Юлия Афанасьева
«Звуковой лабиринт». Методическое пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Речь – это великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.
Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребенка. В настоящее время многие дети к моменту поступления в школу не овладевают произношением всех звуков родного языка.
Темочки:
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Лабиринт. Дидактические игры на основе лабиринтов
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» март 2016
Существует множество различных игр и упражнений, которые помогают логопеду и воспитателю сделать процесс работы со звуками более интересным для ребенка. Я хочу предложить Вашему вниманию авторскую разработку, которую я использую в своей работе по коррекции произношения.
Наряду с автоматизацией в данном пособии хорошо отрабатываются и другие задачи по коррекции речевой патологии. Надеюсь, что данное пособие поможет молодым логопедам сделать занятия с детьми более интересными и увлекательными для ребенка.
Описание пособия и аннотация по применению: на карточке – папке (перфокарте) изображены картинки, а под каждой картинкой вырезано окошко (квадрат). Перфокарта состоит из 2 листов. Верхний слой имеет картинки и окошки – прорези для закрашивания. Нижний слой – прозрачный лист. Оба слоя соединены между собой в «карман». В папку закладывается лист бумаги. Картинки подобраны таким образом, что часть из них содержит заданный звук в разных позициях : в начале, середине или конце слова. Задача ребенка – найти все картинки, имеющие в названии заданный звук, и закрасить отверстия под этими картинками. После этого лист вынимается из папки, все пометки соединяются линиями. Если картинки определены правильно, должна получиться буква, обозначающая заданный звук.
Ребёнок называя картинку, на слух определяет наличие или отсутствие заданного звука в слове, выделяя автоматизируемый звук. Затем может «превращать» большой предмет в маленький с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса: сапоги – сапожки. Поиграв в одну игру, ребёнок выбирает другую игру.
Таким образом, он автоматизирует поставленный звук, упражняется в согласовании, образовании слов или учится составлять предложения, тренируется в делении слов на слоги, и развивает фонематические процессы.
Комплекс игр и упражнений.
Данное методическое пособие составлено на основе дидактических принципов с учетом возрастных особенностей детей 5-8 лет с речевыми нарушениями. Пособие состоит из 20 перфокарт (все согласные буквы русского языка).
Лексический материал для игр и упражнений подобран с учётом многих параметров, необходимых для формирования практических умений и навыков пользования исправленной речью:
• Слова с автоматизируемыми звуками (на каждой перфокарте нет картинок с оппозиционными звуками);
• Слова-картинки, доступные детскому восприятию, чтобы дети могли на картинке узнать и назвать знакомый предмет;
• Слова, имеющие различное количество слогов для определения их количества;
• Слова с различной позицией звука в слове (начало, середина, конец)
• Слова мужского, женского, среднего рода в единственном и множественном числе, чтобы дети могли поупражняться в изменении слов и услышать, что в словах разные окончания.
Таким образом, с помощью данного пособия, используемого на подгрупповых и индивидуальных занятиях, можно решать сразу несколько задач: автоматизировать, дифференцировать звуки и одновременно упражняться в правильном изменении и образовании слов, согласовании слов в словосочетаниях и предложениях. У данного пособия есть перспективы для дальнейшего пополнения дидактической базы.
Данное пособие разрабатывалось и подбирался картинный материал в течение летнего периода. С начала учебного года 2015 – 2016 мною было использовано в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста (1 класс). У детей повысилась мотивация на занятиях, они могут сами по своему усмотрению изменять, дополнять или взаимозаменять правила игры, что является одной из главных задач ФГОС. Детям нравится в конце занятия получить готовый продукт своей деятельности, который значим и интересен не только ему, но и педагогу. Ребенок играет, выстраивает свои правила, а педагог, через игру, достигает поставленной цели.