Воронова С А
Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с интеллектуальной недостаточностью и эмоциональной лабильностью
На настоящий момент интеллект рассматривается с трех точек зрения: как способность к обучению, как способность к абстрактному мышлению, как способность к адаптации. Под интеллектуальной недостаточностью понимают снижение интеллектуально-позитивных способностей ребёнка относительно социально принятых нормативов. Среди детей с интеллектуальной недостаточностью можно выделить две большие группы: с задержкой
психического развития (далее – ЗПР) и с умственной отсталостью (далее – УО).
Публикация «Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с интеллектуальной недостаточностью и эмоциональной лабильностью» размещена в разделах
ЗПР — это временное отставание развития психики или отдельных ее функций. ЗПР часто наблюдается при нарушениях слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, сопровождает психопатоподобные, невротические и аутистические расстройства личности ребёнка. Существует множество подходов к классификации ЗПР, но чаще различают четыре варианта (классификация К. С. Лебединской) : ЗПР конституционального, соматогенного, психогенного и церебрально-органического генеза. Психическое и речевое недоразвитие при ЗПР возникает в силу незрелости эмоционально-волевой сферы, длительных хронических заболеваний, неблагоприятных условий воспитания на фоне органического поражения головного мозга разной степени выраженности.
Умственная отсталость (далее –УО) – это стойкое психическое недоразвитие, имеющее сложную структуру. Ведущими дефектами являются недоразвитие познавательной деятельности и нарушение динамики нервных процессов (инертность психики, осложняющееся вторичными отклонениями в речевой, эмоционально-волевой сферах, в физическом развитии и поведении. Выделяют легкую, умеренную, тяжелую и глубокую степени умственной отсталости. При любых видах интеллектуальной недостаточностью на первое место выходят дефекты познавательной деятельности в недостатках восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения, познавательной деятельности в целом; в особенностях эмоционально личностного развития; в трудностях овладения ведущей для возраста деятельностью (предметно-игровой); в обеднённости социальных взаимодействий. Вместе с тем эмоциональная лабильность приводит к дополнительным трудностям в социализации данной группы детей.