Чепланова Анна
Психологической анализ методического комплекта обучения дошкольников основам программирования
▼ Скачать + Заказать документы
В национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации» [1] говорится о потребности в профессиональных кадрах, необходимых для развития цифровой экономики. Позицию, которая становится отправной точкой для разработки актуальных форм деятельности с обучающимися на всех уровнях образования - от дошкольного и выше, можно определить несколькими ключевыми аспектами: один из них - это цифровая компетентность, обусловленная глобальным вхождением ИКТ-технологий в жизнь современного человека. Она имеет и другую сторону - существует запрос на увеличение числа специалистов в сфере IТ-технологий.
Публикация «Психологической анализ методического комплекта обучения дошкольников основам программирования» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Программы
- Темочки
Обращаясь к ФГОС дошкольного образования, мы можем выделить способность к сотрудничеству и выполнению как лидерских, так и исполнительских функций в совместной деятельности, а также владение средствами и способами взаимодействия (умение договориться, распределить действия при сотрудничестве) как важный целевой ориентир развития ребенка к завершению дошкольной ступени образования.
Таким образом, мы получаем представление о качествах, которые необходимо формировать у будущего специалиста цифровой экономики, закладывая основу на самой ранней ступени обучения - в дошкольном детстве.
В этой связи актуальным становится как поиск новых методов и систем работы с детьми, так и эффективное использование ресурсов уже существующих разработок. В данной деятельности необходимо руководствоваться важным условием - обучение должно способствовать развитию - что предполагает психологический анализ и обоснование развивающего потенциала тех или иных методик
В течении последних лет в детских садах и школах России проходит эксперимент по обучению программированию детей 5-7 лет. Для этого педагоги используют новационный программный продукт – «ПиктоМир». Сейчас уже можно с уверенностью констатировать, что ПиктоМир прошел успешную апробацию и зарекомендовал себя как удобное средство для обучения детей азам последовательного программирования [4].
Воспитанники дошкольного возраста обучаются составлению линейных алгоритмов и алгоритмов с условием, знакомятся с понятиями программа, команда, программист. Эти занятия также позволяют формировать интерес ребенка к программированию, подготовить ребенка к деятельности по созданию компьютерных программ, что характеризует предметную ориентированность курса.
Варианты подготовки детей к вхождению в сферу программирования могут опираться на различные подходы. Учитывая требования к развивающему характеру обучения, среди них важно выделить такие, которые учитывают становление возрастных новообразований дошкольников и младших школьников, создают возможности их обогащения и динамики.
Одно и то же дидактическое средство может служить инструментом достижения локальных или масштабных развивающих результатов. Анализируя задания, в которые оказываются включены дети при применении системы обучения программированию на основе «ПиктоМира» можно обозначить не только предметную, но и общепсихологическую ориентированность на закономерности познавательного и личностного развития дошкольников [2].
На текущем этапе проходят исследования, направленные на изучение потенциала методического комплекта ПиктоМир и создаваемых на его основе образовательных программ на развитие познавательной и социально личностной сферы дошкольников. Реализация программы «Алгоритмика для дошкольников» на базе детского сада МБДОУ №19 «Антошка» г. Белгород позволяет охарактеризовать положительный развивающий эффект в познавательной сфере дошкольников : из воспитанников подготовительных групп более 30% детей освоили курс на высоком уровне (без особых трудностей справились с предложенными заданиями, а более половины дошкольников испытывали лишь небольшие трудности, нуждались в более длительном времени для выполнения заданий, но в результате, также его успешно выполнили.
Психологической анализ методического комплекта обучения детей основам программирования ПиктоМир и процесса реализации, разработанной на его основе дополнительной общеобразовательной программы в подготовительных группах детского сада, позволил выделить спектр явных и потенциальных возможностей влиять на ход формирования возрастных новообразований. Были определены направления положительного влияния на динамику овладения способами знаково-символического мышления, овладение приемами пространственной ориентировки и умственными операциями планирования, прогнозирования сложных маршрутов передвижения разных по функции фигур при кодировании их маршрутов [4, с. 27].
В ходе исследования была обоснована реализация в методах и приемах работы с дошкольниками принципов деятельностного подхода, в том числе при формировании у детей способов создания алгоритмов, прогнозирования маршрутов робота, планирования способов решения задачи.
Другое, не менее важное направление характеризуется включением в образовательный процесс заданий на кооперативное программирование, предусматривающих варианты взаимодействия детей по принципу партнерства. Их применение позволяет преодолеть риски закрепления индивидуального стиля детей при использовании компьютеров, опереться на них в качестве средств развития такой социальноличностной компетенции как умение работать в команде.
Актуализация принципов развивающего обучения предполагают приоритеты воспитания содержательных учебных взаимодействий. Это в дальнейшем оказывает влияние на способности к профессиональному и социальному партнерству.
Данное направление развития может быть поддержано на основе применения заданий системы «ПиктоМир», предусматривающих партнерские задания. Системное применение подобных форм работы позволит воспитывать у детей культуру договоренностей, партнерских пристроек, прогнозирования соотношения планируемых способов деятельности и достижения совместного результата.
Список литературы
1. О проекте «Образование 2030» сайт ФГБУ «ФИОКО» (Федеральный институт оценки качества образования). https://fioco.ru/Contents/Item/Display/2201455.
2. Пиктомир - свободно распространяемая программная система для изучения азов программирования дошкольниками и младшими школьниками. https://www.niisi.ru/piktomir/.
3. Методические указания по проведению цикла занятий «Алгоритмика» в подготовительных группах дошкольных образовательных учреждений с использованием свободно распространяемой учебной среды ПиктоМир. https://www.niisi.ru/piktomir/method2018.htm.
4. А. Г. Кушниренко, А. Г. Леонов, К. А. Пронин, М. А. Ройтберг, В. В. Яковлев. Свободное программное обеспечение в высшей школе. - // ПиктоМир: опыт использования и новые платформы,. Переславль, 29-30 января 2011.