Папки-передвижки

Психолого-педагогические условия развития лидерства в старшем дошкольном возрасте

Данькина Мария
Психолого-педагогические условия развития лидерства в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

Для успешного взаимодействия друг с другом, детям необходимо уметь ставить цель, планировать содержание, выбирать средства для достижения цели, соотносить полученный результат с предполагаемым, учитывать мнение партнеров по деятельности, распределять обязанности в соответствии с интересами и каждого, осуществлять контроль за соблюдением правил, порядка, умение решать конфликты и спорные вопросы без вмешательства взрослого, оценивать отношение партнеров к порученному делу и др.

Публикация «Психолого-педагогические условия развития лидерства в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах

Развитие лидерского потенциала подразумевает способность педагога и мастерство моделировать мотивообразующие социальные условия формирования личности ребенка, которые направлены на введение воспитанника в общественно значимые взаимоотношения с позиции лидера.

Подготовленность педагогов к работе с лидерами – одно из условий развития лидерского потенциала детей дошкольного возраста. Знание особенностей работы с лидерами, представление о сути феномена лидерства в современных условиях, способность распознавать лидерский потенциал воспитанника и организовывать подготовку лидеров, умение создавать зону лидерства в группе, продуктивное взаимодействие с лидерами определяют степень подготовленности педагога.

Необходимыми и общественно важными в ряду умений взаимодействия и сотрудничества являются навык принимать положение лидера и навык активной деятельности внутри социальной группы, которая идёт к цели вслед за лидером. Разумеется, что лидерство и способность активно работать внутри группы – сложные общественные умения, поэтому к их формированию нужно приступать уже в дошкольном возрасте, но делать это надо учитывая возрастные особенности детей, закладывая основу опыта, действий, переживаний,, которые, накапливаясь, дадут умение.

Опыт лидерства и работы внутри группы ребенок может получить лишь в совместной деятельности. Важно создать необходимые для этого условия, описать и утвердить технологию работы, которая обеспечивает получение каждым ребенком позитивного опыта лидерства и работы в группе.

Для развития лидерских качеств у дошкольников используют игровую, сюжетно-ролевую, спортивную и художественно-эстетическую деятельность с целью подражания лидерскому поведению и тренировки на основе повторения предъявленного образца.

Развивающее действие носят проблемные ситуации, так как возникающие проблемы помогают самореализации ребенка, позволяют решать эти вопросы самостоятельно. Таким образом, зарождается и развивается индивидуальность, ребенок становится уверенным в том, что иногда может что-то сделать без помощи взрослого.

Начальный этап развития лидерских качеств в дошкольном возрасте – это организация спортивных (командных или индивидуальных) игр-соревнований, которые требуют от воспитанника точности, ловкости, скорости, координации движений, верного запоминания и воспроизведения информации. Упражнения и игры, непрерывное преобразование условий реализации привычных эстафет и упражнений используются для того, чтобы научить воспитанников анализировать меняющуюся ситуацию, подвигать дошкольников к решению привычных двигательных задач и учитывать изменяющиеся условия реализации физических упражнений.

Взаимосвязь воспитательной, физкультурно-оздоровительной, нравственной и художественно-эстетической работы — это гарантия успешного развития лидерских качеств детей дошкольного возраста.

При проведении любого вида деятельности воспитатели учитывают индивидуальные особенности темперамента детей.

Каждый темперамент имеет свои положительные и отрицательные стороны. При любом темпераменте есть опасность развития нежелательных свойств: у холерика — несдержанности, резкости; у меланхолика — замкнутости, неуверенности, застенчивости; у флегматика — вялости, безучастности к окружающему; у сангвиника — распыленности и т. д. Поэтому педагогам и психологам необходимо создавать такие условия, которые позволяют сильные стороны темперамента. Достичь этого можно разработав индивидуальную карту развития ребенка.

Чтобы достичь успеха в работе с меланхоликами и флегматиками педагоги поощряют развитие активности. Эти дети легче проявляют себя в художественной деятельности (музыкальной, изобразительной и др., в спокойных играх, конструировании, лепке, на занятиях в небольших по составу группах, с доброжелательными по характеру детьми, близкими по степени общительности.

В отношении детей с холерическим темпераментом важно поддерживать и направлять их энергию на полезные дела, развивать и укреплять процесс торможения путем организации спокойной деятельности и упражнений, добиваться сдержанного поведения, умения считаться с окружающими и не задевать их самолюбия.

У детей с сангвиническим темпераментом следует формировать устойчивые привязанности, интересы, приучать доводить начатое дело до конца, обращать особое внимание на качество деятельности, не допускать поверхностного и небрежного выполнения заданий, чаще контролировать поступки, действия ребенка, предлагать движения, требующие сосредоточения, точности, сдержанности. Вместе с тем не следует чрезмерно усердствовать в ограничении двигательной активности холериков и сангвиников.

Развитие организаторских способностей и лидерских качеств старших дошкольников в процессе формирования у них навыков сотрудничества.

Старшие дошкольники имеют следующие проблемы взаимоотношений: не умеют работать в парах, делиться материалом на занятии, уступать друг другу, договариваться. Поэтому возникла необходимость в развитии навыков сотрудничества (технология Л. С. Римашевской).

Процесс сотрудничества требует не только адекватного понимания эмоционального состояния человека, но и координации действий партнера. С этой целью требуется использовать такие подвижные игры с детьми, которые позволяют развивать способность точно давать указания и принимать команды партнера, следовать им, проявлять внимательность, терпеливое отношение к сверстнику.

Одним из эффективных способов обучения детей старшего дошкольного возраста является моделирование. В качестве примера можно привести модель «Лесенка» В. И. Логиновой. Необходимые для развития сотрудничества качества можно выработать на занятиях по ручному труду, изо-деятельности, экологическому образованию, в результате которых дети учатся элементарному планированию и оценки совместных действий.

Таким образом, использованные в работе с детьми игр, упражнений, инсценировки позволяет укрепить эмоционально-положительные отношения между детьми группы, их доброжелательность друг к другу, а также естественное желание к совместной деятельности и готовность помогать друг другу без напоминания взрослого.

Активное изменение у дошкольников характера отношения к занятиям, содержащим элементы сотрудничества, усиление интереса к решению проблемных ситуаций, устойчивое желание к взаимодействию, готовности к совместному решению поставленных задач, изменение характера отношения к сверстнику как партнеру по совместной деятельности должно стать результатом освоения моделей сотрудничества и использования их на занятиях для совместного решения образовательных задач.

Дальнейшая работа по развитию сотрудничества должна быть направлена на расширение и усложнение ситуаций сотрудничества, постоянное стимулирование творческих проявлений детей и инициативы каждого участника в процессе диалогов с игровыми персонажами, обмена мнениями между собой в ходе обсуждения и решения проблемных ситуаций.

В развитии лидерских способностей можно использовать разные средства, методы и формы организации: конкурсы, беседы, чтение рассказов, тренинги лидерского поведения, проблемные ситуации, поручения и др.

Публикации по теме:

Чтение художественной литературы в старшем дошкольном возрастеЧтение художественной литературы в старшем дошкольном возрасте Художественная литература обогащает речь, развивает интеллект, прививает интерес к книге и чтению. Воспитательное и познавательное значение.

Картотека дидактических игр в старшем дошкольном возрасте в летний период Цель дидактической игры в старшем дошкольном возрасте — это сделать процесс обучения простым, интересным, не вызывающим утомления и скуки.

Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте»Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте» 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (терпимости) В формировании доброты и толерантности.

Консультация «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» Консультация на тему: «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» (из опыта работы).

Лего-конструирование в старшем дошкольном возрасте. Картотека игрЛего-конструирование в старшем дошкольном возрасте. Картотека игр В старшей группе роль ведущего берут на себя дети. В играх развиваются коллективизм, память, мышление. Дети учатся заниматься.

Мастер-класс по рисованию человека в старшем дошкольном возрастеМастер-класс по рисованию человека в старшем дошкольном возрасте Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вам мастер – класс по рисованию человека в старшем дошкольном возрасте. К сожалению, эта.

Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития»Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития» Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития» Наш речевой центр называется «Каркуша - Говоруша». Цель.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Развитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрастеРазвитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте Развитие связной речи ребёнка - одна из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду. Формирование связной речи, изменение.

Строительно-конструктивные игры в старшем дошкольном возрасте Строительно-конструктивные игры относятся к группе творческих игр. Они сходны с сюжетно-ролевой игрой и рассматриваются некоторыми исследователями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогические условия развития лидерства в старшем дошкольном возрасте
Опубликовано: 21 декабря 2020 в 20:52
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогические условия развития лидерства в старшем дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Данькина Мария в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД