Диатроптова Яна
Психолого-педагогические особенности развития навыков самостоятельности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Необходимо отметить, что старший дошкольный возраст, как возрастной период, характеризуется сменой ведущего вида деятельности. В старшем дошкольном возрасте таковой деятельностью становится деятельность учебная.
Публикация «Психолого-педагогические особенности развития навыков самостоятельности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей 5-6 лет
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
На протяжении обучения, наряду с другими видами деятельности происходит формирование самостоятельности у детей. Постепенно учебная деятельность становится более целенаправленной, результативной, произвольной.
старший дошкольник учится осуществлять постановку целей, планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, прилагать волевые усилия для преодоления трудностей, с которыми он сталкивается в учебной деятельности, и осуществляет оценку достигнутых результатов.
О необходимости формирования самостоятельности учащихся в процессе обучения писал еще К. Д. Ушинский. «. Должно постоянно помнить, что следует передавать ученику не только те или иные познания, но и развивать в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания. Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач школьного учения».
С развитием и введением теорий развивающего обучения, необходимость развития такого качества, как учебная самостоятельность не утратила своей актуальности, а наоборот, требует большего внимания и изучения. Так В. В. Давыдов писал: «Постепенное превращение младшего школьника в субъекта учения, то есть ребенка, изменяющего и совершенствующего самого себя, происходит при осуществлении деятельности. Желание и умение учиться характеризуют субъекта учебной деятельности, обладающего следующими качествами: сознательность, самостоятельность, ответственность, инициативность».
Главную роль при формировании учебной самостоятельности Т. С. Панфилова отводит выполнению различных упражнений. Она отмечает, что самостоятельность у детей не будет развиваться, если они в ней не будут упражняться, не будут что-либо самостоятельно решать, проявлять свою инициативу. Условия для формирования самостоятельности должен создавать учитель, на первых порах незаметно направляя их деятельность, а затем всё больше расширяя круг их самостоятельных действий.
По мнению Е. П. Есипова, самостоятельность у учащихся может развиваться лишь в процессе самостоятельных работ. Исследователь указывает, что необходимо организовать практическую деятельность учащихся с тем, чтобы им приходилось постепенно преодолевать нарастающие трудности, проявлять все большую и большую степень самостоятельности. Самостоятельная работа служит важным средством развития у учащихся познавательных способностей : наблюдательности, пытливости, логического мышления, памяти, воображения, творческой активности в добывании и применении знаний.
Также о важности выполнения самостоятельной работы писал в своих исследованиях П. И. Пидкасистый. По словам исследователя, большое значение будет иметь то, как учитель подберет задания, так как эта работа предполагает, что учащиеся получают некое задание и самостоятельно, но под руководством учителя выполняют его.
Как считает В. Б. Леонтьева в формировании самостоятельности детей большую роль играет вовлечение ребенка в подготовку и проведение праздников, дающее возможность проявления инициативы, творчества и самостоятельности.
Таким образом, проанализировав исследования педагогов, изучающих вопросы формирования учебной самостоятельности, мы выяснили, что условиями для формирования данного качества служат: выполнение упражнений, выполнение самостоятельной работы, вовлечение в творческую деятельность, наличие знаний, умений и навыков определяющих готовность ребенка к сотрудничеству, создание проблемных ситуаций, выполнение домашней работы.