Прыгунова Татьяна
Психолого-педагогические особенности детей раннего возраста с задержкой речевого развития
▼ Скачать + Заказать документы
Задержка речевого развития – это позднее освоение коммуникативных навыков, по сравнению с возрастной нормой. Поскольку именно в раннем возрасте происходит становление речевой функции, любые нарушения могут сигнализировать о тяжелых проблемах в речи в будущем. Именно поэтому важно, как можно раньше выявлять различные отклонения от нормы для правильного развития речи в дальнейшем. Для своевременного выявления нарушений важно знать психолого-педагогическую характеристику детей с задержкой речевого развития (далее ЗРР).
Публикация «Психолого-педагогические особенности детей раннего возраста с задержкой речевого развития» размещена в разделах
- Младшая группа
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Ребенок с ЗРР – это ребенок с нормальным развитием интеллекта, слуха, понимания языка и эмоций, с хорошо сформированными артикуляционными навыками. Но его языковое развитие не соответствует принятым возрастным критериям.
В целом, первые годы жизни чувствительны для развития эмоциональной сферы ребенка, всех видов восприятия (сенсорно-перцептивной деятельности, бессознательной памяти и языка. Развитие этих процессов происходит в рамках общения и предметной деятельности в активном взаимодействии со взрослыми. Именно в раннем возрасте закладываются основы для развития личности ребенка, его мышления и языка.
Недостатки языкового развития у детей с ЗРР носят комплексный и системный характер и характеризуются недостаточным развитием всех сторон языковой деятельности и значительными трудностями в исполнении вербальных высказываний. ЗРР включает бедный пассивный и активный словарный запас, медленную речевую активность, их предложения бедны и невыразительны. В первую очередь, это связано с несовершенством когнитивных процессов, поздним развитием фонематического восприятия, недостаточным развитием общей и речевой моторики.
Развитие познавательной деятельности у детей задержкой речевого развития характеризуется слабой памятью, трудностями в перцептивных процессах, замедленностью психических процессов и сниженной способностью к преобразованию. У таких детей отмечается низкая продуктивность, снижение интеллектуальной активности при использовании опосредованных способов запоминания; страдает как механическая, так и логическая память, вследствие недостаточной смысловой переработки полученной информации; кратковременная память исключительная: снижается количество и скорость запоминания, обучение происходит медленно, отмечается повышенная вялость мышечной деятельности.
У таких детей наблюдаются нарушения в мелкой моторике – движениях пальцев и рук. Движения артикуляционного аппарата не координированы.
Причины ЗРР делятся на органические и социальные. К органическим факторам относятся:
ППЦНС (перинатальное повреждение центральной нервной системы). Обычно у ребенка в анамнезе гипоксия при рождении, недоношенность, травма при рождении или внутриутробная инфекция;
нарушение слуха. Слух необходим для правильного формирования речи у детей, поэтому при подозрении на проблему, важно, чтобы ребенка осмотрел детский отоларинголог и сурдолог;
ранние инфекционные заболевания, такие как энцефалит, менингит или длительные болезни, ослабляющие иммунную систему ребенка.
Социальные факторы также могут способствовать задержке в развитии языка. К ним относятся:
- невостребованность речи. Взрослый угадывает желания ребенка. А второй пользуясь этим не старается объяснять свое требование, к примеру, взять тот или иной предмет. Он лишь указывает пальцем и произносит звук или слог. А родители сами произносят за ребенка то, что он хочет сказать;
- педагогическая запущенность - нарушение развития, обусловленное недостаточностью воспитания, обучения;
- госпитализм – психическая и физическая отсталость, обусловленная деффицитом общения со взрослым в первый год жизни ребенка. Может возникнуть у воспитанников детских домов, а также в семьях, где родители детям не уделяют должного внимания;
- неблагоприятные социально-бытовые условия.
- сильный испуг и травмы в раннем детстве. Часто ППГ диагностируется у детей, побывавших в зоне боевых действий.
- использование двух языков в семье.
Таким образом, в ходе анализа литературных источников, мы определили, что задержка речевого развития представляет собой состояние, при котором дети в возрасте до трех лет медленнее своих сверстников овладевают навыками устной речи. Очень важно выявить отклонения в формировании коммуникативных навыков на ранних этапах становления речи для того, чтобы избежать у ребенка тяжелых последствий в будущем.
Список литературы:
1. Селиверстов В. И. Понятийно-терминологический словарь логопеда М. : ВЛАДОС, 1997. 400с.
2. Сорокоумова С. Н, Степанова Н. Ю. Формирование коммуникативных умений в онтогенезе // Статья в сборнике трудов конференции. М. : 2020. С. 174-179.
3. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. «педагогика и психология» М. : Просвещение, 1989. 223с.
4. Чеканова М. В. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой речевого развития // Профессиональное образование в России и за рубежом. М. : 2016. С. 151-154.
5. Чупров Л. Ф. Терминологический словарь по логопедии и нейропсихологии. Учебно-методическое пособие. М. : Репринт, 2012. 184 с.