Инна Дронова
Психолого-педагогическая значимость сказок для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка – великая духовная культура народа,
которую мы собираем по крохам, и через
сказку раскрывается перед нами
тысячелетняя история народа.
А. Н. Толстой
ФГОС дошкольного образования выдвигает одним из основных принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Дошкольный возраст – основополагающий этап в развитии ребёнка. Только в нём формируется основа системы духовно-нравственных ценностей. Я разделяю мнение педагога В. А. Сухомлинского: «Через сказки, игру, через неповторимое детское творчество – дорога к сердцу ребёнка. Сказка – ключик, c помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами».
Публикация «Психолого-педагогическая значимость сказок для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Сказка – неотделимый спутник всего детства. Литературный энциклопедический словарь даё т следующую трактовку термина: «Один из основных жанров устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел». По мнению В. И. Аникина: «Сказка – произведение, в котором главной чертой является установка на раскрытие жизненной правды с помощью возвышающего или снижающего реальность условно-поэтического вымысла». Крупнейший исследователь и собиратель сказок А. И. Никифоров определил: «Сказка – это устный рассказ, бытующий в народе с целью развлечения, имеющий содержание необычное в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением». Итак, можно сделать вывод, что сказка – это форма повествования с фантастическим содержанием. Связь с мифом и легендами, на которую указывает М. Л. Фон Франц, выводит сказку за пределы простого фантастического рассказа. Через язык, содержание, образы и сюжеты в ней отражаются культурные ценности ее создателя.
Сказка всегда сопряжена с игрой. Сказочные образы активизируют функции воображения. Воображение связано с психическими функциями и эмоциями: мышлением, памятью, речью, вниманием, способствуя формированию прогрессивной личности. Р. С. Немов считает, что воображение – это способность представлять отсутствующий или реально существующий объект, удерживая его в сознании и мысленно манипулируя с ним.
Этапы развития воображения у детей дошкольного возраста :
1. До 3-х лет воображение существует внутри других психических процессов. Происходит становление словесных форм воображения; 2. В 4-5 лет ребёнок начинает составлять в уме план предстоящих действий; 3. В 6-7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы проявляются в различных ситуациях, характеризуются специфичностью и содержательностью. Можем наблюдать уже элементы творчества.
Существует термин «сказкотерапия». Восприятие сказки положительно влияет на психическое развитие детей : а) происходит активизация словарного запаса; б) сказочные образы способствуют развитию наглядно-действенного мышления и воображения, аффективно окрашенного восприятия; в) зарождается самосознание, появляется первичная самооценка.
Педагогическая деятельность с дошкольниками по развитию познавательного интереса посредствам сказки включает в себя следующие формы: 1. Специально организованные занятия. 2. Изобразительная деятельность по мотивам сказок. 3. Викторины. 4. Изготовление кукол для театра. 5. Драматургия (театрализованные игры, игры-драматизации).
В душе ребёнка возникает удивительный образ, интеллектуальное развитие идет неразрывно с развитием чувств и фантазии. К. Д. Ушинский разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребёнка. Только обладая собственным богатым эмоциональным миром, воспитанник может «включить» воображение и поставить себя на место другого, не дать отрицательным эмоциям «взять верх» над разумом, суметь сдерживать гнев, ярость или, наоборот, проявить нежность и любовь, сочувствие адекватно ситуации. Цель сказочника воспитывать в ребёнке человечность – способность сопереживать, разделять моменты счастья другого. Воспитательные возможности эстетического развития воспитанников средствами сказочного творчества огромны – творческая работа со сказкой ведёт к приобщению детей к эстетическим ценностям красоты, силы, смелости, наряду с нравственной и моральной ориентации на добро, помощь и справедливость.
Сказочное произведение удовлетворяет три психологические потребности дошкольника : 1. Потребность в независимости. В произведении герой действует самостоятельно. 2. Потребность в силе. Главный герой способен преодолеть самые невероятные препятствия, оказывается победителем. 3. Потребность в активности. Герой всегда активен.
В сказке заложена многовековая народная мудрость. Всегда побеждает добро, а зло должно погибнуть. Это очень важно в воспитании детей на сказках.
Таким образом, формируя нравственные представления у детей мы обеспечиваем становление в будущем такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные нравственные качества и духовную чистоту. Основной целью воспитания, основанной на выбранном нами приоритете общечеловеческих ценностей, является формирование чувствующего, думающего и любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.
По словам философа и педагога И. А. Ильина: «Сказка будит и пленяет мечту, она дает ребенку первое чувство героического - чувство испытания, опасности, усилия и победы: она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие правды от кривды. В сказке народ сохранил свое видение, своё страдание, свой юмор и свою мудрость».
Список литература:
1. Аверин В. А. Психология детей. - М., 2010.
2. Аникин. В. И. Русские народные сказки. - 1973.
3. Божович Л. И. О духовном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. - М., 2011.
4. Ильин И. А. О духовном развитии и воспитании детей. - М., 2012.
5. Литературный энциклопедический словарь. - М., 1988.
6. Немов Р. С. Психология : В 3х кн. - 3еизд. - М., 2011.
7. Никифоров А. И. К вопросу о морфологическом изучении народной сказки. - М., 1928.
8. Сухомлинский В. А. Сто советов учителю. - 1981.
9. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. - М., 2004.
10. Фон Франц М. Л. Психология сказки. - 2007.
11. Использована ссылка на сайт www. yarkih-tsitat-lva-tolstogo.ru