МААМ-картинки

Психолого-логопедический практикум «На пороге школы» для родителей и детей подготовительной группы

Наталья Егорова
Психолого-логопедический практикум «На пороге школы» для родителей и детей подготовительной группы

Цель практикума — повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого и психологического развития детей при подготовке к школе.

Задачи:

- познакомить с понятием «психологическая готовность к школе»;

- показать упражнения и игры, которые формируют психологическую готовность к школе, развивают речевые способности и познавательные психические процессы;

Публикация «Психолого-логопедический практикум „На пороге школы“ для родителей и детей подготовительной группы» размещена в разделах

- изменить позицию родителей по отношению к ребенку (с контролера на помощника).

Подготовка ребенка к школе ведется на протяжении всего уровня дошкольного образования. Данный практикум будет актуален на этапе выпуска дошкольников из ДОО.

Участники: родители, детей подготовительной группы.

Количество участников: 10 – 15 родителей, 10 – 15 детей

Ведущие: педагог – психолог, учитель – логопед.

Продолжительность: 1 час.

Необходимые материалы: Презентация, буклеты, сухой бассейн - яйца (капсулы «киндер сюрприз») с цифрами внутри, картинки для демонстрации фрагмента логопедического занятия, мяч, листы бумаги в клетку, карандаши, ножницы, клубок шерстяных (желательно цветных) ниток.

Ход практикума:

1. Приветствие.

Игровое упражнение с мячом «Закончите предложение»

(Педагог - психолог)

Приветствие участников, объявление темы практикума.

Далее предложить сыграть в игру. Бросаем родителям мяч и произносим начало предложения: «Для меня выражение “Ребенок готов к школе” означает…». Участник, который поймал мяч, говорит свой вариант.

2. Игра - ТЕСТ

(Педагог - психолог)

Цель: Определить степень беспокойства родителей в связи с приближающимся школьным обучением ребенка.

• Похлопайте в ладоши, только те, кто испытывает чувство радости и уверенности в связи с этим событием.

• Похлопайте в ладоши, только те, кто испытывает умеренное беспокойство;

• Похлопайте в ладоши, только те, кто уже испытывает сильное волнение, беспокойство;

А как вы думаете, от кого или от чего зависит нормализация в улучшении вашего самочувствия или что должно измениться, чтобы вы чувствовали себя лучше? (Ответы родителей)

Педагог-психолог: «Беспокоятся и переживают почти все родители за своё чадо, и это вполне нормально. И мы, педагоги тоже беспокоимся за своих выпускников. Мы тоже хотим, чтобы ваши дети хорошо учились в школе, поэтому, нам необходимо общими усилиями как можно лучше подготовить наших детей к этому этапу жизни, найти возможные пути преодоления различного рода трудностей, возникающих на нашем пути».

3. Мини – лекция педагога психолога, с показом слайдов.

Быть готовым к школе — не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе — значит быть готовым всему этому научиться. Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребенка. Но для успешной учебы этого недостаточно. Надо не обучать ребенка тому, чему его будут учить в школе, а развивать предпосылки к обучению. Детские психологи выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе.

1) Интеллектуальная готовность — ребенок ориентируется в окружающем мире, имеет запас знаний, способность к концентрации внимания, развитые память, воображение, мелкую моторику, речь и мышление, образные представления, умеет строить логические связи. Оценивать готовность к школе по уровню интеллектуального развития — распространенная ошибка. Родители направляют свои усилия на то, чтобы «впихнуть» в ребенка всевозможную информацию. Но важен не объем знаний, а их качество, степень осознанности, четкость представлений.

2) Волевая готовность — управляет своими эмоциями, поведением, умеет организовать свое рабочее место и поддерживать порядок на нем, положительно относится к целям деятельности, принимает их, стремится преодолевать трудности, достичь результата своей деятельности. Волевая готовность необходима для нормальной адаптации к школе. Речь не об умении слушаться, хотя это тоже важно. Мы говорим об умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый.

3) Мотивационная готовность — принимает позицию школьника, положительно относится к школе, к учебной деятельности. У ребенка есть желание учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу, следовательно — мотивационная готовность у них есть. Но это не так. Желание пойти в школу и желание учиться — разные понятия. Ребенок может хотеть в школу потому, что все его сверстники туда пойдут. Потому что слышал дома, что попасть в школу очень важно. Наконец, потому, что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки.

Между «хочу в школу» и «надо учиться» огромная пропасть. Если ребенок не осознает это «надо», он не сможет хорошо учиться, даже если уже хорошо читает, пишет и считает.

4) Социально-психологическая готовность — имеет потребность в общении, умение общаться с взрослыми, со сверстниками, войти в детское общество. Учите ребенка слушать, видеть, наблюдать, запоминать и перерабатывать полученную информацию.

4. Мини-лекция учителя-логопеда

Здравствуйте, Уважаемые родители, накануне поступления в школу хотелось бы поговорить о речевой готовности детей к школьному обучению. Речевая готовность является компонентом интеллектуальной (психологической) готовности ребенка к обучению в школе.

Это – один из критериев оценки общего развития ребенка, так как развитие речи находиться в тесной взаимосвязи с его умственным и психическим развитием. Говорить о речевой готовности к школьному обучению можно тогда, когда речь ребенка (включая все ее компоненты: звукопроизношение, грамматический строй речи, словарный запас, фонематические процессы, связная речь, достигает определенного уровня развития, соответствующего возрастной норме и является средством общения и познания.

Итак, Речевая готовность к обучению подразумевает и определенный уровень развития речи ребенка. Ребенок должен:

- произносить звуки всех фонетических групп правильно и четко;

- уметь слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;

- выделять начальный и конечный согласный звук из состава слова;

- называть слова с заданным звуком, находить слова с этим звуком;

- знать и верно произносить гласные, согласные;

- использовать в своей речи все части речи: существительные, глаголы, прилагательные (предметы – действия – признаки, числительные, предлоги, наречия, в том числе словами, обозначающими временные и пространственные понятия;

- уметь пользоваться различными способами словоизменения и словообразования: - образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между ними, - образовывать прилагательные от существительных, - употреблять правильно слова с уменьшительно-ласкательным значением; - подбирать обобщающие понятия для группы предметов: одежда, обувь, транспорт, мебель, посуда и т. д. ;

- согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка — зеленое брюшко, правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные;

- Правильно строить простые и сложные предложения (видеть связь слов в предложениях).

- Правильно составлять по образцу простые и сложные предложения: сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей, употреблять простые и сложные предлоги (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т. д., распространять предложения второстепенными и однородными членами.

- Работать с деформированным предложением, т. е. согласовывать слова в предложении по смыслу

- пользоваться развернутой фразовой речью, составлять предложения по опорным словам и картинкам, владеть пересказом, сохраняя смысл и содержание первоначального текста; самостоятельно составлять рассказ-описание.

Если у первоклассника есть недостатки в фонематическом и лексико-грамматическом развитии, ему будет трудно освоить образовательную программу.

Одна из важных задач при подготовке к школе — сформировать у ребенка грамматически правильную, лексически богатую и фонетически четкую речь. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь затрудняет взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на характер ребенка.

5. Фрагмент фронтального логопедического занятия

(Учитель - логопед)

Цель: продемонстрировать родителям, какие игры можно использовать для развития лексико - грамматического строя речи.

Детям раздаются картинки с изображениями птиц.

Игра «Назови детенышей» (ед. и мн. число)

Птенца грача называют грачонок, а если птенец не один – грачата.

Скворец - скворчонок, скворчата

Кукушка - кукушонок, кукушата

Аист - аистёнок, аистята

Гусь – гусенок, гусята

Лебедь - лебедёнок, лебедята

Журавль - журавлёнок, журавлята

Игра «Посчитай птенцов» Дети выбирают себе «яйцо» с цифрой. Сколько птенцов вывела ваша птица?

У грача пять грачат

У скворца -

У кукушки -

У аиста -

У гуся -

У лебедя -

У журавля -

Игра «Одним словом назови» дети выполняют с родителями

У цапли длинные лапы, значит она (какая) – длиннолапая

У ласточки длинный хвост, она (какая) – длиннохвостая

У грача острый клюв, он (какой) – остроклювый

У аиста красный клюв, он (какой) – красноклювый

У лебедя белые крылья, он (какой) – белокрылый

у скворца короткий хвост, он (какой) – короткохвостый

У птицы звонкий голос, она (какая) – звонкоголосая

Упражнение «Летит — едет — плывет»

Учитель-логопед: Сейчас я буду называть различные предметы. Если предмет летит — машем руками над головой, если едет — топаем ногами, если плывет — разводим руками в стороны, плывем. Готовы?. Будьте внимательны!

Предметы: самолет, лодка, автобус, самокат, воздушный шар, корабль, поезд, велосипед, вертолет, катер.

6. Настольная игра «Соображарий Джуниор»

(Учитель - логопед)

Цель: продемонстрировать родителям, как можно использовать настольные семейные игры для развития речи в домашних условиях.

7. Игра-обсуждение (работа в группе)

(Педагог - психолог)

На листах бумаги вы видите реплики, которые довольно часто употребляют родители. Прочтите и попробуете прокомментировать их:

Какие детские чувства могут вызвать у детей эти реплики

- “Вот пойдешь в школу, там тебе. Ты, наверное, будешь двоечником”

(утрата веры в себя, желания ходить в школу, возникновение чувство неуверенности)

- “Только попробуй мне сделать ошибки в диктанте!”

(Прямая угроза, наказания. У наказанного ребенка могут возникнуть враждебные чувства к родителям, развиваться комплекс неполноценности и др.)

- “Учись так, чтобы мне за тебя не было стыдно”

(на ребенка ложится двойная нагрузка иными словами, взрослый человек, испытывая страх “унижением” делает ответственным за свою самооценку ребенка)

Психолог: Очень часто в повседневной жизни мы не замечаем, как высказываем такие фразы, но они очень больно бьют по детской психике, порой причиняя душевную боль на всю жизнь, и меняя отношение ребенка к окружающему миру и к себе. Что в дальнейшем может повлечь серьезные проблемы. Поэтому давайте будем стараться следить за тем, что мы говорим ребенку и при ребенке. Это очень важно.

8. Игровое упражнение

(Педагог - психолог)

Цель: показать родителям, как важно:

- подготовить ведущую кисть руки ребенка к обучению письма;

Участникам предлагается выполнить ряд заданий.

1. Упражнение «Напиши по образцу…»: Педагог - «Для того, чтоб нам как можно лучше было понять своих детей, давайте попробуем с вами написать небольшое слово каллиграфическим почерком. Сложно это или нет – разберемся на месте»!

Цель: показать родителям, как важно подготовить ведущую кисть руки ребенка к обучению письма.

На экране появляется слайд с образцом написанного слова СЕНТЯБРЬ. Родители должны переписать эти слова: правши – левой рукой, левши-правой.

Обсуждение: было ли комфортно, удобно или сложно выполнять задание? Какие ощущения испытывали при выполнении задания и т. п.

2. Разрезать ножницами бумагу по контуру.

Участники делятся на пары. Один в паре берет в одну руку ножницы, второй бумагу с контурным выделением. Они в паре должны вырезать фигуру, работая каждый только одной руке. Можно передвигаться.

9. Графический диктант

(Педагог - психолог)

Участники приглашаются за столы, раздаются листы бумаги в клетку, простой карандаш.

Психолог: Чтобы выполнить следующее задание, внимательно слушайте меня. Я буду говорить. Сколько клеточек, и в какую сторону вы должны провести линию, и в конце посмотрим какое животное у нас получится.

3 клетки вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 4 клетки вниз. 7 клеток вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 8 клеток вниз,1 клетка вправо, 3 клетки вверх, 5 клеток влево, 3 клетки вниз, 1 влево, 7 клеток вверх,3 клетки влево, 3 клетки вверх.

10. Упражнение «Связывающая нить»

(Рефлексия с родителями)

Передавая друг другу клубок ниток, родители заканчивают предложение

«Когда мой ребенок станет первоклассником, я буду…»

Затем, сматывая клубок:

«Что нового, интересного узнали для себя…».

Публикации по теме:

«Новый год на пороге!» Оформление группы«Новый год на пороге!» Оформление группы Новый Год! Самый долгожданный и нарядный праздник для детей и взрослых! Украшаем, кажется, всё что можно и фантазии нет границ! И сколько.

Конкурс для детей начальной школы и родителей «Театральные подмостки»Конкурс для детей начальной школы и родителей «Театральные подмостки» 1. Пояснительная записка В соответствии с Указом Президента Владимира Путина 2019 год в Российской Федерации объявлен Годом театра. Его.

Конспект ООД «Родительский дом» для детей подготовительной группы с участием родителейКонспект ООД «Родительский дом» для детей подготовительной группы с участием родителей Цель: формировать нравственно-патриотические чувства детей. Задачи: Образовательные: уточнять и обобщать знания детей о семье, закреплять.

Квест для детей подготовительной к школе группы и их родителей Цель: всестороннее развитие детей и их родителей по различным направлениям (физическому, познавательному, речевому, художественно-эстетическому.

Логопедический лэпбук для привлечения родителей к развитию речи детей «Осень»Логопедический лэпбук для привлечения родителей к развитию речи детей «Осень» лэпбук «осень» Недавно узнала, что такое лэпбук, и захотела сделать свой лэпбук, тем более, что в нашем дошкольном учреждении ничего подобного.

Практикум для родителей и детей «Развитие мелкой моторики у дошкольников 3 лет»Практикум для родителей и детей «Развитие мелкой моторики у дошкольников 3 лет» Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию практикум, который знакомит родителей воспитанников с различными играми и упражнениями, направленными.

Проект «Новый год на пороге» для детей второй младшей группыПроект «Новый год на пороге» для детей второй младшей группы Скоро Новый год и я решила разработать проект на эту тему. Данный проект разработан для детей в возрасте от 3 до 4 лет. В процессе работы.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы ПРОГРАММА Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы Программа рассчитана.

Семинар-практикум для родителей второй младшей группы «Здоровье детей в наших руках»Семинар-практикум для родителей второй младшей группы «Здоровье детей в наших руках» Конспект семинара-практикума для родителей во 2 младшей группе «Ягодка» Выполнила: Чегодаева С. А. Тема: «Здоровье детей в наших руках» Цель:.

Семинар-практикум для родителей старшей группы «Творческие игры из ничего»Семинар-практикум для родителей старшей группы «Творческие игры из ничего» Форма проведения: практикум. Цель: уточнить, закрепить и углубить знания родителей о творческих играх с детьми. Задачи: - показать родителям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-логопедический практикум «На пороге школы» для родителей и детей подготовительной группы
Опубликовано: 15 июня 2021 в 08:49
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-логопедический практикум «На пороге школы» для родителей и детей подготовительной группы» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Егорова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД