Светлана Бушева
Психолого-педагогическая программа с детьми ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая психолого-педагогическая программа
работы с детьми 9 класса с ОВЗ
Пояснительная записка.
Рабочая программа психокоррекционных занятий с психологом «Здоровье – наше богатство!» разработана для индивидуальной работы с обучающимися, получающих основное общее образование в общеобразовательных классах для детей с ОВЗ, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и на основе программы О. В. Хухлаевой.
Публикация «Психолого-педагогическая программа с детьми ОВЗ» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Программы
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в психическом развитии детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы основного общего образования. Программа обеспечивает реализацию комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями с учетом особенностей психофизического развития.
Предлагаемая программа направлена на формирование и сохранение психологического здоровья обучающимися, так как способствует развитию интереса школьника к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности подростка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.
Программа направлена на формирование у обучающихся следующих умений и способностей:
1. умение адекватно вести себя в различных ситуациях;
2. умение различать и описывать различные эмоциональные состояния;
3. умение справляться с негативными эмоциями;
4. умение отстаивать свою позицию в коллективе, выстраивать бесконфликтные отношения с окружающими;
5. стремление к изучению своих возможностей и способностей.
Программа учитывает индивидуальные особенности развития обучающихся.
Существенными особенностями детей с ОВЗ являются неравномерность, мозаичность проявлений недостаточности развития. Для них характерны замедленная скорость приема и переработки сенсорной информации, недостаточная сформированность умственных операций и действий, низкая познавательная активность и слабость познавательных интересов, ограниченность, отрывочность знаний и представлений об окружающем. Дети отстают в речевом развитии (недостатки произношения, ограниченность словаря).
Недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы не сформированности произвольной регуляции поведения, слабости учебной мотивации.
Характерны недостатки моторики, в особенности мелкой, затруднения в координации движений.
Дети испытывают трудности во взаимодействии с окружающим миром, приводящие к обеднению социального опыта, искажению способов общения с другими людьми. Все это усложняет социализацию, а, следовательно, и социальную адаптацию детей: замедляются процессы усвоения и воспроизводства социального опыта, установления межличностных отношений, благодаря которым человек учится жить совместно с другими.
Для них характерна неадекватная самооценка, переоценка или недооценка собственных возможностей, способностей, достижений. Это связано с замедленным формированием основных структурных компонентов личности – самосознания, эмоционально-волевой сферы, мотивации, уровня притязаний; ограничением контактов с людьми; реакцией личности на психотравмирующую ситуацию, обусловленную постепенным осознанием своей несостоятельности.
Дети с нарушениями интеллекта испытывают большие трудности при необходимости устанавливать и сохранять в памяти опосредствованные связи, при осуществлении ассоциативного припоминания. Соотношение объемов непосредственного и опосредствованного запоминания у них весьма изменчиво. В младших классах они не умеют пользоваться приемами осмысленного запоминания, и логически связанный материал сохраняется у них в памяти хуже, чем отдельные слова или числа. В старших классах они могут овладеть некоторыми приемами опосредствованного запоминания. На произвольной регуляции психических функций сказывается и недостаточное участие речи.
У детей с ОВЗ отмечается зависимость восприятия от уровня внимания: снижение внимания замедляет скорость восприятия. Внимание школьников с задержкой психического развития характеризуется повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте, недостаточной сформированностью произвольного внимания.
Имеет место быть преобладание более простых мыслительных операций, снижение уровня логичности и отвлеченности мышления, трудности перехода к понятийным формам мышления. Неумение ориентироваться в задании, анализировать его, обдумывать и планировать предстоящую деятельность становится причиной многочисленных ошибок.
