Лима кулигина
Психологическое здоровье педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Что включает в себя понятие «психологическое здоровье»?
Под психологическим здоровьем понимаются психологические
аспекты психического здоровья, т. е. то, что относится к личности в целом.
Если составить обобщенный «портрет» психологически здорового
человека, то можно получить следующее.
Психологически здоровый человек – это, прежде всего, человек
спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и
Публикация «Психологическое здоровье педагогов» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
познающий себя и окружающий мир. Такой человек возлагает
ответственность за свою жизнь, прежде всего, на самого себя и извлекает
уроки из неблагоприятных ситуаций. Он находится в постоянном развитии и,
конечно, способствует развитию других людей.
Таким образом, можно сказать, что «ключевым» словом для описания
психологического здоровья является слово «гармония», или «баланс». И,
прежде всего, это гармония между различными составляющими самого
человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и
психическими и т. п.
Ни для кого не секрет, что профессия педагога относится к разряду
стрессогенных и требует от него больших резервов самообладания и
саморегуляции.
Это эффективные средства сохранения психологического здоровья
педагогов (саморегуляции, рефлексии, восстановления). Поскольку в
педагогической деятельности постоянно отмечается состояние
эмоциональной напряженности. После пребывания в напряженных ситуациях
педагог чаще ощущает разбитость, подавленность, желание расслабиться. В
отдельных случаях эмоциональная напряженность достигает критического
момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля.
Это своего рода техники безопасности для специалистов, имеющих
многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе своей
профессиональной деятельности.
Психологическое здоровье педагогов является необходимым условием
здоровья детей, т. к. главным инструментом учителя выступает его
психологическое взаимодействие с ребенком, а личность учителя является
главным фактором труда учителя, определяющим профессиональную
позицию педагогической деятельности и педагогического общения.
Чтобы защитить себя от стрессов, надо научиться управлять стрессом,
расслабляться, снимать напряжение. Необходимо научиться распознавать в
себе признаки стресса и его симптомы. И тогда, действуя правильно, можно
предупредить возникновение заболевания.
Здоровый и духовно развитый педагог получает удовлетворение от
своей работы, обладает высоким уровнем работоспособности, активности,
творчества, стремится к совершенствованию. Однако у некоторой части
современных педагогов отмечается состояние эмоциональной
напряженности в профессиональной деятельности, которая проявляется в
снижении устойчивости психических функций и понижении
работоспособности. Особенно велико влияние эмоциональной
напряженности на деятельность молодых педагогов. Постоянное действие
напряженных факторов профессионального труда вызывает у них ухудшение
результатов деятельности, снижение работоспособности, появление
нехарактерных ошибок, снижение показателей психических процессов
(памяти, мышления, внимания). После пребывания в напряженных
педагогических ситуациях многие учителя чувствуют разбитость,
подавленность, желание лечь, уснуть. В отдельных случаях эмоциональная
напряженность педагога достигает критического момента, результатом
является потеря самообладания и самоконтроля. Эмоциональные взрывы не
проходят бесследно для здоровья, отравляя организм стрессовыми
токсинами. Профессиональный долг обязывает педагога принимать
взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, раздражительности,
отчаяния. Однако внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит
бурный эмоциональный процесс, не приводит к усвоению, а, наоборот,
повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье,
вызывая разного рода психосоматические заболевания. Кроме того, часто
повышающиеся неблагоприятные эмоциональные состояния приводят к
закреплению отрицательных личностных качеств педагога
(раздражительности, тревожности, пессимизма и т. д., что негативно
сказывается на эффективности деятельности и взаимоотношениях педагога с
детьми и коллегами. В результате у некоторой части молодых педагогов
процесс адаптации к работе затягивается и выливается в общую
неудовлетворенность своей профессией. Характерно, что многие из них не
знают, как предотвратить и снять эмоциональную напряженность, и
указывают на неудовлетворительное состояние психологической подготовки
к деятельности в напряженных условиях в период обучения в
педагогическом вузе.
Для развития эмоциональной устойчивости педагога современная
психологическая наука предлагает множество способов, анализ которых
позволяет классифицировать их в две группы: специфические и
неспецифические.
