Елена Тарасова
Специальная педагогика
▼ Скачать + Заказать документы
1. основные понятия
Специальная педагогика — часть общей педагогики, изучающая проблемы образования лиц с ОВЗ.
Специальное образование — дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия.
Предмет изучения специальной педагогики :
• вопросы теории и практики специального обучения и воспитания;
Публикация «Специальная педагогика» размещена в разделах
• принципы, содержание и методы коррекционно-педагогической работы, направленной на преодоление недостатков в развитии детей в целях их социальной адаптации и интеграции в общество.
Цель специальной педагогики – разработка теоретических и практических вопросов специального образования, направленного на социализаПредмет и задачи специальной педагогики, ее структура, оцию и самореализацию лиц с недостатками психического и (или) физического развития.
Специальная педагогика решает широкий круг задач.
К теоретическим задачам относятся:
• Разработка теоретико-методологических основ специального обучения и воспитания.
• Разработка принципов, методов и содержания обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.
• Изучение существующих педагогических систем образования лиц со специальными образовательными потребностями.
• Исследование, разработка и реализация педагогических средств предупреждения и преодоления отклонений в развитии у детей.
К практическим задачам относятся:
• Разработка вопросов организации педагогического процесса в различных типах специальных образовательных учреждений.
• Разработка специальных педагогических технологий.
• Разработка образовательных и коррекционно-развивающих программ.
• Разработка программ профориентации, профессиональной подготовки, социально трудовой адаптации лиц с отклонениями в развитии.
• Обобщение передового педагогического опыта.
Система специального образования в России имеет как вертикальную, так и горизонтальную структуру.
Вертикальная структура основывается на возрастных особенностях учащихся и уровнях общеобразовательных программ.
Горизонтальная структура учитывает психофизическое развитие ребенка, особенности его познавательной деятельности и характер нарушения.
Для групп, относящихся к «проблемным» детям, в стране функционируют:
• — специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с нарушениями в развитии;
• — специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением;
• — школы-интернаты и детские дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Вертикальная структура состоит из пяти уровней:
• — период раннего младенчества (от 0 до 3 лет);
• — дошкольный период (от 3 до 7 лет);
• — период обязательного обучения (от 7 до 16 лет);
• — период среднего образования и профессиональной подготовки — от 15 до 18 лет и вплоть до 21 года для слепых, глухих, лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата;
• — период обучения взрослых-инвалидов.
В период раннего младенческого возраста (от рождения до трех лет) дети обучаются и воспитываются в домашних условиях, в детских яслях, дети-сироты — в домах ребенка. Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения в развитии, проводится в центрах реабилитации или абилитации.
Для детей дошкольного возраста существуют следующие учреждения:
• — специальные детские сады (с дневным пребыванием и круглосуточные);
• — коррекционные детские дома;
• — специальные группы в массовых детских садах;
• — специализированные реабилитационные центры;
• — дошкольные группы в специальных школах (для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта).
Специальные (коррекционные) школы для детей с нарушениями в развитии реализуют программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
Специальные (коррекционные) школы, принадлежащие Министерству просвещения Российской Федерации, являются частью системы образования и обеспечивают возможность получения образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов (в том числе ФГОС для обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью, а также одновременно решают специальные задачи коррекционного характера, обеспечивая воспитание, обучение, лечение, социальную адаптацию и интеграцию в общество детей.
Формы образования могут быть следующими:
• — специальная (коррекционная) школа (дневная или вечерняя) ;
• — специальная (коррекционная) школа-интернат;
• — реабилитационные центры;
• — коррекционный класс при массовом общеобразовательном учреждении;
• — индивидуально в массовом общеобразовательном учреждении;
• — обучение на дому;
• — экстернат;
• — обучение в условиях стационарного лечебного учреждения;
• — школы-профилактории.
Горизонтальная структура специального образования в России представлена восемью видами специальных (коррекционных) учреждений для детей с нарушениями в развитии:
I — для глухих (классы для умственно отсталых детей);
II — для слабослышащих (классы для умственно отсталых детей);
III — для слепых (классы для умственно отсталых детей);
IV — для слабовидящих (классы для умственно отсталых детей);
V — с тяжелым нарушением речи;
VI — с нарушением опорно-двигательного аппарата (классы для умственно отсталых детей);
VII — с задержкой психического развития;
VIII — для умственно отсталых (специальные классы для глубоко умственно отсталых детей, классы для детей с комбинированными (сложными) дефектами.
Специальные учебно-воспитательные учреждения могут быть открытого либо закрытого типа.
Учреждения открытого типа выполняют функции профилактического учреждения и создаются для детей и подростков с устойчивым противоправным поведением, подвергшихся любым формам психологического насилия, отказывающихся посещать общеобразовательные учреждения и испытывающих трудности в общении с родителями. В этих учреждениях создаются условия, обеспечивающие развитие личности воспитанника, нуждающегося в особой заботе и защите.
Учреждения закрытого типа создаются для несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные УК РФ. Эта категория лиц нуждается в особых условиях воспитания и обучения и требует специального педагогического подхода. В учреждениях закрытого типа создается режимная служба, обеспечивающая специальные условия содержания воспитанников (охрану территории и материальных ценностей, создание безопасных условий, круглосуточное наблюдение и контроль, досмотр вещей и др.).
Таким образом, специальное образование в России в настоящее время представляет собой сложную разветвленную систему, в которой наблюдаются дифференциация, интеграция и совершенствование вертикальной и горизонтальной структур, развитие новых видов специальных учреждений для детей с трудностями в обучении, общении, поведении, а также создание принципиально новых многопрофильных и многофункциональных реабилитационных центров, оказывающих социально-педагогическую и психологическую помощь и поддержку детям разного возраста с различными отклонениями в развитии.
Основные понятия специальной педагогики : «отклонения в развитии», «коррекция, компенсация», «адаптация».
Коррекция — система психолого-педагогических и медико-социальных мер, направленных на исправление или ослабление физических или психических нарушений.
Компенсация психических функций — это возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций.
Компенсация:
• внутрисистемная (осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур (например, при потере слуха развитие остаточного слухового восприятия)
• межсистемная (осуществляется путем перестройки функциональных систем и включения в работу новых элементов из других структур за счет выполнения ранее несвойственных им функций (например, компенсация функций зрительного анализатора у слепорожденного ребенка происходит за счет развития осязания, т. е. деятельности двигательного и кожного анализаторов)
Адаптация — приспособление человека, как личности, к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и собственными потребностями, мотивами и интересами.
Абилитация — ранее (до 3х лет) первоначальное формирование нарушенной способности к чему-либо (медицинским способом).
Реабилитация — восстановление нарушенных функций организма и трудоспособности, достигаемое комплексом медицинских, социальных и педагогических мер.
Отклонение в развитии — физическое или психическое нарушение, подтвержденное психолого-медико-педагогической комиссией в отношении ребенка и медико-экспертной комиссией в отношении взрослого.
Отклонение в физическом развитии – подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа человека либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание.
Отклонения в психическом развитии ребенка — неадекватное формирование психологического опыта, вызванное сенсорными нарушениями (глухота, тугоухость, слепота, слабовидение) или поражениями центральной нервной системы (умственная отсталость, ЗПР
22. Принципы специальной педагогики
Принципы — это система наиболее общих, существенных и устойчивых требований, которые определяют характер и особенности организации коррекционно-образовательного процесса и управления познавательной деятельностью лиц с особыми образовательными потребностями.
1. Принцип педагогического оптимизма
Предполагает иной взгляд на человека с особыми образовательными потребностями. Как на благополучно развивающуюся и социально полноценную личность, если этого хочет общество, если оно может обеспечить для этого необходимые условия. Этот принцип основывается на современном гуманистическом мировоззрении, признающем право каждого человека независимо от его особенностей и ограниченных возможностей жизнедеятельности быть включенным в образовательный процесс.
Специальная педагогика исходит из того, что учиться могут все дети. Лица с особыми образовательными потребностями, как правило, учатся медленнее, но они могут учиться и достигать высоких результатов. Специальный педагог строит коррекционно-педагогическую работу с ребенком, опираясь не только на имеющийся актуальный уровень развития, но и зная и учитывая потенциальные возможности ребенка, имея установку на положительный результат обучения.
2. Принцип ранней педагогической помощи
Современная специальная педагогика считает одним из ключевых условий успешной коррекционно-педагогической помощи обеспечение раннего выявления и ранней диагностики отклонений в развитии ребенка для определения его особых образовательных потребностей.
Современное специальное образование предусматривает максимальное сокращение разрыва между моментом выявления первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционно-педагогической помощи, расширяя временные границы предоставления специальных образовательных услуг.
Из психологии известно, что в развитии ребенка существуют так называемые сензитивные периоды, т. е. периоды наиболее благоприятного, легкого и быстрого развития определенных психических процессов. Эти периоды недолговременны, и если по каким-либо причинам в этот период не сформировалась предполагаемая структура то по его окончанию в дальнейшем потребуется много специальных усилий для того, чтобы ее сформировать.
3. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования
Этот принцип предполагает опору на здоровые силы обучающегося, воспитанника, построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма в соответствии со спецификой природы недостатка развития (т. е. природосообразно). Коррекционная работа, направленная на исправление или ослабление недостатков психо- физическго развития (например, коррекция недостатков речи, произвольных движений, пространственной ориентации и пр., создает дополнительные возможности для процесса компенсации утраченных или неполноценных функций или систем организма. Образование и развитие ребенка с ограниченными возможностями строится, таким образом, в соответствии с его специфическими природными возможностями и на их основе.
4. Принцип социально-адаптирующей направленности образования
Коррекция и компенсация недостатков развития рассматриваются в специальном образовательном процессе не как самоцель, а как средство обеспечения человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности максимально возможной для него самостоятельности и независимости в социальной жизни.
Социально-адаптирующая направленность специального образования позволяет преодолеть или значительно уменьшить «социальное выпадение», сформировать различные структуры социальной компетентности и психологическую подготовленность к жизни в окружающей человека социокультурной среде, помочь найти ту социальную нишу, в которой недостаток развития и ограничение возможностей максимально компенсировались бы, позволяя вести независимый социально и материально достойный человека образ жизни.
Социально-адаптирующая направленность специального образования обеспечивается содержанием его стандартов, формами и средствами коррекционно-образовательного процесса, которые предусматривают долговременную и сложную систему коррекционно-педагогической и психологической работы по освоению воспитанником необходимых для участия в социальной жизни норм поведения и жизнедеятельности, а также выработку соответствующих навыков и привычек в максимально доступной для данного человека мере, начиная от элементарных гигиенических, коммуникативных, бытовых навыков и заканчивая сложными социальными навыками, нравственно-этическими, философскими, социокультурными и иными взглядами и убеждениями.
5. Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования
Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования. Традиционное обучение в массовых образовательных учреждениях адресовано детям с развитой словесной речью. Любое нарушение умственного или физического развития отрицательно сказывается на развитии у ребенка и мышления, и речи, и умения общаться. Отсюда потребность в коррекционно- педагогической помощи по развитию речи, мышления и общения для успешной социокультурной адаптации человека с ограниченными возможностями.
6. Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании
Опирается на существующее в психологии понятие «ведущая деятельность». Предметно-практическая деятельность в системе специального образования является специфическим средством обеспечения компенсаторного развития ребенка с любым отклонением в развитии. Предметно-практическая деятельность в системе специального образования является специфическим средством обеспечения компенсаторного развития ребенка с любым отклонением в развитии (инструментом коррекции и компенсации нарушенных психических функций, пропедевтики необходимых элементов образования и трудовой деятельности. То, чему обычного ребенка можно научить на словах, для ребенка с особыми образовательными потребностями становится доступным только в процессе собственной деятельности, специально организованной и направляемой педагогом.
Предметно-практическая деятельность позволяет, опираясь на здоровые силы и сохранные возможности ребенка, развивать сенсомоторную основу высших психических функций, в первую очередь языка и мышления, компенсировать недостаточность жизненного, практического (деятельностного) опыта, создавать естественные условия для развития навыков ситуативно-деятельностного и других видов общения, обеспечивать устойчивую мотивацию общения и деятельности в процессе обучения, овладевать навыками социального взаимодействия.
7. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода.
Индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода. Учебные программы и учебники системы специального образования указывают вариативные возможности освоения программного материала, предусматривают разные уровни трудности с учетом разных групп, обучающихся внутри класса или группы.
Индивидуальный подход позволяет не только вести коррекционно-педагогическую работу в целом, но и специально уделять внимание отдельным выраженным недостаткам развития каждого ребенка путем избирательного использования необходимых в данном случае методов и средств.
Принцип индивидуального подхода позволяет не исключать из образовательного процесса детей, для которых общепринятые способы коррекционного воздействия оказываются неэффективными.
8. Принцип необходимости специального педагогического руководства.
Учебно-познавательная деятельность ребенка с любым отклонением в развитии отличается от учебно-познавательной деятельности обычного ребенка, так как имеет особое содержание, глубокое своеобразие протекания и нуждается в особой организации и способах ее реализации. Вследствие глубокого своеобразия развития детей с особыми образовательными потребностями самостоятельная учебно-познавательная деятельность их затруднена или невозможна.