Kristina Anashina
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
▼ Скачать +Заказ
Распространенным расстройством речи у детей дошкольного возраста яв-ляется общее недоразвитие речи. Это понятие используется для обозначения де-тей с нормальным слухом и сохранным интеллектом, и представляет собой от-клонения, при которых нарушено или отста т от нормы формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики.
Общее недоразвитие речи сказывается на развитии у детей интеллектуаль-ной, познавательной и волевой сфер личности. У детей, имеющих общее недо-развитие речи, заметно хуже, чем у ровесников с нормальной речью, сформиро-ваны зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и па-мять. Такие дети малоактивны и не выступают инициаторами в общении. В ис-следованиях Ю. Ф. Гаркуши [2002] отмечается, что у этих дошкольников : не сформирована мотивационная потребность в общении; речевые и когнитивные нарушения влияют на возникновение трудностей в общении; в общении детей 4-5 лет со взрослыми преобладает ситуативно-деловая форма общения, что не соответствует возрасту перенести.
Публикация «Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
Категория детей с общим недоразвитием речи неоднородна по составу, поэтому ее делят на три группы по клиническим проявлениям:
неосложненные формы общего недоразвития речи. У таких детей отсут-ствуют локальные поражения центральной нервной системы, отмечается мини-мальная мозговая дисфункция, эмоционально-личностная незрелость, регуляция мышечного тонуса и произвольной деятельности – слабая. Сохранны первичные зоны. Речедвигательный анализатор первично сохранен, но регуляция мышеч-ного тонуса нарушена. Наблюдается изменения состояния зрительных и мотор-ных функций (слабость точных движений пальцев рук, несформированность динамического и кинестетического праксиса).
Осложненные формы общего недоразвития речи (у детей с неврологиче-скими и психопатическими синдромами : церебрастеническим, гипертензионно-гидроцефалическим, судорожным, гипердинамическим и др.).
Для детей данной категории характерны выраженные неврологические симптомы:
1. Изменения в координированной работе анализаторных систем.
2. Нарушение состояния зрительных и моторных функций (изменения мышечного тонуса, несформированность общего и орального праксиса, слабые нарушения равновесия, координации движений, зрительно-пространственных представлений; нарушения в воспроизведении простых двигательных ритмов).
3. Недостаточный уровень развития внимания, памяти, мышления, нару-шение умственной работоспособности.
4. Эмоционально-личностная незрелость (состояния возбудимости, затор-моженности, раздражительности, двигательной расторможенности; произволь-ности в поведении; истощаемость и переутомляемость в любой деятельности).
5. Присутствует владение речью и осознание е.
грубое недоразвитие речи. Характеризуется органическим поражением корковых речевых зон головного мозга (зоны Брока, ярко выраженным недо-развитием всех сторон речи. Процесс узнавания и подбора нужного слова по его звукам нарушен, внутренняя речь не сформирована.