Мария Литвиненко
Психология детей младшего и старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В возрастной психологии дошкольный возраст описывается как один
из важнейших этапов развития личности. Именно в этот период в ребёнка
закладывается восприятие себя и своих возможностей, отношение к миру и
стереотипы общения. Психология дошкольного возраста помогает родителям
разобраться в особенностях развития и причинах поведения малыша.
Дошкольным в современной психологии принято считать возраст от 4
до 7 лет. Началу этого периода предшествует кризис трёх лет. Это
Темочки:
достаточно сложный период в жизни родителей, поскольку ребёнок
проявляет крайний негативизм и сильное упрямство. Именно этот кризис
означает, что ребёнок дифференцируется, отделяется от матери и проявляет
себя как отдельная личность со своим мнением и желаниями. Чтобы он
успешно прошёл этот этап, родителям ни в коем случае не следует унижать
или ломать дошкольника. Нужно показать ему, что его слышат, и он имеет
право на свои переживания, но решать – это право взрослых. Пройдя этот
кризис, ребёнок выходит на новый уровень отношений со взрослыми. Если
раньше он был «пупом земли», маминым продолжением, то теперь он
становится отдельной личностью и полноправным членом семьи. Он должен
следовать семейным правилам, и у него появляются первые обязанности
(убирать игрушки).
Границы семьи раскрываются, и ребёнок открывает для себя
окружающий мир. В это время обычно он начинает посещать детский сад, где
учится взаимодействовать со сверстниками, а также другими взрослыми. Вот
и первая социальная роль. Стремление к самостоятельности является важной
характеристикой дошкольного возраста. Ребёнок стремится быть взрослым, но ещё не может им быть. Именно это порождает сюжетно-ролевую игру как
возможность «поиграть в самостоятельного взрослого». Дошкольник во всём
старается подражать старшим, начиная от интонации, заканчивая жестами и
поведением. В этом возрасте ребёнок, как зеркало, отражает своих родителей.
Для них это отличная возможность посмотреть на себя со стороны и
задуматься, чему они учат своих детей.
Игра как способ развития.
Дошкольная психология определяет игру как ведущую деятельность в
развитии детей этого возраста. Что означает «ведущая деятельность»? Это
значит, что именно эта деятельность оказывает главное влияние на развитие
личности ребёнка и всех его психических процессов.
В процессе игры ребёнок учится контролировать своё поведение
согласно выбранной роли. Так формируется его произвольное поведение. Но
не стоит думать, что игра для малыша всего лишь фантазия, притворство.
Нет. Для него игра — эмоционально насыщенная и абсолютно реальная
деятельность, где он может стать кем угодно: доктором, продавцом,
учителем, рыцарем или принцессой. Совместная игра помогает детям развить
коммуникативные навыки, а также способствует возникновению социальных
мотивов (достижение успеха, лидерства).
В процессе сюжетно-ролевой игры у дошкольника появляются
следующие новообразования:
-соподчинение мотивов, то есть способность свои личные желания
подчинять правилам игры;
-обучение умения общаться с другими детьми. Он овладевает
навыками взаимодействия со сверстниками, получая как положительный
опыт общения (дружба, общие игрушки, так и негативный (обиды, ссоры);
-усвоение слова «НАДО», и понимание того, что оно гораздо сильнее слова «ХОЧУ».