на активные методы воздействия на личность.
Развивающая предметная среда, по мнению С. Новоселовой, - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка. Основными элементами предметной среды являются архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты; художественные студии; игровые и спортивные площадки и их оборудование; игровые пространства оснащенные тематическими наборами игрушек, игровыми материалами; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения и др. В состав предметно-игровой среды входят: крупное организующее игровое поле; игровое оборудование; игровая атрибутика разного рода, игровые материалы. Все компоненты развивающей предметной среды увязываются между собой по содержанию, масштабу, художественному решению.