Наталья Квитковская
Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития
▼ Скачать + Заказать документы
Управление образования
администрации Сергиево-Посадского района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 35»
141300, г. Сергиев Посад, ул. Воробьевская 20,
тел. 8(496) 551 04 66, dou35sp@yandex.ru
Доклад на педсовет
на тему «Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Публикация «Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Нетрадиционные и эффективные формы взаимодействия
с семьями воспитанников»
Воспитатель высшей
квалификационной категории:
Квитковская Н. А.
2020
1слайд
Уважаемые коллеги!
Не секрет, что партнёрство семьи и дошкольной образовательной организации является важнейшим условием эффективного решения воспитательно-образовательных задач.
Сотрудничество детского сада с семьей, направленное на достижение следующих целей:
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Оказание помощи родителям в воспитании детей, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
2 слайд
Основные принципы дошкольного образования строятся в соответствии с Федеральный государственный образовательный стандартами, которые
определяют и требований к результатам освоения основной образовательной программы:
- создать условия в детском саду для взаимодействия с родителями по вопросам образования ребёнка и непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
- так же дошкольная образовательная организация должна также создавать возможности для обсуждения с родителями детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
3 слайд
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ работы по взаимодействию с семьей.
Под взаимодействием, в широком смысле этого термина, понимается процесс взаимного воздействия Педагог-Родитель. Для эффективности необходима активная позиция всех участников.
4 слайд
Напомним психологическую Аксиому!
Приоритетная роль семьи в воспитании и развитии ребёнка заключается в том, что родители выступают для него «эмоциональным тылом», «обеспечивая базисную потребность в психологическом
контакте и безусловном принятии» (А. Д. Кошелева).
Исходя из таких различий, очевидно, что педагог и родитель по-разному смотрят на вопросы воспитания и обучения ребёнка, а это несовпадение взглядов может осложнить налаживание взаимодействия.
Поэтому от педагога требуется перестройка мотивационной сферы, профессионального мышления, коррекции поведения.
Другими словами, необходим более высокий уровень профессионально-педагогической культуры, овладения новой технологией общения с ними.
Перед педагогом стоят задачи:
1. Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах семейного воспитания, взаимодействия с семьей.
2. Овладение навыками эффективного общения, обогащение коммуникативного опыта.
3. Расширение арсенала интерактивных форм взаимодействия педагога с семьей воспитанника, эффективных методов и приёмов психолого-педагогического сопровождения семьи и ребёнка.
5 слайд
Правила взаимодействие педагога с родителями – это взаимодополнение, которое основано на равном сотрудничестве, которое, в свою очередь, характеризуется согласованностью и слаженностью действий и мнений.
Данный процесс имеет две стороны:
1) функционально-ролевая: участники взаимодействия должны понимать и принимать функции друг друга. Педагог должен понимать приоритетную роль семьи в воспитании и развитии дошкольника, а родители должны чётко осознавать, какова роль дошкольной образовательной организации в образовании ребёнка;
2) личностная: педагоги и родители признают и принимают индивидуальные и личностные особенности друг друга. Педагог должен иметь чёткую установку на то, что каждая семья уникальна, самоценна, имеет свои особенности, потребности, запросы; а родители должны принимать педагога как личность со своими интересами, особенностями.
Взаимодействие педагога с родителями воспитанников должно быть
Таким образом, основными принципами сотрудничества педагогов с семьями воспитанников являются:
Принцип 1. Понимание педагогами и родителями функций и роли друг друга в воспитании и образовании ребёнка дошкольного возраста.
Принцип 2. Максимально полное, деликатное изучение семьи воспитанника.
6 слайд
Принцип 3. Открытость педагога к семье.
Работа по психолого-педагогической поддержке родителей (законных представителей) начинается с момента поступления ребенка в детский сад.
Нужно максимально глубоко изучать семью с тем, чтобы понять её особенности, потребности, трудности и ожидания. Однако важно помнить, что изучение семьи должно проводиться деликатно, ненавязчиво, с согласия родителей (законных представителей) ребёнка.
Формы работы:
1. Письменные формы:
- анкета «Будем знакомы»;
2. Устные формы:
- интервью;
- беседа;
- 3. Дистанционно-анонимные:
- «Почтовый ящик» и другие.
4. Наблюдения:
- ребёнка в разных видах деятельности;
- семьи в ситуациях совместной деятельности (общение, образовательная, спортивная, досуговая, трудовая, игровая деятельность).
5. Проективные игровые и рисуночные методики:
- рисунок семьи;
- рисунок несуществующего животного;
- дерево;
- четыре персонажа;
- почта;
- домики и другие.
7 слайд
У современных педагогов, наряду с традиционными формами работы,
в арсенале много нетрадиционных форм работы взаимодействия педагога дошкольной образовательной организации с семьей.
Например, организация Клубов по интересам, оригинальная форма, неформальное объединение, с разношерстной информацией, где всем и всему место. Клубная форма организации родителей, детей и педагогов в отличие от традиционной не предполагает жесткой организованности и интенсивности.
8 слайд
Педагогам нужно учитывать, какие формы работы подходят для массового контингента, какие для дифференцированных групп.
Нередко сложности в налаживании взаимодействия детского сада с родителями возникают из-за неверной трактовки, а зачастую и из-за недооценки семьёй роли дошкольного учреждения,
поэтому одним из важнейших направлений – это всестороннее информационное обеспечение родителей в вопросах семейного воспитания.
А так же Освещение вопросов сотрудничества педагогов и родителей.
Здесь нам на помощь приходят технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий, которые позволяют использовать информационные технологии в качестве средства общения, распространения педагогических знаний, консультативной поддержки семьи, а также открытости системы работы образовательного учреждения для родителей.
Например, реклама, подразумевающая пропаганду дошкольного образования, рекламу собственных педагогических кадров и образовательных услуг. В задачи которой входят:
1. Повышение социального статуса дошкольного образования (формулировка ФГОС ДО).
2. Повышение рейтинга дошкольной образовательной организации.
3. Повышение авторитета педагогов организации в глазах родительской общественности, других социальных институтов.
4. Оптимизация оценки качества профессиональной деятельности педагогов, организации в целом.
На Сайте детского сада можно отразить достижения группы; фото - и видеоальбомы; информацию о мероприятиях; интервью и другие интересные материалы; электронное портфолио педагога.
2. Выставки результатов воспитательно-образовательной работы: творческие работы; фотоотчёты.
3. Открытые показы различных видов детской деятельности.
4. Совместные детско-родительские мероприятия :
- досуги, спортивные и конкурсные мероприятия;
- трудовые, благотворительные и другие акции.
Для обеспечения педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей посредством использования ИКТ применяется:
- Скайп (Skype);
- блог;
- социальная сеть;
- трансляция (с использованием экранов, светодиодных табло);
- электронная почта;
- Вайбер (Viber);
- WhatsApp.
ИСТОЧНИК
https://mosmetod.ru Методические рекомендации «Обеспечение педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей»