МААМ-картинки

Психолого-педагогическая значимость сказок для детей дошкольного возраста

Инна Дронова
Психолого-педагогическая значимость сказок для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Сказка – великая духовная культура народа,

которую мы собираем по крохам, и через

сказку раскрывается перед нами

тысячелетняя история народа.

А. Н. Толстой

ФГОС дошкольного образования выдвигает одним из основных принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Дошкольный возраст – основополагающий этап в развитии ребёнка. Только в нём формируется основа системы духовно-нравственных ценностей. Я разделяю мнение педагога В. А. Сухомлинского: «Через сказки, игру, через неповторимое детское творчество – дорога к сердцу ребёнка. Сказка – ключик, c помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами».

Публикация «Психолого-педагогическая значимость сказок для детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Сказка – неотделимый спутник всего детства. Литературный энциклопедический словарь даё т следующую трактовку термина: «Один из основных жанров устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел». По мнению В. И. Аникина: «Сказка – произведение, в котором главной чертой является установка на раскрытие жизненной правды с помощью возвышающего или снижающего реальность условно-поэтического вымысла». Крупнейший исследователь и собиратель сказок А. И. Никифоров определил: «Сказка – это устный рассказ, бытующий в народе с целью развлечения, имеющий содержание необычное в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением». Итак, можно сделать вывод, что сказка – это форма повествования с фантастическим содержанием. Связь с мифом и легендами, на которую указывает М. Л. Фон Франц, выводит сказку за пределы простого фантастического рассказа. Через язык, содержание, образы и сюжеты в ней отражаются культурные ценности ее создателя.

Сказка всегда сопряжена с игрой. Сказочные образы активизируют функции воображения. Воображение связано с психическими функциями и эмоциями: мышлением, памятью, речью, вниманием, способствуя формированию прогрессивной личности. Р. С. Немов считает, что воображение – это способность представлять отсутствующий или реально существующий объект, удерживая его в сознании и мысленно манипулируя с ним.

Этапы развития воображения у детей дошкольного возраста :

1. До 3-х лет воображение существует внутри других психических процессов. Происходит становление словесных форм воображения; 2. В 4-5 лет ребёнок начинает составлять в уме план предстоящих действий; 3. В 6-7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы проявляются в различных ситуациях, характеризуются специфичностью и содержательностью. Можем наблюдать уже элементы творчества.

Существует термин «сказкотерапия». Восприятие сказки положительно влияет на психическое развитие детей : а) происходит активизация словарного запаса; б) сказочные образы способствуют развитию наглядно-действенного мышления и воображения, аффективно окрашенного восприятия; в) зарождается самосознание, появляется первичная самооценка.

Педагогическая деятельность с дошкольниками по развитию познавательного интереса посредствам сказки включает в себя следующие формы: 1. Специально организованные занятия. 2. Изобразительная деятельность по мотивам сказок. 3. Викторины. 4. Изготовление кукол для театра. 5. Драматургия (театрализованные игры, игры-драматизации).

В душе ребёнка возникает удивительный образ, интеллектуальное развитие идет неразрывно с развитием чувств и фантазии. К. Д. Ушинский разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребёнка. Только обладая собственным богатым эмоциональным миром, воспитанник может «включить» воображение и поставить себя на место другого, не дать отрицательным эмоциям «взять верх» над разумом, суметь сдерживать гнев, ярость или, наоборот, проявить нежность и любовь, сочувствие адекватно ситуации. Цель сказочника воспитывать в ребёнке человечность – способность сопереживать, разделять моменты счастья другого. Воспитательные возможности эстетического развития воспитанников средствами сказочного творчества огромны – творческая работа со сказкой ведёт к приобщению детей к эстетическим ценностям красоты, силы, смелости, наряду с нравственной и моральной ориентации на добро, помощь и справедливость.

Сказочное произведение удовлетворяет три психологические потребности дошкольника : 1. Потребность в независимости. В произведении герой действует самостоятельно. 2. Потребность в силе. Главный герой способен преодолеть самые невероятные препятствия, оказывается победителем. 3. Потребность в активности. Герой всегда активен.

В сказке заложена многовековая народная мудрость. Всегда побеждает добро, а зло должно погибнуть. Это очень важно в воспитании детей на сказках.

Таким образом, формируя нравственные представления у детей мы обеспечиваем становление в будущем такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные нравственные качества и духовную чистоту. Основной целью воспитания, основанной на выбранном нами приоритете общечеловеческих ценностей, является формирование чувствующего, думающего и любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

По словам философа и педагога И. А. Ильина: «Сказка будит и пленяет мечту, она дает ребенку первое чувство героического - чувство испытания, опасности, усилия и победы: она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие правды от кривды. В сказке народ сохранил свое видение, своё страдание, свой юмор и свою мудрость».

Список литература:

1. Аверин В. А. Психология детей. - М., 2010.

2. Аникин. В. И. Русские народные сказки. - 1973.

3. Божович Л. И. О духовном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. - М., 2011.

4. Ильин И. А. О духовном развитии и воспитании детей. - М., 2012.

5. Литературный энциклопедический словарь. - М., 1988.

6. Немов Р. С. Психология : В 3х кн. - 3еизд. - М., 2011.

7. Никифоров А. И. К вопросу о морфологическом изучении народной сказки. - М., 1928.

8. Сухомлинский В. А. Сто советов учителю. - 1981.

9. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. - М., 2004.

10. Фон Франц М. Л. Психология сказки. - 2007.

11. Использована ссылка на сайт www. yarkih-tsitat-lva-tolstogo.ru

Публикации по теме:

Образец психолого-педагогической характеристики ребенка дошкольного возраста Психолого - педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста обучающегося ГБДОУ детский сад № Фамилия, имя ребенка Возраст ребенка.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная книга скандинавских сказок»Проект для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная книга скандинавских сказок» Хочу представить вашему вниманию нашу работу по знакомству детей со сказками Скандинавских авторов, проходящую в рамках районного конкурса.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы ПРОГРАММА Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы Программа рассчитана.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Психолого-педагогическая характеристика 4 класса В 4 классе обучается 23 ученика: 9 мальчиков и 14 девочек. Возраст 10 - 11 лет: 2007 г. р. - 1 человек, 2008 г. р. – 22 человека. В коллективе.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста Фамилия, имя ребенка *** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: *** Адрес проживания:. ***, посещает, воспитанник младшей.

Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника Начало школьного обучения-закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигнув определенного возраста, идет в школу. Однако.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Сценарий новогоднего праздника «В стране сказок» для детей старшего дошкольного возраста Ведущая. Снова к нам пришел сегодня Праздник елки и зимы, Этот праздник новогодний С нетерпеньем ждали мы. Приглашаем всех сегодня Мы на.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Психолого-педагогическая значимость сказок для детей дошкольного возраста
Опубликовано: 8 января 2021 в 15:35
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогическая значимость сказок для детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Инна Дронова (УИ 2447803) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД