Александр Владимирович Гришин
Психолого-педагогические аспекты управления памятью учащихся
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема управления памятью связана с использованием адекватных способов переработки запоминаемого материала, с активизацией деятельности учащихся в ходе запоминания.
Для активизации произвольного запоминания необходимо:
• давать учащимся дифференцированные задания: что именно и как надо запоминать;
• формировать у них мотивы, побуждающие запомнить;
• добиваться понимания учащимися запоминаемого материала.
• опираться на мотивы, побуждающие запоминать (интересы, понятность того, зачем это нужно запоминать и т. п.).
Публикация «Психолого-педагогические аспекты управления памятью учащихся» размещена в разделах
На процесс заучивания (сохранения) учебной информации влияют объективные (связанные со свойствами заучиваемого материала) и субъективные (отношение к предмету) факторы.
Объективные факторы
Содержание учебного материала. Предметом заучивания могут быть фактические сведения, понятия, умения или навыки. От того, какой тип материала является предметом заучивания, в решающей степени зависят характер и методы обучения.
Форма учебного материала. Она может быть жизненной, когда обучение осуществляют на реальных предметах или видах деятельности, и дидактической, когда обучение осуществляется на специально препарированных и схематизированных ученых объектах и задачах. Она может быть предметной, образной, речевой и символической. Эффективность избранной формы изложения зависит от двух факторов: от того, соответствует ли он характеру заучиваемого материала и насколько учащиеся владеют данным языком и насколько он соответствует их мышлению.
Трудность учебного материала, влияющая на эффективность заучивания, его быстроту и правильность. Трудность заучивания нового учебного материала при прочих равных условиях зависит от его связи с имеющимся у ученика опытом, знаниями и умениями. Чем больше таких связей, тем материал легче для заучивания, и, наоборот.
Значение, важность учебного материала. Определенные сведения или действия могут быть важны сами по себе или для усвоения последующего материала, для решения задач, с которыми затем встретится учащийся, для формирования поведения или определенных черт личности. Значение некоторого материала может быть гностическим (познавательным, практическим (деловым, этическим (нравственным, эстетическим (художественным, социальным (общественным, воспитательным (педагогическим). Следует подчеркнуть, что одного объективного значения учебного материала самого по себе для успешного заучивания еще недостаточно. Для этого он должен обрести значимость для самого учащегося, т. е. отвечать его потребностям и интересам. Поэтому нужно не просто требовать от студента запомнить материал, а постараться убедить его в том, что он пригодится еще много раз, что без него сложно обойтись в жизни, настроить на длительность хранения этих сведений.
Осмысленность. Наблюдения и эксперименты свидетельствуют, что осмысленный материал заучивается быстрее, с меньшим числом ошибок, длительнее и полнее сохраняется. Осмысленность зависит cm того, имеются ли в арсенале обучающегося понятия и действия, необходимые, чтобы понять элементы учебного материала и установить связи между ними. Кроме того, осмысленность может иметь разные степени: от смутного понимания, что «нечто называется чем-то», до отчетливой реконструкции всех полученных сведений. Сама осмысленность и ее степень зависят от существенных связей между новым учебного материала и уже имеющимися знаниями, понятиями, учениями учащегося.
Структурность заучиваемого материала. Заучивание любого материала облегчается по мере повышения структурности, т. е. логических, семантических и синтаксических связей его частей. Чем больше в материале таких связей нового со старым, тем теснее связь каждой последующей части с предыдущей, тем легче заучивание. Трудности возникают и тогда, когда связи не выделены четко, а замаскированы в фактическом и описательном материале.
Объем учебного материала, т. е. количество входящих в него отдельных элементов. Измерить число элементов учебного материала еще недостаточно: ведь учащийся заучивает не то, что написано в учебнике, а то, что у него получается в результате мыслительной переработки текста и выражения этих результатов в терминах своего опыта. Объем осмысленного учебного материала можно измерить только косвенно числом новых понятий или действий, которые требуется усвоить, связей, которые в нем устанавливаются, или числом суждений, которые он содержит.
Эмоциональные особенности учебного материала – его привлекательность, способность вызывать определенные чувства и переживания. Как показывают исследования, материал, вызывающий сильные положительные чувства, заучивается легче, чем безразличный и скучный.
Субъективные факторы.
Степень завершенности действий запоминания (незавершенные (прерванные) задания воспроизводятся в почти в два раза лучше, чем завершенные – эффект Зейгарник или эффект незаконченного действия –обусловлен связью потребности довести дело до конца и продуктивности актуализации воспоминания).
Мотивационное обусловливание (запоминание будет более эффективным, если оно подкрепляется целью, реализуемой человеком в данный момент времени или актуальной потребностью, реализуемой как в настоящем, так и в будущем).
Установка (готовность) к запоминанию, определяющей сроки, прочность и характер запоминания. Учение с установкой «до экзамена» сохраняет знания лишь до выхода их экзаменационной аудитории, с установкой на приблизительное заучивание дает приблизительные знания. Восприятие информации без установки на заучивание часто вообще не дает никаких знаний. Отношение личности к процессу заучивания (интерес, любопытство, любознательность). Если человека тяготит сам процесс заучивания, если он испытывает «тихое отвращение» к запоминаемому материалу, то нельзя ожидать положительного результата. Желание или нежелание запоминать могут определить результат всего психического процесса памяти.
Эмоциональный настрой (сильный стресс ведет к нарушению работы памяти, эмоционально окрашенные события запоминаются в целом лучше, чем нейтральные, при спонтанном воспоминании некоторое преимущество имеет информация, связанная с положительно окрашенными эмоциями. Негативный опыт запоминается лучше, т. к. он представляется важным для адаптации организма в агрессивной среде, однако психотравмирующие события с трудом проникают в сознание и имеют тенденцию к забыванию в виде вытеснения в бессознательное).
Волевое усилие – направленного на самоорганизацию систематичного и планомерного запоминания – заучивания.
Тип мыслительной деятельности. По данным нейропсихологов 48% людей мыслят логическим путем, 52% – образным. Условно логически мыслящих людей можно разделить на две категории: одни мыслят теоретически («теоретики», другие – эмпирически («практики», различающиеся друг от друга особенностью сохранения материала логической памятью.
Материал, удерживающийся в памяти «теоретиков» бывает переработан: факты расположены «по полочкам», весь материал мысленно разделен на существенное и несущественное, установлены содержательные связи между отдельными частями текста. «Теоретики» лучше всего помнят абстрактный материал, он сохраняется даже через 20 месяцев. «Практики» всю информацию запоминают по частям, и лучше всего воспроизводят факты, которые принимают в данном готовом виде, без попыток выяснить причинную связь между ними. Поэтому и в памяти у них остаются только конкретные факты и их описания.
Эксперименты демонстрируют заметное преимущество теоретического типа мышления. Психологи считают, что именно такое мышление следует развивать при обучении школьников и студентов. И если русская система образования преимущественно строится на запоминание различных фактов, концепций, то следует позаимствовать из американской системы направленность на анализ, критический разбор информации и выработку учащимися собственных выводов. Тренированность памяти и степенно овладения мнемотехническими приемами (в т. ч. связанной с профессиональной деятельностью. Профессиональная память – необходимое условие профессионального роста педагога). Использование ассоциаций – один из мнемотехнических приемов, способствующих лучшему запоминанию информации и позволяющий увеличить объем информации, запоминаемой с первого предъявления.