Юлия Ватулина
Психолого-педагогическая программа «Путешествие по Волшебной стране песка»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемы детей, имеющих нарушения в познавательной и эмоционально-волевой сфер, в настоящее время особенно актуальны. В решении данной проблемы может помочь метод песочного рисования «Sand Art».
Программа составлена в соответствии с ФГОС ДО и с учетом интеграции образовательных областей.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что средства и методы рисования песком развивают познавательные процессы: творческое мышление, внимание, память, пространственное воображение, мелкую моторику рук, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством снимать накопившееся напряжение, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.
Темочки:
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Психология. Работа психолога
- Работа психолога. Программы
- Темочки
Новизна программы состоит в том, что инновационная педагогическая технология – светопесочная игротерапия расширяет и дополняет общеобразовательную программу ДОУ.
Программа рассчитана на 1 год реализации и предназначена для воспитанников 5 – 7 лет. Программа «Путешествие по Волшебной стране песка», реализуется в 4 этапа:
1. Теоретический этап: предполагает ознакомление с теоретической базой данного вопроса. Подготовка диагностических методик; подготовка стендовых материалов и памяток для родителей. Информирование педагогов и родителей с особенностями развития познавательных процессов и эмоционально-волевой сферой.
2. Диагностический этап: выявление путем диагностики уровня развития познавательной и эмоционально-волевой сфер:
- диагностика познавательной сферы Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко «Экспресс - диагностика в детском саду»; диагностика эмоциональной сферы дошкольник (Л. П. Стрелкова); графическая методика: «Кактус» ( Автор: М. А. Панфилова).
3. Реализационный этап: проведение подгрупповых занятий, направленных на развитие мелкой моторики; развитие мышления, внимания, памяти, воображения; снижение психоэмоционального напряжения.
4. Оценочный этап: мониторинг изменений уровня развития познавательной и эмоционально-волевой сфер.
Каждое занятие начинается с ритуала приветствия, в котором дети знакомится с правилами работы с песком. Дети кладут свои ладошки на песок и здороваются с ним. Далее проговаривается, что песок волшебный. Он может чувствовать прикосновения, слышать речь, говорить с нами.
Программу условно можно разделить на 3 блока
1. В 1 блоке – дети знакомятся с техникой песочного рисования и с ее помощью через использование геометрических форм, учатся преобразовывать их в различные образы (на что похож круг – на солнце, на тарелку и т. д.)
Для сопровождения процесса рисования я использую загадки и небольшие стихотворения. Обязательно на занятии детям дается 3-5 минут для свободного творчества. У детей развивается тактильно-кинестетическая чувствительность; развитие представлений о геометрических формах, снижается психоэмоциональное напряжение. Прорабатываю положительные эмоции.
2. Во 2-м блоке – дети знакомятся с жителями и растениями, морскими обитателями и животными и т. д., которые с помощью педагога воссоздают из песка.
Развитие гибкости и оригинальности мышления; снижение психоэмоционального напряжения; развитие познавательных процессов; разрядка агрессивных импульсов, тревоги. Прорабатываю положительные эмоции.
3. В 3-м блоке - они уже могут создавать картины из песка, волшебные пейзажи, портреты и т. д. ; закрепление положительного психологического состояния детей. Развитие детализации, гибкости и оригинальности мышления.
Далее проводится пальчиковая гимнастика для развития воображения и творческого потенциала; для стимулирования умственных процессов: мышления, памяти, внимания, интеллекта; для тренировки мелких движений, гибкости и ловкости рук.
Завершается основная часть с помощью релаксационных упражнений, при проведении которых создаётся положительный эмоциональный настрой, устраняется замкнутость, снимается усталость, психоэмоциональное напряжение. С их помощью у детей развиваются навыки концентрации, пластика, координация движений. Упражнения сопровождаются различными текстами, помогающим детям лучше представлять тот или иной образ, войти в него.
Ритуал прощания. Дети обсуждают занятие, проговаривают свои эмоции, кладут руки на песок и говорят вместе с педагогом-психологом «До встречи, волшебный песок!»
Предполагаемый результат освоения программы - повышение уровня развития мелкой моторики, развитие тактильной чувствительности, развитие познавательных процессов, снижение стрессовых состояний, снижение уровня нервно-психического напряжения, повышение общего эмоционального тонуса, развитие положительных эмоций.
Продуктом данной программы является мониторинг изменений уровня развития познавательной и эмоционально-волевой сфер.