Папки-передвижки

Психолого-педагогическая коррекция личностной сферы дошкольников с ОВЗ посредством музыкально-ритмической деятельности

титова инна юрьевна
Психолого-педагогическая коррекция личностной сферы дошкольников с ОВЗ посредством музыкально-ритмической деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

1-й слайд Природа щедро наградила человека, она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать,

чувствовать окружающий мир, она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуков. От мастерства педагога,его культуры, любви к детям зависит всесторонне воспитание детей и счастливое детство каждого из них. Погружаясь в мир музыки, пережив разнообразные чувства и эмоциональные состояния, ребенок станет уверенным в себе, научится пониманию и состраданию.

Публикация «Психолого-педагогическая коррекция личностной сферы дошкольников с ОВЗ посредством музыкально-ритмической деятельности» размещена в разделах

Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыки как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития. Многочисленные методики музыкальной терапии предусматривают как целостное использование музыки в качестве основного и ведущего факторов воздействия (прослушивание музыкальных произведений, музицирование, так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приёмов для усиления их воздействия.

В музыкально-коррекционной деятельности, основные элементы направлены на решение значимых для жизни ребенка проблем: развитие познавательных процессов, моторики, эмоционально-волевой и личностной сфер, стимулирование речевой деятельности.

Важную роль в коррекции речевой патологии помогают сыграть все виды художественной деятельности, расширяющие возможности коммуникации, повышающие самооценку ребёнка, развитию у него творческих способностей, воображения, речи. Особенно хочется обратить внимание на музыкальную деятельность. Музыка и движения занимают особое место в развитии и коррекции отклонений у детей с различными проблемами.

Можно выделить основные задачи, стоящие перед музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы.

• Развивать артикуляционный аппарат.

• Развивать фонематическое восприятие.

• Развивать грамматический строй и связную речь.

• Развивать дыхание.

• Развивать координацию движений и моторные функции.

• Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность. Формировать правильную осанку

• Формировать способность восприятия музыкальных образов.

• Совершенствовать личностные качества

2-й слайд

Элементарное музицирование – это творческая деятельность, в которой неразрывно соединены музыка, речь и движение. При этом важнейшую роль играют музыкальные инструменты, как орудие музыканта. Концепция Карла Орфа называется «Шульверк» (учусь, делая). Это игровая педагогика: с детьми играют, но они при этом не осознают, что их учат. Одной из современных технологий в системе коррекционной помощи детям с ОВЗ безусловно, является важнейший педагогический принцип Карла Орфа («Шульверк») – импровизационно-творческая игра в самых разнообразных формах, сочетающих музыку, речь и движение. Слово “Schulwerk”, понятное без перевода педагогам всего мира, было создано самим Орфом и обозначает “обучение в действии”. Главный принцип этой педагогики — “учимся, делая и творя”

Музыкальное воспитание по Орффу - это не просто приобщение детей к исполнению. «Задача учителя - облечь необходимые упражнения в форму игры, чтобы они стали доступны детям»

 

В рамках данной технологии ставлю перед собой такие задачи:

- развивать музыкальные способности детей;

- развивать в детях способность слушать и наблюдать;

- дать возможность каждому ребенку свободно импровизировать на шумовых инструментах;

- увлечь детей музыкальными инструментами;

- развивать творческое воображение и слуховую фантазию;

- развивать способности детей к организованной игре в ансамбле;

- сделать образовательный процесс более увлекательным для детей.

 

3-й слайд ценность Орффовская система музыкального воспитания полностью построена на развитии творческих способностей, навыков ребенка “Учимся, делая и творя”, поэтому в основе данной системы лежит раскрепощение индивидуально-творческих сил ребенка, развитие природной музыкальности.

 

4-й слайд Методика «Музыка для детей» Карла Орфа представляет большой интерес благодаря несомненным преимуществам:

• система легко сочетается с другими методиками раннего развития детей за счет своей универсальности и экономичности, кроме этого высокая адаптивность к разнообразным национальным условиям позволяет использовать лучшие образцы народной культуры;

• учитывает индивидуальные особенности ребенка и позволяет эффективно взаимодействовать детям с различными навыками, способностями и потребностями;

• закладывает огромный потенциал для развития детей раннего возраста и дальнейшей творческой деятельности

 

Обучение детей в рамках данной системы включает в себя следующие элементы:

- Речевые упражнения.

- Рифмодекламация

- Поэтическое музицирование.

- Сказки-шумелки

- Музыкально-двигательные упражнения.

- Игры с инструментами К. Орфа.

 Как гласит китайская мудрость Расскажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню, вовлеки меня и я пойму и научусь.

Рассмотрим их более подробно.

Речевые упражнения

Одной из главных методических идей в работе с детьми является ритмизированная речь как основа развития музыкального слуха. Поэтому работа над развитием музыкального слуха осуществляется не только певчески, но и через приучение детей с первых шагов к осмысленному отношению к любым проявлениям интонации. В её основе лежит общность выразительных средств речи и музыки, прежде всего ритма.

 

Ритмизированная и озвученная инструментами речь, по сути, является чудесной музыкой. Как показывает практика, речевое музицирование открывает большие возможности для овладения детьми на самом раннем этапе почти всем комплексом выразительных средств музыки.

В начале всякого музыкального упражнения, как ритмического, так и мелодического, стоит речевое упражнение. Речевые упражнения являются основой из основ технологии «элементарное музицирование».

1. ИГРА (дети под музыку ходят и произносят слова)

ходим гуляем гостей встречаем

Привет вам, привет вам

(встречаются парами, здороваются парами, опять произносят слова встречаются четверками)

ИГРА ДЛЯ ПОДНЯТИЯ НАСТРОЕНИЯ

С добрым утром глазки- гладим веки

Вы проснулись-имитация бинокля

С добрым утром ушкт- гладим ушки

Вы проснулись-как будто слушаем

С добрым утром ручки-поглаживаем ручки

Вы проснулись-хлопаем

С добрым утром ножки-гладим их

Вы проснулись-топаем

С добрым утром солнышко (поднимаем ручки вверх и машем ими)

Развитие музыкального слуха у дошкольников с нарушением речи вызывает определённые трудности. Очень важно при этом уделять внимание комплексному сочетанию слова, музыки и движения. Речевые упражнения нужно рассматривать не только как основу первоначальной музыкальной тренировки, но и как средство коррекции речевых нарушений у детей. Ведь ребёнок, не слышащий метра, плохо двигается, делает всё «поперёк такта», невыразительно интонирует, не чувствует формы, не ощущает движение мелодической линии, Поэтому задания: ощутить метр, отметить его разными способами в пении, инструментальной музыке, речевых и двигательных упражнениях так важны в коррекции и профилактике речевых нарушений дошкольников.

 Основная цель использования музыкально-речевых упражнений - развивать фонематический и музыкальный слух дошкольников

Мы поставили перед собой следующие задачи:

1. Научить детей различать определённые ритмические и метрические соотношения посредством практических действий:

-исполнять метрическую пульсацию (в речевых упражнениях, игре на музыкальных инструментах, в движении, звучащих жестах)

-имитировать ритмические мотивы в движении

-«переносить» ритм слов на инструмент и в «звучащие» жесты

-исполнять несложные ритмические мотивы в игре «эхо»

-создавать ритмические композиции, используя тексты и шумовые инструменты

-импровизировать, создавая тембровые композиции, используя шумовые инструменты

-различать быстрый и медленный темп, ускорение и замедление

2. Развивать речедвигательную, зрительно-моторную координацию, ориентировку в пространстве

3. Формировать музыкально-сенсорные способности, способствовать развитию интонационно-речевых навыков

4. Создавать условия для музыкально-игрового творчества

 

Карл Орф был убежден, что для детей нужна своя особая музыка. Это не чистая музыка, а музыка неразрывно связанная с речью и движением: петь и одновременно приплясывать, выкрикивать дразнилку и чем-нибудь звенеть, чередовать речь и пение для детей также естественно, как и просто играть. Пример песни ОСЕНЬ

 1к. Осень топает по крышам топ топ топ

Осень шлепает по лужам шлеп шлеп шлеп

Осень листьями шуршит шур шур шур шур шур шур

Осень ветерком шумит УУУУУУУУУУУУУУУУУ

ПРИПЕВ: ах, Осень, осень золотая осень

Мы тебя все в гости просим

Ах Осень осень осень золотая

приходи мы приглашаем.

Коррекция речевых нарушений через музыку имеет большое значение:

– с помощью музыки у детей можно вызвать определенное эмоциональное состояние: бодрое, задорное, спокойное, доброжелательное;

– в процессе выполнения специальных упражнений под музыку осуществляется развитие представлений о пространстве и умение ориентироваться в нем;

– речевые упражнения под музыку создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие;

музыкально-речевые упражнения развивают у детей координацию движения, возможность переключаться с одного движения на другое, планировать движения в пространстве, устанавливать связи между длительностью звучания и интенсивностью движения.

Использование музыкально-речевых упражнений позволяет более эффективно корректировать имеющиеся у детей нарушения развития, что даёт возможность более легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться

6-й слайд Ритмодекламация

Одной из основных элементов системы музыкального образования, по К. Орфу, является РИТМИЧЕСКАЯ ДИКЛОМАЦИЯ базирующеяся на ритмическом родстве музыки и речи. Ритмодекламацию можно рассматривать, как одну из перспективных форм коррекционной работы с дошкольниками. Ее использование в работе способствует формированию естественного звучания голоса, выработке речевого и певческого дыхания, развитию четкой дикции и выразительного исполнения настроений в речевом или музыкальном материале.

Ритмодекламация – это четкое произношение текста или стихов в заданном ритме, представляет собой синтез поэзии и музыки.

ПРИМЕР Прыг скок прыг скок (хлопаем ладошками по коленям)

Сел кузнечик на листок (хлопаем в ладошки на 2й раз выполняем тарелочки)

Прыг скок прыг скок (хлопаем по коленям)

Лягушонок под мосток (хлопаем в ладоши 2й раз сгибаем ладошки)

Прыг скок прыг скок (хлопаем по коленям)

Зайчик скачет по дорожке (хлопаем в ладошки 2й раз стучим палочка об палочку или по барабану)

Прыг скок прыг скок (хлопаем по коленям) Дети хлопают в ладоши.

РИТМОДЕКЛАМАЦИЯ МЕЧТА

Есть у нашего кота тра та та тра та та

Очень давняя мечта тра та та тра та та

Научиться у зверей эге гей эге гей

Быть немножечко добрей эге гей эге гей

Укротителю коту си си ду си си ду

Верит лев за доброту си си ду си си ду

Он зажмурил оба глаза оп ля ля оп ля ля

Прыгнул в обруч без приказа оп ля ля оп ля ля.

(здесь можно выбрать ведущих детей на текст, оркестр на повторяющиеся слова и помощников, то есть детей для прохлопывания ритмического рисунка) или можно поиграть в испорченную пластинку ПЕСНЯ КУЗНЕЧИК

(в ней дети пропевают четные строки, а не четные молчат или прохлопывают ладонями)

Стихотворение Маршака «Апрель»

Апрель! Апрель!

На дворе звенит капель-треугольник

На полях бегут ручьи-глисандо на металлофоне

На дорогах лужи-просто играть на металлофоне

Скоро выйдут муравьи после зимней стужи-шуршим бумагой

Пробирается медведь сквозь лесной валежник-трещетка или маракас

Стали песни птицы петь-дудочка или свистулька

И расцвел подснежник-колокольчик

Чёткая ритмическая организация музыкально-исполнительского процесса активизирует у детей развитие внимания, сосредоточенности, быстроты реакции, координации слуха, голоса и движения, способствует интенсивному развитию чувства ритма. Отстранение же от пения, с одной стороны, упрощает процесс музыкального интонирования (детям проще и естественнее говорить, чем петь, с другой стороны, направлено на развитие интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым. До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, не научится контролировать свою речь, он не сможет правильно и выразительно петь.

Таким образом, исполнение ритмодекламации развивает у детей весь комплекс музыкальных способностей : музыкальную отзывчивость, эмоциональность, творческое воображение, эстетическое восприятие музыки, чувство уверенности в себе, осознание своей значимости в коллективе. Дети с удовольствием музицируют, получая радость от общения с музыкой.

Поэтическое музицирование что же это такое?

Поэтическое музицирование-это озвучивание стихотворений, песен с помощью музыкальных инструментов. ПРИМЕР: во кузнице (ложки)

СКАЗКИ ШУМЕЛКИ самый пожалуй любимый вид деятельности детей. Ребята с удовольствием озвучивают сказки, изготавливают шумовые инструменты с родителями.

Сначала мы озвучиваем знакомые сказки: теремок, репка.

Потом новые: зима влесу, заяц трусишка. Есть сказки для совместной работы с родителями Чей голос лучше, в магазине.

ЧЕЙ ГОЛОС ЛУЧШЕ  (инсценировка и шумовой оркестр)

Однажды на кухне поспорила посуда, чей голос лучше.  

«У меня просто волшебный голос», - сказал большой хрустальный 

бокал. И он зазвенел.  

ТРЕУГОЛЬНИК или БОКАЛ

«У нас тоже очень приятные голоса», - сказали две чашечки. Одна из них была побольше, а другая – поменьше, но их ставили на стол вместе и они подружились. «Мы вместе можем сыграть песенку», - сказали чашечки и зазвенели.

ДВЕ ЧАШКИ ИЛИ МЕТАЛЛОФОН

«Мы тоже умеем играть», - сказали деревянные ложки и сыграли что-то весёлое.

ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ

«Лучше послушайте меня»,- сказала баночка с крупой. «У меня тихий, но интересный голос». И она загремела:

БАНОЧКА С КРУПОЙ ИЛИ МАРАКАСЫ

«Разве это музыка, - закричала большая картонная коробка. «Тебя же почти не слышно! Вот как надо играть!», - и она громко застучала.

КОРОБКА ИЛИ БАРАБАН

«Голос громкий, но не очень приятный»,- сказала большая сковородка. «Послушайте теперь меня». И она зазвонила, как колокол:

СКОВОРОДКА ИЛИ ТАРЕЛКА

Но тут Катенька, которая стояла под дверью и всё слышала, закричала

«Мама, бабушка! Я нашла музыкальные инструменты! Идите на кухню!» 

И она включила магнитофон, и все стали играть под музыку, а мама запела.  

И это был самый лучший голос!

ИГРЫ С ИНСТРУМЕНТАМИ КАРЛА ОРФА (это всеми любимый шумовой оркестр)

Шумовой оркестр

Занятия в шумовом оркестре позволяют довольно быстро приобщить детей к музыке в качестве слушателей и исполнителей.

Цель шумового оркестра – с помощью ритмического аккомпанемента подчеркнуть характер, настроение музыки, сделать её ярче. Дети привлекаются к подбору тембров для аранжировок. Музыка исполняется как на фортепиано, так и в записи. Игра на детских шумовых инструментах доставляет ребёнку радость музыкального творчества, развивает мелодический, ритмический и тембровый слух, музыкальную память, познавательную, волевую сферы ребёнка, такие личностные качества, как общительность, самостоятельность, дисциплинированность, формирует умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики.

Детские музыкальные игрушки и музыкальные инструменты – великолепные спутники жизни ребёнка,в его музыкальном развитии.

Сказки-шумелки

Одним из действенных средств приобщения ребенка к культуре своего народа является музыкальная деятельность. Среди всех видов музыкальной деятельности музицирование или игра на музыкальных инструментах – Самым удивительным, «волшебным» и интересным ее видом для детей дошкольного возраста, в том числе, и для для детей с интеллектуальной недостаточностью является музицирование - игра на музыкальных инструментах.

Музицирование как форма активной деятельности ребенка с самыми простыми инструментами стимулирует его социально-эмоциональное развитие: они учатся взаимодействовать друг с другом, вступать в контакт.

Музицирование или игра на музыкальных инструментах – самый диагностичный из всех видов музыкальной деятельности. Музицирование даёт возможность одновременного выявления уровня развития музыкальной активности и уровня социально-психологического развития ребёнка.

Приобщение детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями начинается с и индивидуального, игрового занятия, что позволяет сформировать эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком. Эмоционально значимая связь со взрослым не только расширяет представления ребёнка об окружающем мире, но и меняет его восприятие самого себя. Так начинается процесс социализации ребёнка, его адаптации к окружающему миру.

Однако невозможно представить себе процесс социализации ребёнка без опыта общения с другими детьми. И следующим этапом в системе по приобщению детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями к музицированию, является включение в подгруппу детей.

У детей с нарушением интеллекта множество психических функций и навыков формируется с запаздыванием, наблюдается снижение активности, работоспособности. У некоторых детей с нарушением интеллекта наблюдается замкнутость и неконтактность. Поэтому необходима специально организованная среда, в которой ребёнок может увидеть других детей, начать подражать им, научиться взаимодействовать, соблюдать правила поведения.

Содержание игровых занятий с использованием «Сказок – шумелок» состоит из нескольких частей, которые ритмично сменяют друг-друга. Чередуются активные общие игры и более спокойные, в которых дети участвуют по очереди. На начальных этапах привлечения ребёнка к групповой деятельности,порядок и содержание игрового занятия, повторяется из раза в раз. Это позволяет детям легче принять новую ситуацию и чувствовать себя в безопасности.

Вся работа строится на принципе: от простого к сложному. Начинается знакомство с многообразием музыкальных игрушек и инструментов, простые манипуляции с ними, затем играем в игру «Найди такой же», узнаём, показываем, называем на картинках, использование музыкальных инструментах в ритмических играх и упражнениях. Далее музыкальные инструменты используются для озвучки знакомых персонажей, звуков окружающего мира и явлений природы. Следующий этап, это связь всех звуков в единый сюжет, совместное создание «Сказки – шумелки. Заключительный этап – это театрализованный показ сказки с использованием шумовых и музыкальных инструментов.

Таким образом, игровые занятия с использованием «Сказок – шумелок» способствуют:

Реализации представлений ребёнка о шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями;

Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии;

Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения;

Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова песен и сказок;

Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы;

Формируются навыки сотрудничества и сотворчества;

Развиваются концентрация внимания и выдержка;

Звукоподражание на шумовых и детских инструментах быстро разовьет мелкую моторику у малышей, они овладеют различными приемами извлечения звуков;

Обогащение пассивного словаря за счёт называния инструментов, приёмов игры, перечисления персонажей сказки-шумелки и активизация речи в процессе звукоподражания, проговаривания текста сказки-шумелки;

И так, особенности музицирования придают ему важное коррекционное и педагогическое значение: Музицирование как фактор развития ребёнка. Музицирование как деятельность общения. Способ приобщения ребёнка к миру музыкальной и общей культуры. Щадящая форма обучения ребёнка жизненно важным для него умениям и навыкам. Способ ознакомления ребёнка с широким спектром видов человеческой деятельности. Мягкая коррекционная направленность в соответствии с особенностями развития ребёнка. Деликатное диагностирование социально-психологического и музыкального уровня развития ребёнка. Способ подарить ребёнку радость от игры.

Музыкальное воспитание не должно ограничиваться развитием слуха, ритма, слушания музыки, обучением пению или игре на музыкальных инструментах. Оно должно развивать ребенка целиком.

13-й слайдЗАКЛЮЧЕНИЕ: Главным является, то что дети вовлечены во все виды музыкальной деятельности, где они не просто являются исполнителями, а сами импровизируют, творят и создают музыку. Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок, задача педагогов воспитывать в нем творческое начало и творческое мышление.

Свое выступление я бы хотела закончить вот такими словами:

Улыбка придает уверенность в своих силах, искренняя улыбка зарождается в самом сердце, она способна творить чудеса.

Пусть мир улыбнется солнышком ясным

Пусть каждый ваш день будет самым прекрасным

В грозы,в бури в житейскую стынь.

При утратах и когда тебе грустно

Казаться улыбчивым и простым-самое высшее в мире искусство.

Надеюсь мое выступление было для вас полезным и вы что то для себя почерпнули.

Публикации по теме:

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников посредством игры, логоритмики Доклад к презентации на тему: «Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников через игру, логоритмику». (СЛАЙД 1).

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возрастаИгры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Конспект консультации-тренинга для педагогов ДОУ «Применение метода моделирования в музыкально-ритмической деятельности» Конспект консультации-тренинга для педагогов ДОУ «Применение метода моделирования в музыкально-ритмической деятельности»Методом моделирования.

Конспект НОД по художественной музыкально-ритмической деятельности детей средней группы Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию детей средней группы (музыка) Выполнила:.

Опыт работы «Педагогическая коррекция моторики руки ребёнка» Актуальность: Понимание педагогами и родителями значимости своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции помогут.

Планирование музыкально-ритмической деятельности в старшей группе на июньПланирование музыкально-ритмической деятельности в старшей группе на июнь Планирование музыкально-ритмической деятельности в старшей группе на июнь 1-я неделя Тема: День России Цель: Воспитание любви к Родине,.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы ПРОГРАММА Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы Программа рассчитана.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическая коррекция личностной сферы дошкольников с ОВЗ посредством музыкально-ритмической деятельности
Опубликовано: 21 ноября 2022 в 12:49
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогическая коррекция личностной сферы дошкольников с ОВЗ посредством музыкально-ритмической деятельности» (включая файлы) размещена пользователем титова инна юрьевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД