Любовь Оботурова
Психология восприятия картинки (картины) в раннем возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
ГУ РК Сыктывкарский специализированный дом ребенка
Тема: «Психология восприятия картинки
(картины) в раннем возрасте»
Подготовила воспитатель I кв. категории
Оботурова Л. А. 2021 г.
Значение картинок (картин) для умственного развития ребенка,
психология восприятия картин.
Публикация «Психология восприятия картинки (картины) в раннем возрасте» размещена в разделах
Занятиям, на которых используется иллюстративный материал, отводится особая роль в педагогике раннего детства. Они способствуют развитию речи, мышления, восприятия, воображения, памяти, расширяют знания об окружающем мире. О познавательной ценности занятий писали выдающиеся педагоги прошлого, например К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева.
Уникальность и ценность таких занятий в наглядности, сочетающейся со словом, что особенно значимо для маленького ребенка. Каждая картинка (картина) отражает реальный предмет или явление, имеет определенное словесное выражение название.
Способность воспринимать изображение приходит к ребенку постепенно, по мере развития высших психических функций. Вначале он учится рассматривать изображение, узнавать в нем знакомый предмет и называть его, а затем выполнять дидактические задания.
Для того, чтобы узнать изображение и обозначить его словом (мяч – бом, бом, машина – би, би, ребенок должен неоднократно видеть их и действовать с ними, обследовать их свойства и особенности предметов (двигать, катать, стучать, бросать, необходима предметная деятельность. У ребенка должно возникнуть представление о предметах, что делает возможным их узнавание на картине, поэтому занятиям с картинками (картинами) должны предшествовать наблюдения и действия с реальными предметами, накапливая впечатления и расширяя чувственный опыт.
В самом раннем возрасте ребенок не умеет рассматривать изображение, нужно правильно организовать сам процесс рассматривания. При первом восприятии новой картинки эмоциональное состояние ребенка таково, что у него может возникнуть «доминантное торможение», т. е. ребенок целиком погружен в созерцание и «спрашивать» его о чем- либо не имеет смысла. Ему необходимо дать возможность эмоционально «пережить» впечатление от картинки, поясняя, кто изображен, и ни о чем его не спрашивая. Затем необходимо изображение убрать на 30-40 секунд и спросить ребенка о том, кто был на картинке (попросить петушка «прийти» еще раз). Так снимается «доминантное торможение» и ребенок может реагировать на вопросы взрослого.
Установлено, что маленькие дети еще не умеют последовательно «изучать» изображения предметов по контуру взглядом. Они «выхватывают» наиболее яркую часть рисунка и акцентируют внимание на ней, «не видя» изображение в целом. Рассматриванию изображения следует учить, как и обследованию объемного предмета с помощью руки (ощупать, обвести по контуру). Обучение этим действиям ориентировочного и исследовательского характера должно идти параллельно. При рассматривании картинок взрослый обводит пальцем ребенка изображение по контуру, называя изображенный предмет, побуждая к повторению. С помощью фиксирующего действия происходят зрительный анализ рисунка, а затем синтез, т. е. умение видеть предмет в целом, с деталями и особенностями.
Переход от предметных картинок, на которых изображены предметы простой формы (мяч, машинка, матрешка) к сюжетным, связан с формированием восприятия и совершенствованием зрительных ориентировочных реакций. При этом в плане мышления происходит переход от чисто «внешней» стороны воспринимаемого изображения к поиску его «внутреннего» содержания, т. е. возникает стремление понять ситуацию, причинно-следственные отношения, изображенные на ней.
Педагогические условия организации занятий с картинками
(картинами)
Занятия по картинам нужно начинать с конца первого года жизни, учитывая их уровень понимания речи окружающих и активной речи.
I этап - (11 мес. -1г. 3м.)
Узнавание предмета на картинке
Цель занятий:
- Развивать умение узнавать изображения знакомых предметов.
- Вызывать у детей эмоциональные возгласы, подражать облегченным словам.
На самых первых занятиях сопоставляются реальный предмет и его изображение на картинке (размер 10х14 см) в определенной последовательности:
1. Педагог показывает картинку с изображением куклы: «Вот кукла - ляля. Покажи, где ляля – кукла. Скажи: «Ля - ля» (при необходимости делает указательный жест рукой ребенка). Затем прячет картинку.
2. Показ игрушки: «Вот она, кукла Ляля. Как Ляля поет? (вокализация). Педагог прячет игрушку.
3. Показ картинки : «Кто это?» (повторение I части)
4. Одновременный показ картинки и игрушки : «Где Ляля – кукла? (чуть выдвигая вперед игрушку) Где Ляля на картинке? (картинку можно дать в руки ребенку) Вот картинка!»
Показ картинок без предмета также основан на определенной последовательности:
1. Показ одной картинки
Педагог показывает картинку, вызывая у ребенка ориентировочную реакцию, эмоционально называет изображенный предмет (правильно и облегченно, указывая на изображение рукой, обводя контур. После того, как внимание ребенка будет привлечено, взрослый неожиданно прячет картинку (переворачивает) со словами: «Ай, нет куклы, где кукла – ля-ля?». Далее вновь показывает картинку и называет ее : «Вот, кукла ля-ля (одновременно рукой ребенка показывает изображение). Показ и прятание картинки повторяется 2-3 раза и заканчивается занятие на исчезновении картинки : «Нет куклы».
2. Показ двух картинок
Методические приемы остаются те же, при этом вначале показывают знакомую картинку, а затем новую (резко контрастную по внешнему виду, например - кукла и машина). Показ картинок можно сопровождать чтением потешек, стихотворений по тематике.
II этап (1.3м. – 1.6мес.)
1. Узнавание нескольких предметов (4-8 картинок)
Цель занятий:
- Узнавать по слову изображения нескольких предметов (кукла, мячик, машина, матрешка, кошка, собака, лошадка, мишка, петушок, зайчик).
Педагог показывает одну картинку, называет ее правильным и облегченным словом и, выждав немного, просит показать: «Где собачка? Ав-ав?». Так постепенно осуществляется показ набора картинок, отобранных для данного занятия. Помимо показа и называния картинок, происходит обучение выполнения действий с картинками : показать пальчиком, спрятать, взять картинку в руки и дать взрослому («Покажи», «Найди», «Спрячь», «Дай картинку»). Если ребенок не показывает, не берет или не подает, то педагог делает «совместные действия» рукой ребенка, сопровождая словами. Картинки меняются местами, чтобы ребенок нашел их в разных местах. По мере усвоения детьми заданий, картинки добавляются новые.
С этой же целью можно предложить вариант занятий на матерчатом «Кубе» найти картинку по слову, поворачивая кубик.
2. Обобщение однородных предметов
Цель занятий:
- Развивать умение дифференцировать (различать) изображения предметов, близких по своим внешним признакам, но различных по цвету, величине.
- Формировать слова - обобщения.
На занятии используются изображения 2 однородных предметов, внешне различных на фоне третьего контрастного (например - собачка белая, собачка черная и кукла; легковая и грузовая машина и на третьей картине – кошка).
III этап (1.3-4мес. – 1.8м.)
Узнавание изображения отдельных действий
Цель занятий:
- Совершенствовать умение узнавать изображения знакомых предметов и действий с ними.
- Называть предметы, действия облегченными и правильными словами.
Ребенка необходимо постепенно вести от восприятия и понимания одного действия, выполняемого одним героем к рассматриванию картин с более сложным сюжетом. Этому способствуют «показы - инсценировки» с куклой и другими игрушками. Усложнение занятий идет за счет подбора картинок в определенной последовательности:
1. Картинки с изображением объектов, производящих различные действия (кукла спит, собачка ест).
Педагог показывает картинки и называет предметы и действия персонажей. Ребенку предлагается вопрос: «Где кукла ест?», «А где собачка спит?» Затем все картинки показывает по одной и уточняет: «Кто это? Что делает?».
2. Картинки с изображением различных объектов, производящих одинаковые действия (обобщение действий – девочка спит, собачка спит)
3. Картинки, изображающие одинаковые объекты, но производящие разные действия (девочка купает куклу, девочка укладывает спать куклу.)
На данном этапе ребенка нужно учить произносить правильные слова, взрослый не должен употреблять облегченные слова, обогащаем речь новыми словами (например, при показе картинки «девочка укладывает куклу спать»- тише, тихо, кукла спит). К изображению, где девочка купает куклу: «Ах, какая теплая водичка, кукла будет купаться".
IV этап (1.7-1.8мес. – 2лет)
Показ изображений знакомых сюжетов
Цель занятий:
- Учить понимать изображения несложных знакомых сюжетов.
- Развивать умение выражать свои впечатления словом, 2х-3х словными предложениями, обогащать словарный запас детей.
- Формировать умение слушать небольшой рассказ взрослого по картине.
Размер картин, используемых на занятиях, 25х30 см. Тематика несложных сюжетов проста: «Мама купает малыша», «Мальчик поит из ведра лошадку», «Дети моют руки, обедают, одеваются на прогулку», «Дети играют с кубиками», «Папа чинит мальчику сломанную машину», «Девочка завязывает бинтом собачке лапку» и другие.
При показе картин сюжетного плана, детям дается небольшая пауза, чтобы дать возможность активно отреагировать, высказаться (радостные возгласы, отдельные слова, фразы, а затем спрашивает: «Кто это? Что он делает? Что построил мальчик? Где мишка? Где машина?»
После рассматривания и беседы, дается небольшой рассказ, передающий основное содержание картины. Простое перечисление объектов, действий без единого связного рассказа, не способствует формированию словесных обобщений у ребенка и развитию мышления.
Рассказ по картине : «Мальчик Коля строит дом из кубиков. У него много игрушек: мишка, машина, кубики. Коля любит играть. Он построил красивый дом».
К концу 2-го года проводятся занятия с картинками (лото – «Найди пару», «Парные картинки»).
Цель:
-Развивать умение сравнивать, различать и узнавать изображения знакомых предметов и действий (вначале по показу, затем по словесному указанию)
- Закрепить представления о величине, форме и цвете предметов.
На этих занятиях используется любое лото с карточками- парными картинками. Подбор картин производится на 2 признака одновременно (цвет и форма).
Успешность занятий во многом зависит от того, насколько взрослый сумеет донести до сознания ребенка, для чего он должен совершать подбор, группировку, выбор картинок. Занятия следует проводить в сюжетной линии, так как ребенку с 1г. 7-1г. 9мес. необходима мотивация действий, иметь логику и цель, которые он должен выполнить по просьбе взрослого. ( Поручение: «Помоги кукле найти такую же картинку - собачку»).
Особую эмоциональность и теплоту придают занятиям фольклорные тексты.
V этап (2г. - 2.6 мес.)
Группировка и классификация тематических картинок
Цель:
- Расширять представления о предметах ближайшего окружения («Что люди надевают?», «Для чего нужны тарелки, ложки, чашки?», «На чем люди ездят?»)
- Учить группировать картинки по функциональному назначению, опираясь на обобщающие понятия (игрушки, одежда, обувь, посуда, овощи, фрукты, птицы, животные).
- Формировать понятие о домашних и диких животных, их отличительных особенностей внешнего вида (хвост, крылья, рога, грива, усы, копыта, лапы).
-Находить на картинках не только знакомых животных и птиц, но и их детенышей.
-Подбирать по цвету различные предметы (картинки с изображением предметов, окрашенных в 4 цвета).
На 2-м году жизни ребенка больше внимания уделялось рассматриванию, выбору, сопоставлению картинок. На 3-м году работа с картинками значительно усложняется: на первый план выступают группировка и классификация этих же картинок, расширяются познавательные задачи: в речевую практику вводятся существительные с собирательным значением.
Детям в игровой форме предлагается рассмотреть картинки с видом одежды, обуви (например, кукла собралась в гости к Мишке и выбирает одежду и обувь)
Широко используется лото с большими карточками, где подбираются к ним маленькие картинки тематического плана.
При знакомстве с животными должна быть зрительная опора, где обитает, живет животное (дом, двор, хлев-сарай, лес).
VI этап (2.6 мес. – 3 г.)
- Формирование уточненных, обобщенных понятий;
- Сезонные изменения в природе;
-Сюжетные картины с показом нескольких действий.
Цель:
- Обогащать знания об окружающей действительности, узнавать и называть животных и их детенышей, птиц, насекомых.
- Знакомить с сезонными изменениями в природе, временах года, детских забавах (понятие - тепло, холодно).
- Формировать уточненные понятия собирательных существительных: посуда чайная и столовая; одежда – летняя и зимняя; транспорт – пассажирский и грузовой; животные – домашние и дикие; сад-огород.
- Знакомство с профессиями ближнего окружения (повар, врач, няня, шофер)
Особенностью работы во второй половине 3 года жизни можно считать формирование более уточненных понятий. (Например, отличительные особенности транспортных средств: легковой автомобиль и грузовой, у которого есть кузов; скорая помощь, пожарная машина, автобус, а также воздушный транспорт).
С картинками, изображающие транспорт, можно провести увлекательные занятие- игру «Кто на чем поедет?» Дети выбирают картинку с изображением любого транспортного средства, на чем хотят покататься поехать, но обсудив ситуации, если друзья не хотят расставаться, можно поехать всем на машине, самолете, сочетая с чтением стихов, песенок.
Одним из приемов активации в классификации тематических картинок выступает «личное вхождение ребенка в непосредственный сюжет игры» : «Что нужно Саше в магазине, чтобы сварить суп?» Ребенок самостоятельно выбирает картинки, нужные для приготовления супа: овощи или фрукты.
Заинтересует детей рассказ «Мама купила «Овощи-фрукты» (одежду-обувь, посуду-чайную и столовую, они лежат в большой сумке, и все вдруг перемешалось. Необходимо найти фрукты и овощи; обувь и одежду, чайную и столовую посуду.
В этом очередном этапе детям доступны игры с подбором маленьких картинок к сюжетам на большой картинке. Например, по сказкам: «С какой сказки этот персонаж, или сюжет?» Игра «Мои первые предложения» с набором сюжетов: «Зимние забавы», «Семья», «Лето», «Мы играем».
На 3 году жизни детям предлагаются картины среднего размера из серии «Домашние животные и их детеныши», «Мы играем», «Времена года», «Труд взрослых», «Сад, огород» и другие.
Рассматривание картины следует начинать с человека (людей, изображенного на ней. Отмечаются его действия, одежда, настроение; особое внимание обращается на совместные действия с определенной целью (например, дети скатывают снежный ком, чтобы сделать снеговика). Затем отмечается второй план картины – явления природы, по которым и определяется время года. И, наконец, дети, на основе уже замеченного и сказанного, описывают время года, действия людей по сезону, в связи с этим и вопросы, обращенные к детям, выстраиваются определенным образом. После небольшой беседы и рассматривания картины, дается рассказ по содержанию картины (можно давать имена персонажам картины). В конце дается завершающая часть: из нее ребенок понимает отношение педагога к тому, что он рассказал и показал, а также установку к действиям самого ребенка (детей).
VII этап (3г. - 3.6 мес.)
•Экзотические животные жарких стран;
•Знакомство с «новыми» профессиями.
Цель:
- Формировать реалистические представления о диких животных жарких стран (их повадки, отличительные особенности).
- Продолжать знакомство с профессиями, с процессом труда и его результатом, с социальной направленностью профессий: врач вылечил больного, повар сварил обед, парикмахер сделал красивую прическу.
Работая с картинками на этом этапе, ребенок открывает для себя социальный мир, человеческие отношения в обществе, расширяются представления о растительном и животном мире, углубляются знания о профессиях, о труде взрослых. В ходе бесед педагог подчеркивает направленность трудовых действий людей, их социальную значимость и результат. (Д/ игра «Кому что нужно?» -подбор орудий труда к профессиям).
На занятиях с картинками «Покупка овощей», «Что возьмем на огород», «У бабушки Арины на огороде», в активный словарь детей переходят не только собирательные существительные, но и более широкие обобщающие понятия – урожай овощей, фруктов, а также включаются сложные причинно-следственные связи с определенным временем года – осенью. Назначения предметов, которые группирует ребенок, и воображаемая ситуация, в которой они используются, дети связывают с потребностями людей (человека).
Представления о картинках и картинах «обрастают» связями и отражают реальные впечатления.
Картины и картинки оказывают на детей глубокое эмоциональное воздействие, положительные эмоции; они полезны не только для умственного, познавательного развития, но и физического совершенствования и здоровья детей раннего возраста.