Для детей с ОВЗ характерны черты психического и психофизического инфантилизма, который проявляется в слабой способности ребенка подчинять свое поведение требованиям ситуации; неумении сдерживать свои желания и эмоции; детской непосредственности; преобладании игровых интересов в школьном возрасте; в беспечности; повышенном фоне настроения; недоразвитии чувства долга; неспособности к волевому напряжению и преодолению трудностей; в повышенной подражаемости и внушаемости; в дефиците познавательной активности при обучении; в отсутствии школьных интересов, несформированности «роли ученика»; быстрой пресыщаемости в любой деятельности.
Цель программы : создание условий для успешной социально-психологической адаптации обучающимися и их всестороннего личностного развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Задачи:
1. мотивирование подростков к самопознанию и познанию других людей;
2. формирование интереса к внутреннему миру другого человека;
3. обучение дифференциации эмоциональных состояний, пониманию чувств другого человека;
4. формирование адекватной установки в отношении школьных трудностей (установки преодоления);
5. развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений с окружающими;
6. повышение уровня самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;
7. коррекция нежелательных черт характера подростков и поведения.
Содержанием программы стало :
1. коррекция и развитие коммуникативных навыков;
2. формирование умений самоконтроля в поведенческой и эмоциональной сфере;
3. развитие рефлексии, умения осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать затруднения, ошибки;
4. развитие познавательных процессов.
Программа рассчитана для учащихся 9 классов с ОВЗ.
Структура занятий
По своей структуре каждое занятие построено с учетом особенностей работы со школьниками, специфики программы.
Занятия поделены на пять этапов:
1. Приветствие
Цель: обозначить начало занятия, установить эмоциональный контакт между всеми участниками, подчеркнуть безопасность, обеспечить комфортное вхождение в группу для каждого участника.
2. Введение в тему
Цель: настройка на совместную работу, эмоциональное включение детей в тему занятия, содействие развитию воображения.
3. Основная часть
Цель: научить детей понимать свое собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и чувства других людей.
4. Завершение занятия
Цель: снятие эмоционального напряжения, закрепление положительных эмоций; подведение итогов.
5. Прощание
Цель: обозначить конец занятия, эмоциональная поддержка детей, умение расставаться.
Методы и средства результативности программы
Наблюдение и обратная связь от родителей и педагогов об эмоционально-поведенческих изменениях ребенка.
Методы работы:
• Ролевая игра.
• Функции:
• 1. Выход запрещенных или социально не одобряемых побуждений
• 2. Обращение обычных ролей. Через драматическую игру ребенок пытается расширить свое Я, сломать ригидные и телесные пределы, которые обстоятельства ставят ему.
• 3. Разрешение в игре своих проблем.
• Выражение подавленных потребностей.
• Рисуночные методы. Арт-терапия.
• Использование визуального канала коммуникации имеет целый ряд достоинств: рисунок помогает оживить сферу физических ощущений, заблокированных в результате травмы и способствовать выражению подавленных чувств. Изобразительная деятельность позволяет обходить «цензуру сознания», то есть представляет уникальную возможность для выражения и актуализации спящих идей и состояний, тех социальных идей и состояний, которые слабо проявлены в повседневной жизни. Арт-терапия является средством свободного самовыражения и самопознания. Она является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для детей младшего школьного возраста, так как дети данного возраста еще затрудняются в словесном описании своих переживаний. Символическая речь позволяет по-новому позволяет взглянуть на ситуацию и благодаря этому найти путь к их решению.
• Элементы сказкотерапии. Сказки являются непосредственным отображением психических процессов бессознательного и по своей ценности превосходят любую другую форму донесения информации. В сказках типы разных людей предстают в наиболее простой, чистой и краткой форме, благодаря этому образы героев позволяют осмысливать собственные переживания и процессы, происходящие в обществе.
• Когнитивные методы. Помогают освободить мышление от иррационных убеждений, которые вызывает эмоциональную боль. В основе когнитивного метода лежит информационный метод. Для решения жизненных ситуаций, этот метод позволяет действовать не импульсивно, не принимать скоропалительных выводов, а привлекать собственные умственные возможности.
• Интерактивные методы и разминки. Игры имеют целью налаживание коммуникаций, адекватное ситуации выражение агрессии и позитивных эмоций. Доверие, формирование позитивной самооценки, межличностное взаимодействие, спонтанное мышление…Подобные игры необходимы для улучшения взаимодействия между всеми членами группы, поднятия уровня активности группы.
Основные компоненты работы
• Психологический - коррекция психологических потребностей личности, способствующих формированию отклоняющегося и аддиктивного поведения, создание благоприятного психологического климата в коллективе. Работа с чувствами вины, страха, формированием ответственности, принятием конструктивных решений.
• Потребностно-мотивационный – обеспечивает у детей потребность в саморазвитии, самореализации.
• Аксиологический – предполагает осознание ребенком ценности, уникальности себя, окружающих, единства с миром во всей его полноте.
• Социальная – помощь в социальной адаптации ребенка.
•
• Ценностные ориентиры содержания программы.
• Содержание программы направлено на воспитание компетентных и успешных граждан России:
• активно и заинтересованно познающих мир, осознающих ценность труда, науки и творчества;
• умеющих учиться, осознающих важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способных применять полученные знания на практике;
• уважающих других людей, умеющих вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
• ориентирующихся в мире профессий, понимающих значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Содержание программы.
Раздел 1. Этап психодиагностики. (3 часа)
Раздел 2. Психология личности. (7 часов)
Раздел 3. Познавательные процессы. (9 часов)
Раздел 4. Эмоции и чувства. (6 часов)
Раздел 5. Психология общения. (3 часа)
Раздел 6. Жизненное самоопределение личности. (3 часа)
Раздел 7. Этап психодиагностики. Подведение итогов по курсу. (3 часа)
Тематическое планирование программы.
I Этап психодиагностики.
1. Вводное занятие. Что такое психология и чем занимаются психологи? 1 час
2. Диагностика уровня интеллектуального развития1час
3. Диагностика эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик, характера взаимодействия с социумом.
Психология личности.
1. Кто я?
2. Осознаю и принимаю себя.
3. Характер,темперамент,личность.
4. ЧегоЯ хочу?
5. Личность и культура.
6. Личностный рост.
7. Я в мире И мир во мне.
Познавательные процессы.
1. Ощущения и органы чувств.
2. Как я воспринимаю мир.
3. Будь внимателен.
4. Учусь быть внимательным.
5. Загадки памяти.
6. Мнемотехнические приемы.
7. как мы учимся?
8. Обучение и развитие.
9. Сила разума.
Эмоции и чувства.
1. Эмоции и их роль в жизни человека.
2. Радуга эмоций.
3. Любовь и дружба.
4. Стресс.
5. Управление эмоциями. Саморегуляция.
Психология общения.
1. Общение в моей жизни.
2. Технология эффективной коммуникации.
3. Поведение в конфликтной ситуации.
Жизненное самоопределение личности.
1. Мои способности.
2. Что такое «личностная зрелость»?
3. Что такое профессиональное самоопределение?
II Этап психодиагностики
1. Диагностика уровня интеллектуального развития.
2. Диагностика эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик, характера взаимодействия с социумом.
3. Подведение итогов работы по курсу.
/
Список литературы.
1. Интернет-ресурс. Программа «Психология». ;
2. Игротека психолога-практика. Сайт «Школьный психолог».
3. А-Я психология. Психологические тесты, тренинги, упражнения.
4. «Твое здоровье. (регуляция психики)», Г. К. Зайцев, С-П «Детство-пресс»,2007г.
5. «Приключения во внутреннем мире» Психология для старшеклассни ков. И. В. Вачков
6. «Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников», М. Р. Б итянова
7. «Психология старшеклассника» Пособие для учителей, И. С. Кон
8.«Осложненное поведение подростков: причина. Психолого-педагогическое сопровождение, коррекция»., Т. А. Шешковец.
9. «Подросток: путь к саморазвитию». Итапов А. В.
10. Хухлаева О. В. 9классы.