Получи документы

Психолого-педагогические особенности детей раннего возраста с задержкой речевого развития

Прыгунова Татьяна
Психолого-педагогические особенности детей раннего возраста с задержкой речевого развития
▼ Скачать + Заказать документы

Задержка речевого развития – это позднее освоение коммуникативных навыков, по сравнению с возрастной нормой. Поскольку именно в раннем возрасте происходит становление речевой функции, любые нарушения могут сигнализировать о тяжелых проблемах в речи в будущем. Именно поэтому важно, как можно раньше выявлять различные отклонения от нормы для правильного развития речи в дальнейшем. Для своевременного выявления нарушений важно знать психолого-педагогическую характеристику детей с задержкой речевого развития (далее ЗРР).

Публикация «Психолого-педагогические особенности детей раннего возраста с задержкой речевого развития» размещена в разделах

Ребенок с ЗРР – это ребенок с нормальным развитием интеллекта, слуха, понимания языка и эмоций, с хорошо сформированными артикуляционными навыками. Но его языковое развитие не соответствует принятым возрастным критериям.

В целом, первые годы жизни чувствительны для развития эмоциональной сферы ребенка, всех видов восприятия (сенсорно-перцептивной деятельности, бессознательной памяти и языка. Развитие этих процессов происходит в рамках общения и предметной деятельности в активном взаимодействии со взрослыми. Именно в раннем возрасте закладываются основы для развития личности ребенка, его мышления и языка.

Недостатки языкового развития у детей с ЗРР носят комплексный и системный характер и характеризуются недостаточным развитием всех сторон языковой деятельности и значительными трудностями в исполнении вербальных высказываний. ЗРР включает бедный пассивный и активный словарный запас, медленную речевую активность, их предложения бедны и невыразительны. В первую очередь, это связано с несовершенством когнитивных процессов, поздним развитием фонематического восприятия, недостаточным развитием общей и речевой моторики.

Развитие познавательной деятельности у детей задержкой речевого развития характеризуется слабой памятью, трудностями в перцептивных процессах, замедленностью психических процессов и сниженной способностью к преобразованию. У таких детей отмечается низкая продуктивность, снижение интеллектуальной активности при использовании опосредованных способов запоминания; страдает как механическая, так и логическая память, вследствие недостаточной смысловой переработки полученной информации; кратковременная память исключительная: снижается количество и скорость запоминания, обучение происходит медленно, отмечается повышенная вялость мышечной деятельности.

У таких детей наблюдаются нарушения в мелкой моторике – движениях пальцев и рук. Движения артикуляционного аппарата не координированы.

Причины ЗРР делятся на органические и социальные. К органическим факторам относятся:

ППЦНС (перинатальное повреждение центральной нервной системы). Обычно у ребенка в анамнезе гипоксия при рождении, недоношенность, травма при рождении или внутриутробная инфекция;

нарушение слуха. Слух необходим для правильного формирования речи у детей, поэтому при подозрении на проблему, важно, чтобы ребенка осмотрел детский отоларинголог и сурдолог;

ранние инфекционные заболевания, такие как энцефалит, менингит или длительные болезни, ослабляющие иммунную систему ребенка.

Социальные факторы также могут способствовать задержке в развитии языка. К ним относятся:

- невостребованность речи. Взрослый угадывает желания ребенка. А второй пользуясь этим не старается объяснять свое требование, к примеру, взять тот или иной предмет. Он лишь указывает пальцем и произносит звук или слог. А родители сами произносят за ребенка то, что он хочет сказать;

- педагогическая запущенность - нарушение развития, обусловленное недостаточностью воспитания, обучения;

- госпитализм – психическая и физическая отсталость, обусловленная деффицитом общения со взрослым в первый год жизни ребенка. Может возникнуть у воспитанников детских домов, а также в семьях, где родители детям не уделяют должного внимания;

- неблагоприятные социально-бытовые условия.

- сильный испуг и травмы в раннем детстве. Часто ППГ диагностируется у детей, побывавших в зоне боевых действий.

- использование двух языков в семье.

Таким образом, в ходе анализа литературных источников, мы определили, что задержка речевого развития представляет собой состояние, при котором дети в возрасте до трех лет медленнее своих сверстников овладевают навыками устной речи. Очень важно выявить отклонения в формировании коммуникативных навыков на ранних этапах становления речи для того, чтобы избежать у ребенка тяжелых последствий в будущем.

Список литературы:

1. Селиверстов В. И. Понятийно-терминологический словарь логопеда М. : ВЛАДОС, 1997. 400с.

2. Сорокоумова С. Н, Степанова Н. Ю. Формирование коммуникативных умений в онтогенезе // Статья в сборнике трудов конференции. М. : 2020. С. 174-179.

3. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. «педагогика и психология» М. : Просвещение, 1989. 223с.

4. Чеканова М. В. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой речевого развития // Профессиональное образование в России и за рубежом. М. : 2016. С. 151-154.

5. Чупров Л. Ф. Терминологический словарь по логопедии и нейропсихологии. Учебно-методическое пособие. М. : Репринт, 2012. 184 с.

Публикации по теме:

Дидактическая игра из фетра как форма речевого развития детей раннего возрастаДидактическая игра из фетра как форма речевого развития детей раннего возраста Дети раннего возраста восприимчивы к звукам речи, обладают повышенной языковой чувствительностью, потому еще на этом этапе нужно начинать.

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Картотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги в рамках проекта по речевому развитию, который проходит в нашей группе, с детьми среднего возраста, вашему вниманию предлагаю.

Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста с задержкой познавательного развития (ЗПР) Известно, что основа для развития познавательного интереса закладывается у детей в дошкольном возрасте, в процессе специально организованной.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУПсихолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Педагогическая конференция на тему: Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Психолого-педагогические.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст является периодом совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются.

Тренинг «Психолого-педагогические основы продуктивного взаимодействия педагога и ученика» Авторы: педагог-психолог МУ ДО»Центр «Позитив» Кудашова С. В., педагог-психолог МОУ МЭЛ им Шнитке Бригадиренко Н. В. декабрь 2020г. Тренинг.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогические особенности детей раннего возраста с задержкой речевого развития
Опубликовано: 29 июня 2023 в 09:35
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогические особенности детей раннего возраста с задержкой речевого развития» (включая файлы) размещена пользователем Прыгунова Татьяна (УИ 3267604) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД