Перова Светлана
Психолого-педагогические аспекты проблемы отражения образа матери в рисунках детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого-педагогические аспекты проблемы отражения образа матери в рисунках детей старшего дошкольного возраста
Изобразительная (художественная) деятельность – это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность, она имеет большое значение для умственного и нравственного развития детей.
Публикация «Психолого-педагогические аспекты проблемы отражения образа матери в рисунках детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Для умственного развития детей имеет большое значение расширение запаса знаний на основе представлений о пространственном расположении предметов окружающего мира, многообразии оттенков цветов. При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый, цветов (растения в разные времена года, разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, рыбка плавает в разных направлениях и т. д.).
Обучение изобразительной деятельности невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение. Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании.
В процессе изобразительной деятельности ребенок получает возможность выразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотить их с помощью разнообразных форм в реальные объекты. Изображение человека для детей старшего дошкольного возраста представляет наибольшие трудности. Дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям, особенно к матери в виде потребности в любви и уважении. В этом возрасте у ребенка еще затруднена ориентировка в тонкостях межличностного общения, он еще не способен понимать причины конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний.
Изучением образа семьи и в частности матери занимались следующие современные исследователи: Кулиш О. Г., Макарова Е. Ю., Круглова Н. А., Панкова Н. В., Попова Л. Г., Левицкая Е. В., Пухова Т. И. Согласно результатам их исследований, значение образа матери заключается в том, что в соответствии с ним у ребенка складывается представление о себе, самооценка, формируются нравственные ценности.
Однако само понятие «образ матери» (в частности применительно к детям дошкольного возраста, не имеет четкой научной характеристики. В современных исследованиях понятия «образ матери» и «представления о матери» используются как идентичные, хотя представления не раскрывают всего богатства образа, отражая лишь когнитивный его аспект.
Цель: выявление ключевых особенностей образа матери в рисунках старших дошкольников и разработка педагогических условий для развития их изобразительной деятельности.
Актуальность: определяется существующими противоречиями: с одной стороны, актуализировалась общественная потребность в формировании у детей правильного «образа матери» как основы воспитания, что важно для преодоления кризиса семьи как социального института. А с другой стороны, недостаточно исследована сущность феномена «образ матери», следовательно, не определено содержание и методика, обеспечивающие его полноценное формирование при взаимодействии всех субъектов воспитательного процесса (педагогов, родителей и других членов семьи, самих детей).
Гипотеза: соблюдение разработанных педагогических условий для развития художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста, способствуют благоприятному развитию личности и положительного отношения к матери.
Объект исследования: рисунки детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: особенности отражения материнского образа в изобразительной деятельности старших дошкольников.
Задачи:
1. Изучить педагогическую литературу по проблеме отражения образа матери в рисунках детей старшего дошкольного возраста;
2. Рассмотреть особенности отражения образа матери и формирование отношения к матери в рисунках детей старшего дошкольного возраста.
В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида: рисование отдельных предметов, сюжетное и декоративное. Каждому из них свойственны специфические задачи, которые определяют программный материал и содержание работы. Основная задача обучения рисованию - помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности – формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами и материалами.
Создать изображение ребенок может при условии, что он представляет себе предмет, который хочет изобразить, что владеет таким комплексом движений, которые позволяют ему передать форму предмета, его строение.
Образ зависит от потребностей, мотивов, целей, установок, эмоций человека. Образ формируется на базе опыта, который накопил ребенок.
В психологическом словаре «образ» трактуется как субъективный феномен, возникающий в результате предметно-практической, сенсорно-перспективной, мыслительной деятельности, представляющий собой целостное интегральное отражение действительности, в котором одновременно представлены основные перспективные категории.
Исходя из данного понятия, «образ матери» мы можем определить как отражение знаний о матери в сознании ребенка, ощущения от взаимодействия с ней, субъективное отношение ребенка к матери. Образ матери – первый человеческий образ, возникающий у маленького ребенка. Ее лицо он начинает узнавать прежде всех остальных лиц. Прикосновение рук отличает даже во сне, чувствует ее запах. Пребывая в утробе, младенец чувствует мамино настроение, слышит и запоминает ее голос.
Ребенок растет, и образ мамы тоже обрастает подробностями. Еще толком не умея говорить и тем более связно выражать мысли, малыш знает о маме поразительно много. О ее характере, нраве, вкусах, привычках.
Как показывает анализ психолого-педагогической литературы по проблеме изображения образа матери дошкольниками, девочки эмоциональны, впечатлительны больше, чем мальчики, поэтому они уделяют внимание рисованию лица, изображают больше деталей. Они замечают, что их матери много времени уделяют уходу за лицом, косметике и сами постепенно усваивают ценности взрослых женщин. Поэтому концентрация на рисовании лица может указывать на хорошую половую идентификацию девочки.
В рисунках мальчиков этот момент может быть связан с озабоченностью своей физической красотой, стремлением компенсировать свои физические недостатки, формированием стереотипов женского поведения.
Согласно исследованиям, к концу старшего дошкольного возраста у детей появляется два материнских образа – образ идеальной матери, и образ конкретного человека – реальной матери. При этом образ идеальной матери возникает на основе художественной литературы, мультфильмов и т. п., в то время как образ реальной матери связан с ощущениями, которые ребенок получает в семье.
Образ матери у детей дошкольного возраста – это симбиоз собственных представлений об идеальной матери и почерпнутых из собственного опыта знаний и ощущений о собственной матери. При этом ребенок не использует образ идеальной матери для оценки своих семейных отношений.
Таким образом, теоретический анализ литературы по проблеме сущности такого понятия как «образ матери» позволил нам сделать вывод о том, что существует прямая взаимозависимость состава, ценностных ориентаций, нравственных норм и правил, характера взаимоотношений с матерью, общего психологического климата и ее возможностей воспитания ребенка как нравственной и успешной личности.