Специфические способы выражаются в адаптации к напряженным
факторам деятельности, стимулирующим развитие эмоциональной
напряженности, в особом профессионально заостренном развитии качеств
личности будущего педагога : педагогической направленности,
профессионального самосознания, психологической культуры
(эмпатичность, экспрессивные умения, культура педагогического общения) и
других.
Неспецифические способы характеризуются применением средств и
способов саморегуляции эмоционального состояния, способов профилактики
и преодоления состояния эмоциональной напряженности (обучение приемам
релаксации, специальным физическим и дыхательным упражнениям,
самоконтролю внешних проявлений эмоционального состояния, развитие
навыков нахождения и снятия «мышечных зажимов»).
Учительство как профессиональная группа отличается крайне низкими
показателями физического и психического здоровья. По данным многих
исследований, даже у молодых учителей частыми являются обращения в
медицинские учреждения в связи с развитием заболеваний сердечнососудистой системы, язвенных заболеваний желудочно-кишечного тракта,
заболеваний неврогенного характера (нервные истощения, неврозы). Для
учителей со стажем работы 15 - 20 лет характерны «педагогические
кризисы», «истощение», «сгорание».
В последние 20 лет интерес исследователей привлекает специфический
вид профессионального заболевания лиц, работающих с людьми - врачей,
педагогов, педагогов, психологов, воспитателей, работников торговли,
руководителей, менеджеров и т. д. В настоящее время эмоциональное
выгорание понимают как механизм психологической защиты, выработанный
личностью в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на
психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание представляет
собой приобретенное профессиональное поведение, позволяющее человеку
экономно дозировать и расходовать энергетические и эмоциональные
ресурсы.
На развитие синдрома «эмоционального выгорания» влияют внешние и
внутренние факторы. К внешним факторам, провоцирующим синдром,
относят: хроническую напряженную психоэмоциональную деятельность,
связанную с интенсивным обращением и эмоциями; завышенные нормы
контингента (например, учащихся в классе); нечеткую организацию и
планирование деятельности; повышенную ответственность за исполняемые
функции (за благополучие пациентов, учащихся, клиентов);
неблагополучную психологическую атмосферу профессиональной
деятельности (конфликтность в системе «руководитель - подчиненный»,
«коллега - коллега», «учитель - ученик»); психологически трудный
контингент (дети с акцентуациями характера, неврозами, психологическими
особенностями возраста; нарушители дисциплины). В результате
воздействия этих факторов педагог прибегает к экономии эмоциональных
ресурсов: «не обращать внимания», «беречь нервы», то есть к
эмоциональному игнорированию напряженных ситуаций.
К внутренним факторам, влияющим на развитие «эмоционального
выгорания», относят склонность к эмоциональной ригидности.
«Эмоциональное выгорание» быстрее возникает у тех, кто более
эмоционально сдержан. У людей импульсивных, эмоционально гибких,
чувственных, отзывчивых развитие симптомов «выгорания» проходит
медленнее. С другой стороны, данное психологическое явление возникает у
людей, воспринимающих обстоятельства профессиональной деятельности
слишком эмоционально. Это часто свойственно молодым специалистам с
повышенной ответственностью за исполняемые обязанности. Каждая
напряженная ситуация в профессиональной деятельности оставляет глубокий
след в душе, вызывает интенсивное соучастие и сопереживание,
мучительные раздумья и бессонницу. Постепенно эмоциональные ресурсы
истощаются и возникает необходимость беречь их, прибегая к механизмам
психологической защиты.
Стимулирует развитие «эмоционального выгорания» слабая мотивация
к профессиональной деятельности. В таком случае не проявляется
сопереживание, соучастие, интерес к детям, развиваются крайние формы
«выгорания» - безразличие, равнодушие, душевная черствость.
Наиболее подвержены «выгоранию» те, кто реагирует на напряженные
ситуации агрессивно, несдержанно. К «сгорающим» относят и
«трудоголиков» - тех, кто решил полностью посвятить себя работе и работает
до самозабвения.
Результатом такой деятельности является развитие следующим
симптомов «выгорания» : чувства эмоционального истощения, изнеможения;
развитие негативного отношения к клиентам; негативного самовосприятия в
профессиональном плане и заниженной самооценки; агрессивных чувств
(раздражительности, напряженности, гнева); упаднического настроения,
цинизма, пессимизма, апатии, депрессии; психосоматических недомоганий
(усталости, утомления, бессонницы, желудочно-кишечных расстройств и